Тема
урока
|
Необычное в обычном
мире
(Виктор Хмельницкий
«Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»).
|
Цель
урока
|
умение
увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа сказок
В.Хмельницкого.
|
Планируемый
результат обучения
|
В
результате изучения темы обучающиеся
-
познакомятся со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного
жанра;
- научатся:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку
учителя, товарищей.
• основам смыслового восприятия художественных
текстов, выделять существенную информацию из текстов;
• осуществлять анализ произведений с выделением
существенных и несущественных признаков.
• допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
|
Основные
понятия
|
Сказка-миниатюра,
дождь, соловей, бабочки.
|
Межпредметные
связи
|
Окружающий
мир, музыка.
|
Ресурсы
|
1.Учебник
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой
мир»).
2.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению.
3.Презентация
к уроку.
4.
Презентация обучающегося «Соловей – голосистый чародей».
5.ЭОР
(запись дождя, пение соловья).
|
Этапы
урока
|
Формируемые
УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Мотивация к учебной
деятельности
|
Регулятивные:
- уметь слушать в
соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- уметь выделять
существенную информацию из текста загадки.
|
- Сегодня у нас необычный урок. Я хочу
пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами,
отгадав загадку:
Ждёт нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес)
|
Самоконтроль
готовности.
Настрой
на работу.
Отгадывают
загадку.
|
Актуализация
знаний, постановка учебной задачи
|
Познавательные:
- уметь ориентироваться в
своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять
учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
|
- Прежде чем отправиться на лесную
прогулку, давайте вспомним название раздела: («Самое обыкновенное чудо»).
- С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника?
(розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку)
- В конце нашей прогулки
мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть
в обычном мире»?
- Итак, мы
заходим в лес.
|
Демонстрация
знаний, умений.
Принятие учебной
задачи.
|
Открытие
новых знаний
1 этап. Работа с текстом
до чтения
|
Познавательные:
- уметь
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь
оформлять свои мысли в устной форме.
|
- Но что
это? По-моему собирается дождь.
- А вы были
в лесу во время дождя?
- А с чего
начинается дождь?
-
Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем,
во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном
самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу.
-
Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать
убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть где укрыться!
-
Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только
наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление.
-
Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте
звенящую тишину леса во время дождя
- Какое
настроение бывает у вас во время дождя?
- Как вы
думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит?
- Сейчас мы
и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого.
- Ребята, а кто знает, что такое миниатюра?
-
Полина И., возьми, пожалуйста, словарь и найди нам значение этого слова.
- В сказках Виктора Хмельницкого
как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам,
привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря - в этих
сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и
понятными, как будто они живые и родные нам.
- Полина И.,
прочитай значение слова «миниатюра».
- С такими сказками мы
сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131.
- Прочитайте имя, фамилию автора и
заглавие.
- Как вы
думаете, о чём мы будем читать?
Рассматривание
иллюстрации.
- Назовите
героев сказки.
- Какое у
них настроение? Почему?
- Как вы
догадались?
|
Определение
смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Выражение своих чувств,
мыслей.
Работа с
толковым словарём.
Восприятие
информации.
Выделяют героев
по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с
опорой на читательский опыт.
|
2 этап. Работа с текстом
во время чтения.
|
Регулятивные:
-
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы
на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь осуществлять анализ
объектов художественного произведения с выделением существенных и
несущественных признаков;
- уметь определять
главную мысль текста;
- уметь осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием
учебной литературы.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
|
Чтение
текста учителем.
- Почему
изменилось настроение у всех обитателей леса?
Перечитывание
текста.
1-2 абзацы:
- Рады ли
бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор
рисует их незавидное положение.
- А как же
иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! (очевидно, что-то
изменится. Надо читать дальше!).
3 абзац:
- Как вы
понимаете выражение «всё было нипочём»?
- Почему
крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.
- Что
значит предусмотрительно выкопал?
Чтение
предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!»
- Сравните
по интонации это предложение с уже прочитанными (оно восклицательное).
- Какое
слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг)
- С кем
будут связаны эти изменения? (с лягушками)
Чтение
до конца.
- Как вели
себя лягушки? Почему у них другое настроение?
- Обратите
внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за
предложения?
- А почему
изменилось настроение у всех обитателей леса?
- Что
значит лягушачье веселье оказалось заразительно? (быстро передалось другим)
- А почему
грустил крот?
