Тема: В. Астафьев «Капалуха»
Цель:
- обогащать и уточнять словарь;
- расширить представления о природе;
- воспитывать экологическую, эстетическую чуткость, зоркость по
отношению к природе.
Оборудование: портрет писателя, предметные картинки, записи с голосами
птиц
Ход урока
- Организация класса.
- Введение в тему/
- По какой теме работаем?
- О чём эта тема?
- Назовите авторов и произведения, которые изучали по
данной теме.
- Назовите произведения и авторов, которые вам
запомнились.
- Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его
произведением
по теме ”Люби живое”.
- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович
Астафьев).
- Подготовка к восприятию новых знаний.
1. Беседа.
- Какие произведения этого автора вы читали?
- О чём пишет писатель?
- Обратите внимание на портрет этого автора.
В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на
берегах Енисея. Очень любил свой край, его природу. Большинство его
произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его
жизнь. Сегодня прочитаем рассказ "Капалуха”.
- Что означает это название? (Птица, глухарь)
- Что вы знаете об этих птицах?
- Послушайте сообщение о глухаре.
Глухарь
– это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут
в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой
водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу.
Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо
беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
- Почему птицу носят такое название?
- Послушайте голоса птиц (ток глухаря).
- Что услышали?
- Отправляемся в особый лес, тайгу.
- Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно
проходимый лес)
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и
понимать их.
2. Словарная работа.
- Читаем хором.
Тайга – трудно проходимый лес
Просека – очищенное от деревьев место
Пастьба – место, где пасут скот
Валежник – сухие сучья, деревья
Папоротник – растения с крупными листьями
Черничник – заросли черники
Покоробленные – кривые
Напружены – напряжены
Альпийским – высокогорные
- Чтение произведения и работа над содержанием.
-
Прочитаем по частям.
Прислушайтесь к своим чувствам.
- Комбинированное чтение.
1 часть – учитель
2 часть – ученик
3 часть – ученик
4 часть – ученик
- Что чувствовали при чтении?
- Обоснуйте свои чувства.
2. Работа над текстом по плану:
- У черничного бугорка на просеке.
- Гнездо! Гнездо!
- Тревога капалухи.
- …………………. (Снова в гнезде)
3. Работа по частям плана.
1 часть "Жужжащее чтение”.
- Задайте друг другу вопросы по содержанию этой части.
- Где происходило действие?
- Что делали дети в тайге?
- Где поднялся шум?
2 часть Чтение про себя.
- Прочитайте название.
- Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
- Почему сердце автора забилось от испуга?
- Как выглядело гнездо?
- Почему дети не взяли яйца?
3 часть Чтение вслух.
- Что вас поразило, удивило в этой части?
- Какой матерью была капалуха?
- Кого она вам напоминает? Почему?
- Что испытала птица?
- Как об этом сказал автор?
4 часть Индивидуальное чтение.
- Что испытывали ребята?
- А глухарка?
- Какие чувства испытали вы?
Работа с иллюстрацией.
- Расскажите, какой момент изображён?
- Найдите строчки для подписи.
- Прочитайте.
- Рефлексия.
- Какой жанр этого произведения?
- Тема?
- Главное действующее лицо этого произведения?
- Какая главная мысль?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека.
Как связать пословицу: "Добра мать до своих детей, а земля до всех
людей” с содержанием текста?
- Главное назначение человека – творить добро. Беречь
землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.
- Что значит быть добрым к природе?
- Вспомним слова М.М.Пришвина:
"Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши
леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе
– вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу - значит охранять Родину”.
VII.
Итог урока.
- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а
человеческая доброта помогает природе стать красивее.
VIII. Домашнее задание
- повторное чтение рассказа,
- выборочный пересказ понравившейся части,
- рисунок по содержанию текста (по желанию).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.