Урок литературы в 10 классе по теме
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.
Проблематика и
поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цели:
1.
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как
писателя-сатирика.
2.
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать
навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и
гротеске.
- Показать на примере сказок переплетения
«образов человеческих и звериных».
Задачи:
- проверить литературоведческий и бытовой
уровни усвоения произведений писателя;
- развивать лингвистические умения: строить
связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
- совершенствовать умения доказывать,
опровергать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать интеллектуальные способности;
- воспитывать чувства гражданской
ответственности и патриотизма учащихся.
Оборудование:
мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Форма проведения урока:
презентация.
Форма организации учащихся:
индивидуальная, коллективная.
Тип урока: объяснение нового
материала
Ход
урока.
1. Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.
2. Вступительное слово учителя. У каждого
русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до
конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную,
творческую интеллигенцию.
Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста,
критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный
взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую
суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё
непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним:
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо,
кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в
тетради.
- Что мы помним из биографии
писателя? (Ответы учеников).
3. Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион):
медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения
вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с
«диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал
ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош,
коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба
не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка
является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий
сказок?(Ответы учеников.)
4. Биография писателя. Учащиеся делают записи в
тетради. Слайды.
Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина
в более полном объёме.
Предлагаем конспект учащегося. Учитель
подробнее комментирует слайды.
1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда
Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.
1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.
1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.
1845-47 - участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического
идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные
записки».
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих
повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя,
за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал
"Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н.
Щедрин.
1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в
Рязани и Твери.
1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала
"Современник".
1864 - вернулся на государственную службу.
1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой
палатой.
1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего
казённой палатой.
1868 - получил отставку и стал одним из редакторов, а
после
смерти Некрасова - ответственным редактором
"Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города",
"Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
1880 - "Господа Головлевы", "Современная
идиллия" и другие произведения.
1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».
1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская
старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений,
дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также
большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в
Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
В прощальном письме
к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную
литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное
сообщение первого ученика. Слайды.
Записи в тетрадях.
«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя:
они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет,
с 1882 по 1886 год.
Сопоставительный
анализ: общие черты (с примерами из текста).
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
•
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.
•
Сказки русского народа
Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.
Проблематика
сказок.
•
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь
на воеводстве», «Орел-меценат»)
•
Отношения мужика и барина («Дикий помещик»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
•
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
•
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
•
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
•
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Поэтика.
Художественные особенности сказок (с примерами из текста).
•
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная
лексика)
•
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности)
•
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
•
Социальная сатира (сарказм и реальная
фантазия)
•
Обличение через отрицание (показ дикости
и бездуховности)
•
Гиперболизация
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.
Сатирические приёмы.
•
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,
где истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
•
сарказм — едкая и ядовитая ирония,
резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
•
гротеск — предельно резкое преувеличение,
сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
•
иносказание, аллегория — иной смысл,
скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;
•
гипербола — чрезмерное преувеличение
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).
6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).
Вопросы.
1. Какое учебное
заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал
«рассадником министров»?
2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой
школой
жизни»?
5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин,
указав точные даты его существования?
6. Какие журналы редактировал
Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
7. Каким неологизмом назвал Щедрин
продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное
другими?
8. Если гоголевский «смех сквозь
слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал:
«Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие
слова пропущены?
10. Сколько всего сказок написал
М. Е. Салтыков-Щедрин?
ОТВЕТЫ.
1. Царскосельский лицей.
2. Кружка М. В. Петрашевского.
3. Арестован был за повести
«Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и
сослан в Вятку.
4. «Вятский плен» — почти
8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.
6. «Современник» и «Отечественные записки».
7. Пенкосниматели.
8. Смех сквозь негодование.
9. «...литературу», «...литератора».
10. 32 сказки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.
7. Подведение итогов. Выводы.
Рефлексия.
Заключительное слово учителя.
8. Домашнее задание.
Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе
«Сатирические приёмы».
Прочитать повесть «История одного города» (до
«Фантастического путешественника»).
Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести
для одноклассников.
Использованная литература
- М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города:
Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. –
4-к изд., М. Дрофа, 2002.
- Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М.,
Просвещение, 2007.
- Русская литература XIX
века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А.
Обернихиной, М., Дрофа, 2006.
- Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник
для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина,
2011.
- Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.