Первый властелин
единого Китая
Цели: познакомить
учащихся с первым властелином единого Китая, с периодом его правления, подвести
учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев;
продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, формулировать
несложные выводы.
Оборудование:
презентация, видеоролик о Великой Китайской стене, карта Древний Восток. Индия
и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».
Ход урока
I. Организационный
момент.
II. Актуализация опорных
знаний учащихся по пройденной теме.
1. Подготовка
устного ответа по карточке № 23 «Китайский мудрец Конфуций».
Подготовь развернутый ответ на вопрос:
«Чему учил китайский
мудрец
Конфуций?»
Для этого
вспомни:
III. Как нужно
было относиться к старшим (родителям, братьям
и
сестрам)?
IV. Почему
Конфуций считал, что мудрость заключается в знании
старинных
книг?
V. Каким должен быть
настоящий ученый?
VI. Какой
китаец считался воспитанным и учтивым?
VII. Можно ли выполнять
наставления Конфуция сегодня? Почему? Вывод.
Примерный
ответ учащегося
№1
Известный
китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые
установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для
того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости
древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например,
при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно подогнув
под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой
правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть
жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня.
Особенно отношение к старшим, к учениям.
Примерный
ответ учащегося
№2
2. Подготовка устного ответа
по карточке № 24 «Изобретения китайцев».
Мы, современные люди, пользуемся
изобретениями, которые были сделаны давным – давно в древних государствах.
Каждый народ внес что – то свое в мировую культуру. Что же внесли в мировую
культуру древние китайцы?Что же они изобрели?Примерный ответ ученика.
В Древнем Китае изобрели компас.
Правда, он мало похож на современный, но также исправно показывал стороны
света. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг. Другое
важнейшее изобретение китайцев – бумага, ее изготовляли из всякого тряпья,
мелка растертого и размоченного, бамбука и коры дерева – все это варили в
большом котле. Китайцы научились выращивать чайные кусты. Чай – старинный
китайский напиток, который врачи рекомендовали, как целебное бодрящее средство.
В Китае научились изготовлять тонкие шелковые ткани, прекрасный фарфор. В Китае
выращивали рис. Он даже заменял хлеб.
III. Проведение физкультминутки и
зарядки для глаз.
IV. Изучение новой темы.
Учитель объявляет план урока.
Ставится проблемный вопрос, на который, проанализировав, надо ответить.
III. Переход к изучению
новой темы
Мы знаем,
что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться
о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э.
единым правителем Китая стал Цинь ШиХуан. Он
смог объединить отдельные китайские государства
в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего
Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке. Учитель объявляет план
урока. Ставится проблемный вопрос, на который, проанализировав, надо ответить.
Какое значение имело для
жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство? Как
изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цынь Шихуане?
IV. Изучение новой
темы
План
1) Объединение Китая
в 221 г. до н. э.
2) Управление
государством Цинь Ши Хуаном.
3) Великая Китайская
стена.
4) Возмущение народа.
Новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница,
Южно-Китайское море.
1. Рассказ
учителя.
Итак, в
221 г. до н. э. правителем единого китайского государства
стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши Хуанди.
Его
министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система,
проложены хорошие дороги. Чиновники провели
перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно
собрать с крестьян и ремесленников. Вся
территория государства была разделена 36 областей во главе с наместниками,
которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую
провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека,
наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого
император затеял военные походы в другие страны.
Для чего? Это вы объясните сами.
V.Самостоятельная
работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 2 §
23 на с. 104
Беседа по
прочитанному.
С
какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы?
(Его ингпересовали новые земли, желание присоединить
их и расширить свои территории.)
Куда были организованы
походы? (На побережье Южно - Китайского моря.)
С кем на севере страны воевали
жители Древнего Китая (С племенами гуннов.)
Сообщение
о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).
Смотрим небольшой видеоролик о Великой Китайской стене. («Программа BBC. Чудеса
света. Великая Китайская стена».)
Учитель
рассказывает о возмущении народа правлением императора Цынь Шихуанди.
Закрепление изученного
материала.
Учащиеся пытаются сделать
выводы.
- Что
положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство?
(Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер
и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие
дороги.)
- Как
изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко
эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и
недовольство.)
VI. Подведение
итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание:
подготовиться к контрольной работе по теме «Древняя Индия и Китай».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.