- В каком
предложении заключена главная мысль сказки «Дождь в лесу»? Найдите и
прочитайте.
Выразительное
чтение сказки.
Работа в
парах с заданием:
-
Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения
героев сказки изменением интонации при чтении).
- Оценить
чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность,
выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист
оценивания).
- Молодцы!
Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
|
Восприятие текста.
Наличие первичной
эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Выражение своих чувств,
мыслей.
Словарная
работа.
Словарная
работа.
Отвечают
на вопросы.
Читают
текст.
Анализируют
текст.
Работают
в парах.
Выразительно
читают.
Оценивают
своих товарищей.
|
Физкультминутка
|
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
|
Музыкальная физкультминутка
для глаз
|
|
3 этап. Работа с текстом
после чтения.
|
Регулятивные:
-
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
-
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
- уметь
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
|
- Работая в
парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при
чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета.
Творческое
задание: рабочая тетрадь с.50 № 1.
- Прочитайте задание. Кому
нужна помощь? Поднимите руку.
-
Приступаем к выполнению задания.
- Какие
цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки, светлые - с момента
появления лягушки). Повторное обращение к иллюстрации:
- К какой
части сказки эта иллюстрация? Докажите.
- На чём
художник сосредоточил особое внимание?
- Мимо чего
он прошёл? Чем это можно объяснить?
- Найдите и
прочитайте тот момент сказки, который изобразил художник.
- Какое же
чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу»? (Лягушки, звук дождя.)
- Дождь в
лесу закончился. Мы выходим из укрытия, нам было прохладно и сейчас мы
немножко согреемся.
|
Принятие
учебной задачи.
Выполняют
задание.
Отвечают на вопрос,
объясняют.
Отвечают на вопросы,
доказывают, аргументируют свои ответы.
Формулируют
вывод.
|
Физкультминутка
|
Личностные УУД:
умение
применять правила охраны своего здоровья
|
Подвижная музыкальная
физминутка «Зарядка»
|
|
Открытие
новых знаний
1 этап. Работа с текстом
до чтения
|
Познавательные:
- уметь
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь
оформлять свои мысли в устной форме.
|
- Продолжим
нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? (поёт соловей)
- Ребята, а
кто знает, что это за птица пела?
- А что вы
знаете про соловья? Из каких источников вы узнали?
- Ксюша нам
тоже хочет рассказать про соловья.
Презентация
Ксюши.
- Какими
источниками ты пользовалась при составлении презентации и сообщения?
- Ни одной
птице поэты и писатели не посвятили столько строк, как соловью.
-
И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре Виктора
Хмельницкого «Соловей и бабочка».
|
Отвечают на вопросы.
Демонстрация
знаний.
Восприятие
информации.
|
2 этап. Работа с текстом
во время чтения.
|
Регулятивные:
-
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы
на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь определять
главную мысль текста.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Чтение
сказки самостоятельно.
Чтение
сказки вслух.
- Для кого
же пел соловей?
-
Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор?
(сказочное объяснение)
- Найдите и
прочитайте самые важные предложения, в которых автор выразил главную мысль?
Чтение по ролям.
- Назовите действующие
лица сказки (бабочка, соловей, автор).
Чтение по ролям.
- Молодцы, все хорошо
прочитали.
- Ребята, а
вы что знаете о бабочках? Из каких источников вы узнали эту информацию?
- Обратим
внимание на выставку познавательной литературы, которую вы подготовили к
сегодняшнему уроку.
- В каких
случаях вы пользуетесь этими энциклопедиями?
|
Читают сказку самостоятельно и вслух.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод.
Выделяют действующих лиц.
Читают по ролям.
Демонстрируют свои
знания.
|
Итог урока. Рефлексия
|
Познавательные:
- уметь формулировать
несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать
оценку учителя, товарищей;
|
- На этом наша познавательная прогулка по лесу
подходит к концу.
- Что же необычного мы
сумели увидеть в обычном лесу?
- Почему сказки Виктора Хмельницкого называются
миниатюрами?
- Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы
вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали
ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.
-
Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на
уроке.
|
Демонстрация главного
итога: ответ на проблемный вопрос.
Оценка и рефлексия
собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание
(творческое)
|
Регулятивные:
- уметь слушать в
соответствии с целевой установкой;
|
.Подготовить
выразительное чтение сказок..
|
Восприятие и осмысление
информации и запись домашнего задания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.