Урок
литературного чтения в 4 классе
Тема:
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Цель: осознать и
осмыслить идейное содержание сказки; развитие философских представлений
(что имеет ценность в жизни).
Задачи:
- совершенствовать навыки выразительного
и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с
книгой;
- развивать речь детей, пополнять
словарный запас;
-воспитывать любовь к чтению книг,
доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство
ответственности за тех, кто рядом; развивать организационные и
коммуникативные общеучебные умения.
Оборудование: портрет писателя,
памятки краткого пересказа, оценочные листы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Перед началом урока, для создания
особого эмоционального настроя, звучит песня «Маленький принц», музыка М.
Таривердиева, Н. Добронравова.)
- Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг
другу, подарите всем свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному
общению.
2.Актуализация знаний.
- С каким произведением продолжаем
сегодня работать?
- Кто его автора? ( Антуан де
Сент-Экзюпери)
-Назовите жанр этого произведения.(сказка
– повесть)
- Почему это сказка – повесть?
- Кто главный герой повести? Почему так
считаете?
- О каких событиях происходивших в жизни
Маленького принца вы читали дома? (о путешествиях к астероидам)
-Что заставило Маленького принца покинуть
свою планету?(ссора с розой, грусть, одиночество)
- Вспомните название раздела ,в котором
помещена эта повесть.
(Самого главного глазами не
увидишь)
- Откуда эти слова?
-Как вы понимаете эту цитату?
(Увидеть главного нельзя, главное надо
понять)
3.Постановка цели и задачи урока.
-Исходя из темы и данной цитаты, сформулируйте
цель урока.
Понять главное,
что хотел донести автор до нас (читателей), знакомя с обитателями астероидов.
-На каких астероидах побывал Маленький
принц? (325,326,327,328,329,330)
-Как вы думаете, что бы сказал Маленький
принц, услышав такой ответ?
(Так могут ответить только взрослые, которые
не поняли главного о
каждом обитателе астероидов)
-А как бы на этот вопрос ответил Маленький
принц?
(Он дал название астероиду и рассказал о
каждом обитателе)
- Сегодня на уроке нам предстоит
составить карту путешествия Маленького принца, которая нам поможет понять
главное о каждом обитателе.
- Что нам поможет справиться этой задачей?
(Внимательное, осознанное чтение, умение
находить ключевые слова и главные мысли)
4.Составление карты путешествия
принца.
(Нахождение главной мысли в
каждой главе)
·
Словарная
работа
- Все ли слова вам были понятны при чтении
дома?
- Как вы узнавали значение незнакомых
слов?
- Объясните значение слов, которые на доске:
тщеславный, честолюбивый, порядочный,
нелепый, эфемерный, презирать, этикет.
- Где вы воспользуетесь этими знаниями?
·
Работа
в группах
Следующую часть урока вы будете работать в
группах.
- Какое главное правило работы в группах
вы помните?
- Чтобы ваша работа была продуктивной вы
будете оценивать свои результаты самостоятельно с помощью оценочного листа.
- Каждая группа работает с одной из шести
глав.(10-15глава)
- Ваша задача: в течение 5 минут найти
главную мысль главы, по ней придумать название астероида и записать всё это на отдельных
листах.
Самостоятельная работа в
группах.
- В каком порядке начнём проверку работы
групп? (с астероида 325)
Представители от групп выходят по одному,
вывешивают на доску название астероида и главную мысль. Весь класс оценивает работу
групп.
Карта путешествия
1группа – 10 глава
Название астероида: «Мудрый король»
Главная мысль: «Себя судить труднее, чем
других»
2группа – 11 глава
Название астероида: Честолюбец
Главная мысль: «Тщеславные люди глухи ко
всему кроме похвал»
3группа – 12 глава
Название астероида: «Совестливый человек»
Главная мысль: «Отвечай за свои поступки»
4группа – 13 глава
Название астероида: «Делец»
Главная мысль: «Каждый должен приносить
пользу своими делами»
5группа – 14 глава
Название астероида: Верный слову
Главная мысль: « Будь верен своему слову,
думай не только о себе»
6группа – 15 глава
Название астероида: «Географ»
Главная мысль: «Учись сам добывать новые
знания»
Оценивайте свою работу в группе по
оценочному листу.
Физкультминутка
Перечитайте ещё раз главные мысли, которые
вы видите на доске.
«Себя судить труднее, чем других»
«Тщеславные люди глухи ко всему
кроме похвал»
«Отвечай за свои поступки»
«Каждый должен приносить пользу
своими делами»
«Будь верен своему слову, думай не
только о себе»
«Учись сам добывать новые знания»
- Какой литературный жанр напоминают
записанные главные мысли?
(пословицы)
- Что заключено в пословицах? (Совет,
народная мудрость)
- Какую работу выполняют пословицы?
(Учат, как поступать в жизненных
ситуациях)
- Значит, как можно назвать эти мысли? (Уроки
жизни)
5. Краткий пересказ глав повести
- Что же главное мы поняли, путешествуя с
Маленьким принцем по астероидам? (Жизненные уроки)
-Эти уроки необходимо каждому усвоить,
чтобы вы применили их в жизни.
- Какие есть способы запоминания текста?
- Какие виды пересказа вы знаете? (подробный,
выборочный, краткий)
-Каким пересказом мы сегодня
воспользуемся?
-Почему? (Чтобы быстро и точно донести
главную мысль каждой главы)
- Вспомните этапы краткого пересказа.
Повторение по
памятке.
1.Разделить текст на смысловые
части
2.Найти ключевые слова каждой
части.
3.Выделить главную мысль.
Самостоятельная работа в группах.
Каждая группа работает с той же главой. Выбирают
лучшего из группы для краткого пересказа своей главы.
Выслушиваем представителей каждой группы.
Оцениваем пересказ, исправляем, даём совет.
6.Итог урока.
- Что вы, ребята смогли понять главного из
путешествия Маленького принца по астероидам?
(Всегда надо
помнить ,что главное нельзя увидеть, его надо понять)
7.Рефлексия.
Вернитесь к оценочным листам.
Подсчитайте свои результаты.
Кто доволен свой работой? Расскажите.
8.Домашнее задание.
По выбору:
- краткий пересказ всех шести глав;
- подобрать пословицы к каждой из этих
глав.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.