1.
На ваших столах – раздатки-тексты «Человек
обостренной совести». Прочитайте самостоятельно текст, отделяя главную
информацию от второстепенной (см.Приложение 1). Пользуйтесь для этого
карандашом. По прочтении текста в тетрадях составите кластер по биографии
Гаршина. (10-12 минут).
Ребята, почему
текст о Гаршине назван так? (Писатель был действительно человеком очень
совестливым).
Какое
слово-символ будет в вашем кластере главным? (Гаршин).
Какую информацию
о Гаршине будет содержать ваш кластер? (1. Старобельск. Грустное детство.2.
Петербург. Учеба. 3. Горный институт. 4. 1877г. Участие в русско-турецкой
войне).5.Писательский труд.
Что вас удивило в
рассказе о Гаршине? Что запомнилось?
2.
Словарная работа:
Дрезина – это
небольшая тележка, передвигаемая по рельсам вручную.
Костыль - Это
толстый гвоздь, которым рельс прикрепляется к шпале.
Верста(1,06
км), сажень(2,13)
3.
Аналитическая работа по рассказу «Сигнал».
Кто
является главными участниками этого рассказа?
Семен
Иванов и Василий Спиридов
Давайте выполним следующее задание в парах,
чтобы охарактеризовать каждого из персонажей. На каждой парте у вас есть два
конверта: на первом написано» Семен Иванов», а на другом
–« Василий Спиридов», а также 10 фрагментов, на которых написана
характеристика героев (см. Приложение 2). Вы должны разложить по конвертам фрагменты
текста, характеризующие конкретного героя.
Класс
выполняет задание. (2-3 мин.)
Итак,
какие фрагменты рассказа характеризуют Семена Иванова, а какие Василия
Спиридонова?
Давайте
прочитаем фрагментную характеристику каждого героя.
Ученики
зачитывают фрагменты, характеризующие персонажей: сначала о Семене,
а
затем о Василии.
Хорошо,
а теперь давайте подведем итог. Похожи или различны образы главных героев?
Различны.
Каким
же представляется вам Семен?
В рассказе Семен предстает человеком, одной
из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам,
«талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда
Семен «служил в денщиках», позволяет понять, что
постепенно в характере Семена чувство
ответственности выходит на первый план. Им он руководствуется и по отношению
к работе на железной дороге. Семен с покорностью довольствуется малым и все
время пытается убедить и Василия действовать также. В
решающий момент он старается сделать все,
чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Хорошо! А каким вы увидели Василия?
Василий – человек импульсивный, легко
возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Он не намерен довольствоваться
тем, что имеет. Он не хочет смириться со своей судьбой. Его захлестнули
злоба, обида, желание нанести ответный удар. Чтобы отомстить, Василий портит
пути, за которыми обязан был смотреть.
Итак, образы главных героев различны. Чьи
действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?
Давайте выполним следующее задание.
Подберите к поступку Семена определения,
которые, на ваш взгляд являются наиболее точными. Например, поступок Семена:
самоотверженный,… (храбрый, бескорыстный, гуманный, достойный)
Ребята, как можно назвать поступок,
обладающий этими качествами?
.. Подвиг
Учитель: Ребята, а в первый ли раз Семен
жертвует собой ради других? И снова нам ответить на вопрос поможет конверт.
Дети находят и зачитывают фрагмент с
описанием военной жизни героя и делают вывод о том, что Семен незаметные,
ежедневные подвиги совершал, еще будучи на войне.
Итак, простой человек, скромный и
неяркий, оказывается способным к подвигу, так как героизм вошел в его плоть и
кровь.
А теперь давайте подумаем над действиями
Василия. Однозначны ли они?
Можно сказать, что Василий совершает 2 поступка:
1) Ставит под угрозу жизни людей, испортив
пути;
2) Спасает людей;
Давайте охарактеризуем первый поступок
Василия так, как и поступок Семена. Итак, первый поступок Василия: импульсивный,…
(гневный, античеловеческий, подлый,
мстительный, необдуманный)
Дети, хотел ли Василий, чтобы пострадали
пассажиры?
Василий не задумывался о судьбе пассажиров.
Им движет только желание отомстить своим обидчикам. Он произносит очень
значимую для понимания его настроения в тот момент фразу: «…да ну их совсем и
с дорогой ихней!»
Как вы думаете, что повлияло на возвращение
ослепленного обидой Василия?
Сожалеет ли Василий о содеянном? Подтвердите
текстом.
«Выскочили из вагонов люди, сбились толпою.
Видят: лежит человек весь в крови, без памяти; другой возле него стоит с
кровавой тряпкой на палке. Обвел Василий всех глазами, опустил голову:
- Вяжите меня, - говорит, - я рельс
отворотил».
Опишите второй поступок Василия
Второй поступок Василия: достойный,…
(справедливый, честный).
Скажите. ребята, а как называется чувство
сожаления по-другому (раскаяние)
Ребята, может ли чувство раскаяния как-то
компенсировать необдуманный поступок Василия?
Таким образом, несмотря на различие
характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они
поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой
пострадали бы пассажиры.
На
центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в
произведении. Показываются участники этого конфликта с их различными
характерами и мироощущением (в виде параллельных прямых – символ того, что
ничего общего в их жизни нет!). Но мы уже говорили о том, что в решающий
момент герои поступают одинаково! (Параллельные линии жизни героев пересекаются!)
Это мы и видим с вами в нашем графике.
Ваш прогноз, ребята?
После пересечения как сложится жизнь героев?
Аргументируйте свой ответ, попытайтесь достроить график…
Подготовить пересказ эпизода от имени одного из пассажиров поезда.
Чему учит рассказ?
Что такое настоящий подвиг?
Можно ли говорить о подвиге писателя Гаршина?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.