НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания
героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы
поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического
мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного
отношения к людям.
ХОД УРОКА
I.
Вступительное
слово учителя.
Сегодня мы
завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А
какое еще название существует у этого произведения? Какое настроение осталось у
вас после прочтения повести?
-Мы знаем,
что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства.
В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый
великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других
людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его
мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
Современники называли его «нравственным гением».
1. Словарная работа
-А что такое нравственность?
Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый
словарь) - СЛАЙД
Наша
задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения
с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из
произведения.
Урок наш
будет не просто занятием, а уроком милосердия
и добра.
2. Звучит
песня «Генералы песчаных карьеров».
-
Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?
- Как вы
думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся)
- Как вы
думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая
песня?
(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция,
выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а
также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно
об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)
– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней
для вас было горше и печальнее всего? Почему?
(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в
родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)
Учитель: Тема обездоленных
и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников,
поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства
перекликаются между собой, дополняя друг друга.
III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного
общества” (Слайды 6–13). Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.
Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие
дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети,
Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся
отвечают на вопросы учителя:
1. В чем созвучие полотен русских художников в повести
Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках
нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине
В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)
2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах
русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести,
называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой
это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные
личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела,
оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те,
кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее
архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной
тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать
отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни
спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в
ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые
дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие
чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)
- Скажите мне,
пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем
ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о
тяжелой доле детей)
-
Какие
чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)
-
Что такое
сострадание?
-
Но
всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона.
-
Попробуем
их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой
шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем
вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что
изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.
Помните, как
сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца,
вместо холодного камня».
- Как вы понимаете эти слова?
- Какими качествами или, будем
говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?
Ребята перечисляют:
доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование.
Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.
- А как вы понимаете эти слова?
Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.
- Нелегко, не правда ли? Мне в
этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов,
писателей, исследователей.
На доске
появляются толкования слов.
Добродетель всякая есть свет душевный.
Любовь -
чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней
привязанности.
Без любви добра не бывает.
…возлюби ближнего своего, как самого себя.
Доброта - отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех.
Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие
недостатки.
Д.С.Лихачёв
Милосердие - готовность помочь
кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.
Сострадание - жалость,
сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.
Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.
Совесть - чувство нравственной
ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от
зла.
Самопожертвование - жертвование своими личными
интересами ради других.
-
А Вася наделён этими добродетелями?
-
Найдите в тексте подтверждения этому.
Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на
уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.
-
Посмотрите, как тесно между собою связаны
добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без
самопожертвования не бывает.
-
Каким же стал Вася после встречи с Марусей и
Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом,
бродягой, он убегает из дома) А каким он стал в конце произведения? (после
встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что
рядом с ним близкие, любящие его люди)
-
Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что
твоя дорога пролегла через нашу»?
-
А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?
Вывод учителя:
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать
боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла
ему путь к себе, к своим близким.
Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют
душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится
сострадать и помогать другим.
-
Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
Чтение
отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую
весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а
иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно
лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с
сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями.
Первыми планами крылатой и честной юности.
Когда же пришло время и нам оставить тихий город,
здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над
могилкой свои обеты».
-
Что же
изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)
-
Прочитайте
те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном
фрагменте они выделены. (12)
-
Почему
же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем
холодный камень?
-
А
вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно
очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории
вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
-
Да,
добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он
приобретает.
-
Какой
урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься
вас?
Творческая
работа- составление синквейнов.
·
-Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно
существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2
строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3
строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4
строка – фраза, несущая определенный смысл.
5
строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн 1 в. –Вася Маруся
– 2 в.
Одинокий,
добрый Грустная,
маленькая
Помогает,
поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает
Приносит
куклу для Маруси Серый камень
высасывает жизнь
Милосердие Бедность
Домашнее
задание.
1.
Приходилось
ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.
2.
Что
значит уметь сострадать?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.