Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / конспект урока по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

конспект урока по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Система образов романа.

Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна

Цели изучения романа:

-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;

-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;

-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;

-- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;

-- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Ход урока

  1. Проверка знаний. Викторина (учащиеся получают вопросы на первом уроке по изучению романа)

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» отличается необычайным художественным лаконизмом и обстоятельностью. Как отмечают исследователи, редкая вещь, однажды упоминаемая автором, не появляется потом вторично или даже в третий раз в каком-нибудь новом значении. Достаточно вспомнить, какую роль в развитии сюжета играет заячий тулуп. Почти ни один даже второстепенный персонаж не исчезает бесследно в повествовании.

Попробуем ответить на вопросы:

  1. При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где?

  2. Впервые войдя в дом капитана Миронова, Гринев заметил на стене «диплом офицерский за стеклом и в рамке». Где и когда он вновь упоминает об этом дипломе?

  3. В первой главе повести говорится о придворном календаре, любимом чтении старика Гринева. Где снова сказано об этом календаре?

  4. Екатерина II вручила дочери капитана Миронова письмо для ее «будущего свекра». В каком месте повести вновь появляется это письмо?

  5. Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринев «и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться». Однако встретился. Когда? Зачем понадобился в этих обстоятельствах Зурин?

  6. Когда и при каких обстоятельствах в повести дважды появляется изувеченный башкирец?

  7. Где и когда дважды упоминается князь Б., дальний родственник Гриневых?

  8. В главе IV Гринев рассказывает об уряднике, который был послан комендантом «разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям». В каких местах повести урядник появляется вновь? При каких обстоятельствах?

  1. Слово учителя.

На уроке мы постараемся выяснить роль и особенности взглядов рассказчика и в какой-то мере – позиции автора, постараемся рассмотреть идейно-художественную структуру романа, готовиться к написанию характеристик персонажей «Капитанской дочки».

Выбор фигуры повествователя не случаен. Известна длительная работа Пушкина над вариантами романа, связанная с определением угла зрения на действительность. Стремясь к достоверности и объективности, поэт остановился на фигуре среднего дворянина, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств – доброты и благородства

На фоне грозных событий развиваются истории героев и автора в первую очередь интересуют человеческие отношения. Даже Пугачев (историческое лицо) представлен устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.



Следующий этап работы связан с отбором материала по составлению характеристик героев. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает с текстом романа, отбирая материал для характеристики героев.

  1. Домашнее задание. Продолжить работу по отбору материала для характеристики героев, составить свои планы характеристики героев.

  • Русский язык и литература
Описание:

Цели изучения романа:

  • заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
  • проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
  • раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
  • продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
  • раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.
Автор Мидзяновская Ирина Георгиевна
Дата добавления 16.02.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 877
Номер материала MA-070229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»