Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект урока по ИЗО 5 класс

Конспект урока по ИЗО 5 класс

Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство»

Тема: Кукла – «закрутка»

зготовление куклы-Утешницы)

Тип урока: комбинированный.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны. Изготовить куклу Утешную методом закрутки.

Задачи:

1. Образовательные

Закрепление знаний о тряпичных куклах и приёмах их изготовления. Совершенствование умения работать с технологической инструкционной картой.

2. Воспитательные

Воспитание уважения к культуре народа. Воспитание бережливости, аккуратности, усидчивости, настойчивости в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям.

3. Развивающие

Развитие творческих способностей. Стимулирование самостоятельного творчества.


Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, (групповая) коллективная.

Методы ведения занятия:

  • Наглядно-иллюстративный (методические указания к выполнению работы , календарь , таблица, презентация)

  • Словесный – рассказ, беседа, инструктаж.

  • Практический метод – изготовление изделия в соответствии с заданием.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, календарь изготовления традиционных кукол, наглядность на доску.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература, музыка

Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка.

Звуковой ряд:

  • MP3 серия «Великие исполнители России XX века». Лучшие классические произведения. Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ Рекордз», 2006

  • «Золотое кольцо» Н. Кадышева

  • «Русская песня» Н. Бабкина

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Вступительная часть. Актуализация. Мотивация. Тема, цель, план урока!

3.Проверка домашнего задания по группам: а) стихи о куклах; б) календарь кукол; в) сравнение куклы современной и традиционной тряпичной.

4.Объяснение задания (практическая часть): работа с инструкционными картами

5.Самостоятельная работа (изготовление куклы): индивидуальная и фронтальная работа с детьми.

6.Итог урока: а) демонстрация, обсуждение работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.


ХОД УРОКА

Конспект занятия.

1.Организационный момент:


- Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

- Приветствие воспитанников


Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!


(Мотивация)

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни!

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!


2. Актуализация занятия:


- Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.


Загадка.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)


Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Тряпичная кукла закрутка) - Показываю тряпичную куклу

Правильно, мои золотые, это кукла! Тема нашего урока

Кукла – «закрутка»

Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием.
Виссарион Григорьевич Белинский

Ребята, сегодняшний наш урок будет иметь гуманистический характер. То есть знаниями, полученными сегодня на уроке, вашими мини – проектами и творческими исследования мы пойдем делиться с малышами в детский сад.

Но разве мы можем прийти к детям с пустыми руками? Правильно, конечно нет!

Поэтому целью нашего урока будет изготовление куклы-Утешницы!

А почему именно Утешницы, я объясню вам немного позже!


Дети, давайте определим дальнейший план нашего сегодняшнего урока!

( Вешаю на доску)


Тему определили? Определили!

Цель определили? Определили!

Проверка знаний по прошлому уроку (ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ)

Проверка работы групп (РАБОТА ГРУПП)

Изготовить куклу – Утешницы!

Порадовать ДЕТЕЙ! (посещение дет. садика)


Теперь немного вопросов по предыдущему уроку!


Викторина вопрос-ответ.

А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

- 4 тыс. лет назад.

- Для чего служила кукла изначально?

- Как оберег от злых духов.

- Из каких материалов делалась ?

- Соломы, натуральных тканей (лен, хлопок), дерева, глина, лыко .

- Как вы думаете как она изготовлялась ?

- Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками

- Почему кукла была без лица?

- Вместе с лицом кукла получала душу и могла навредить ребенку.

На какие три вида кукла делилась по-назначению?

- Игровые, обрядовые, обереги!


Хорошо, молодцы! Продолжим проверять вашу подготовку по группам!


I Группа (ЛИТЕРАТОРЫ)

В это время остальные дети записывают в таблицу услышанные слова или словосочетания, характеризующие куклу. Например – удалая, родная и т.д. ( Задание № 1 в рабочем листе)


Читают стихи.


Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала, 
Мастерила, колдовала, 
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось. 
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство, 
Чтобы вечно помнить детство (Турченко Саша)


А. Барто

«Кукла»

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье! ( Влад Гросу)



Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная. (Дьяченко Таня)



II Группа (ОФОРМИТЕЛИ)

Славянский календарь изготовления кукол


( В это время остальные дети записывают в таблицу названия кукол, соответствующие месяцу изготовления)


Изготовление кукол-оберегов опиралось на важные даты и праздники. Именно поэтому существует календарь изготовления тряпичной обрядовой куклы.

В январе к Рождеству - Коляда, Коза, Окно Радости, Веничек благополучия, Колокольчик, Кубышка денежная, белые Ангелы.

Февраль - Желанница февральская.

