Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.


ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А какое еще название существует у этого произведения? Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?

-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих  произведениях  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый словарь) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а  уроком милосердия и добра.

2. Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».

-  Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?

- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся)

- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13)Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко? 
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан? 
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)

  • Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)

  • Что такое сострадание?

  • Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона.

  • Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.

  • А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.

  • Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.


Любовь -

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.


Без любви добра не бывает.


возлюби ближнего своего, как самого себя.


Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Д.С.Лихачёв



Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.


Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.



Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.





Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.



Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.


Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

  • А Вася наделён этими добродетелями?

  • Найдите в тексте подтверждения этому.

Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.

  • Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.

  • Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома) А каким он стал в конце произведения? (после встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)

  • Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

  • А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

  • Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

  • Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

  • Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном фрагменте они выделены. (12)

  • Почему же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

  • А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.

  • Да, добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

  • Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?


Творческая работа- составление синквейнов.

  • -Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.

Одинокий, добрый Грустная, маленькая

Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает

Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь

Милосердие Бедность


Домашнее задание.

  1. Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.

  2. Что значит уметь сострадать?


Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

Этот урок соответствует ФГОС. Разработан по программе Меркина Г.С. 6 класс. Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.На уроке просматриваются межпредметные связи.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ишмухаметова Ляйсан Магдеевна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1701
Номер материала MA-065797
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