Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема
"Виктор Голявкин. "Никакой я горчицы не ел"
·
Иванова
Елена Васильевна, учитель
начальных классов, руководитель городской проблемной группы
"Образовательная картография"
Разделы: Начальная
школа
Цели: создать условия для:
1.
раскрытия смысла художественного произведения;
2.
формирования художественно - эстетического восприятия учащихся,
развития речевых и мыслительных навыков;
3.
воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.
Ход урока.
I.
Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)
У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.
II.
Актуализация знаний.
У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его
рассказывает подготовленный ученик)
Всё для всех
Каменщик
строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А
перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)
У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что
наш труд- учеба и т. д.
III.
Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)
У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я
горчицы не ел».
- Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный
ученик)
Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31
августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с
отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт
живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по
специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная
публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале
"Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный
вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под
дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых
"Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам.
Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа.
Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов:
"Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к
нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон".
Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с
Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен
приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась
персональная выставка живописи в Доме писателя.
Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки
в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки.
Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший
мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше
знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют,
что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом
в голове не утихает думательный моторчик.
У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.
Д:
1.
Виктор Голявкин – художник и писатель.(Слайд
№ 4)
2.
Сюжеты для рассказов брал из жизни.
3.
Героями чаще всего являются мальчики.
У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут
принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд
№ 5)
Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.
Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у
которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего,
мальчик.
У: Давайте сформулируем цель урока.
Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд
№ 6)
У: А какие есть предположения по этому поводу?
Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.
У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд
№ 7)
Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.
(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)
Гипотеза: Кто-то обидел.
Не хочет учиться.
IV.
Работа с текстом.
У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения
план.
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и
ходи.»
У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие
чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд
№8)
Д: Хотелось петь, испытывал радость.
У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.
У: Что даст ему встреча?
Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.
У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше
составляем план.
(Слайды №№ 8,9)
№
|
Название части.
|
Какие чувства испытывал герой?
|
Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?
|
Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
|
1
|
Прогульщик
|
Хотел петь, радовался свободе.
|
|
|
2
|
Шофер
|
Вздохнул и дальше пошел.
|
Прогнал (Не умеешь, не надо).
|
Делай то, что умеешь.
|
3
|
Изобретатели
|
Удивление, обида, возмущение.
|
Смеются над ним, Иронизируют.
|
В мире много непознанного. Познай!
|
4
|
Дворник
|
Нечем заняться, скучно, обида.
|
Злится, прогнал. Метла для работы.
|
Не мешай другим работать.
|
5
|
Строители
|
Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)
|
Прогнали, накричали.
|
Знай правила безопасного поведения.
|
6
|
Кондуктор
|
Усталость, испуг, стыд, страх.
|
Определила, что он прогульщик, разоблачила.
|
Тайное становится явным.
|
7
|
Экскаваторщик
|
Удивление, желание работать на экскаваторе.
|
Не захотел разговаривать.
|
Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
|
V.
Вывод.
У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли
мы цели?(Слайд №10)
Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки,
т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили,
тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к.
не хочет учиться.
У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд
№ 11)
Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.
VI.
Творческая работа. (Слайд № 13)
У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу?
Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.
Д: Первый.
VII.
Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)
Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.
Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.
Подобрать пословицы или крылатые выражения.
Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»
VIII.
Рефлексия. (Слайд № 15)
Литература.
1.
Виктор Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Любое издание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.