март - Лихоманки, Сороки, Заклички весны - Мартинички, Веснянка, Птица-Радость, Птички

23 апреля - Ярило Вешний - Толстушка-Костромушка

30 апреля / 1 мая Живин день (Живина ночь) - Долюшка

1 - 7 мая Вешние Деды - Кукушечка

26 мая - 2 июня - Зеленые Святки - Семик и Семичиха, Кукушечка, Русалка

3 июня - Ярило Мокрый и Троян - Куколка на здоровье

21/22 июня - Купальница - Русалка, Кубышка - травница, Купавка.

22 июня - Купала - Куколка на здоровье, Зольная кукла, Травница

В июле - Семик и Семичиха. В девичий праздник во время Зеленых Святок. На седьмой неделе после Пасхи, в четверг. Покосница.

15 августа - Спожинки - Зернушка (Крупеничка)

В августе - Жница - перед уборкой урожая, Желанницу августовскую - на растущей луне.

8 сентября - Крупенички, Зерновушки - из зерна нового урожая.

24 сентября - Таусень - Птичка из соломы (лыка)

1 октября - Десятиручка, Филипповка, Мировое Древо

21 - 27 октября - Осенние Деды - Берегиня Рода

28 октября - начало поры Зимних (осенних) Лихорадок - Лихоманок

1 ноября - Великое Сварожье - Кузьма и Демьян

25 декабря - Коляда - Коза, Коляда, Спиридон-Солнцеворот

Даты приведены по старому стилю, чтобы получить современный календарь, нужно приплюсовать 14 дней.







III Группа (ТАБЛИЦА - СРАВНЕНИЕ)


( В это время остальные дети ставят в таблицу плюсы и минусы по каждой кукле)


…………….




Молодцы! Все замечательно подготовились!

Раздаю каждой подгруппе звездочки с оценками!

3. Физкультминутка!


Включаю музыку!

4. Выполнение практической работы. Объяснение задания: 

Игровая кукла «Утешница» была яркой, с пышной юбкой. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка. «Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Родители кормили ребенка конфетами с куклы, но фантики от конфет они оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

( Показать картинки куклы Утешницы)! На экране

Объяснение по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы.

Инструкционная карта «Изготовление куклы Утешницы».

………………..

5. Заключительная часть: Рефлексия (Дерево) !


Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.



6. Домашнее задание:

Предложить воспитанникам найти информацию о появлении ткачества на Руси.


Заключительное слово педагога:


Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!


Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.


Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.

И у вас всё получится!

Основные правила изготовления народной куклы.

  1. Перед тем, как делать куклу, успокойтесь, сосредоточьтесь на своей работе. Не должно быть никаких негативных мыслей. Лучше всего читать заговор, песню петь, говорить вслух или думать о том, для какой цели делается куколка.

  2. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. Стол – это общее пространство, а колени только Ваше. На столе пускай лежит ткань, нитки и инструменты, а кукла только в подоле.

  3. Ткань для куклы должны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть. Ни в коем случае не трикотаж (!). Традиционное переплетение нитей – основа и уток крест-накрест. С ткани обязательно удаляются кромки (если из новой ткани) и старые швы-подрубки (если из старых вещей). Раньше куклы делались из крепких кусочков отслужившей свой срок одежды. То есть для личного использования приветствуется изготовление кукол из того, что носили или использовали в обиходе (скатерти, постельное) семьей. Куклу на подарок наоборот, делайте только из новой ткани, или старых тряпочек того, для кого Вы эту куклу делаете.

  4. Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Для того чтобы жизнь была «не резаная и не колотая». Ткань на кусочки рвется руками. В крайнем случае (если очень толстая), надсекается по краю ножницами, а потом все равно рвется. Тело куклы не шьется, а завязывается (исключение: только мешочек для крупенички-зерновцшки сшивается сбоку). Но можно шить и одежду на нее юбки, фартушки, головные уборы, рубахи. Также одежду можно украсить тесьмой, кружевом и вышивкой. Нитка, которой завязываете куклу, так же не режется, а рвется.

  5. «Если завязываешь – завязывай три раза». Число три для славян магическое. Поэтому все, что Вы на кукле завязываете, должно быть обкручено ниткой (не менее чем) в три оборота и на три узла завязано. Кукла, должна быть скручена и завязана прочно и надежно. Это еще и обеспечивает ее неуязвимость против всяких негативных проявлений.

  6. Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Вата (в идеале – льняная кудель) в голове, должна быть свернута упорядоченно. Тело должно быть плотное и прочное. Если, что-то в кукле не получилось, разваливается – лучше разобрать и переделать заново. Не должно быть расходящихся концов и торчащих ниток. После завязывания каждой детали, кукла обязательно осматривается и, при необходимости, поддергивается, правится, заворачивается внутрь, заправляются торчащие нитки.

  7. А еще имеет значение день недели, не делали кукол в женские дни (среда, пятница, суббота).

- Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

-Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись

-Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их вла


7



  • Другое
Автор
Дата добавления 18.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 239
Номер материала MA-072726

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы