Главная / Информатика / Конспект урока по информатике на тему "Алгоритмы и исполнители" 9 класс.

Конспект урока по информатике на тему "Алгоритмы и исполнители" 9 класс.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 мая действуют скидки до 70% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тема: «Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.»

Цели:

  • образовательные: понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «система команд исполнителя»;

  • развивающие: приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;

  • воспитательные: воспитание в учащихся умения слушать и выполнять, сказанное учителем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа

Методы обучения: объяснение с элементами беседы и демонстрация, фронтальная работа

Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, программа Power Point.

  1. Организационный момент – 2 минуты.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

{Проводит перекличку и отмечает отсутствующих}

  1. Анализ контрольной работы – 3 минуты.

Отмечаю основные ошибки учеников по контрольной работе на тему «Моделирование и Формализация», подвожу итоги по результатам контрольной работы.

  1. Объявление темы, постановка целей и задач урока – 1 минута.

Сегодня же на уроке мы рассмотрим тему «Алгоритмы и исполнители», познакомимся с основным понятием алгоритма, его свойствами, а также рассмотрим примеры различных алгоритмов. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока: «Алгоритмы и исполнители».

  1. Объяснение нового материала – 25 минут.

Понятие «алгоритм» возникло еще в Средние века от латинского написания имени аль-Хорезми, под которым знали величайшего математика из Хорезма (город в современном Узбекистане) Мухамеда бен Мусу, жившего в 783-850 годах. В книге «Об индийском счете» он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком, знакомые теперь каждому школьнику. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающих получение требуемого результата из исходных данных.

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, мы не размышляем над тем в какой последовательности выполнять действия. Однако, чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения.

А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение: (Слайд 3).

Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Одно дело - открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если присмотреться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего -это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме 2 и 3 действия: (Слайд 4). Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами 4 и 5 действия во втором алгоритме (Слайд 5)?

Как видим, для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, то есть в каком порядке выполняются.

Итак, можно сказать, что алгоритм – это организованная последовательность действий.

 Давайте запишем определение алгоритма. Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Рассматриваемое нами определение алгоритма является неточным. Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются: (Записывайте в тетрадях). Свойства алгоритма.

1) Дискретность (непрерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;

2) Понятность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения) - каждое правило алгоритма должно быть четким, немногозначным. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче;

3) Определенность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) Массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя.

Мы рассмотрели с вами 2 примера алгоритмов. Как вы думаете, кто является исполнителем данных алгоритмов?

Верно. Назовите исполнителей следующих видов работы: уборка мусора во дворе; перевозка пассажиров; прием экзаменов; сдача экзаменов; обучение детей в школе.

Исполнителем может быть один человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т. д. Важнейшим свойством, характеризующим любого из этих исполнителей, является то, что исполнитель умеет выполнять некоторые команды. Так «исполнитель – человек» умеет выполнять такие команды как «встать», «сесть», «включить компьютер» и др. Вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять называется системой команд исполнителя (СКИ). Также важнейшим свойством является то, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, то есть отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции. Давайте попробуем привести примеры формального исполнителя алгоритма.

Верно. А теперь давайте рассмотрим какие существуют типы представления алгоритмов. Давайте запишем.

 Типы представления алгоритмов:



1) Словесное описание;

2) Построчная запись;

3) Блок-схема;

4) Алгоритмический язык.



5. Фронтальное решение заданий – 12 минут. Итак, мы рассмотрели с вами различные типы представления алгоритмов. А теперь, давайте, вместе выполним задания. (стр. учебника 111, примеры 1,2,4)

Пример 3: Какое значение получится на выходе схемы, если на вход подать а) число 3 (7); б) число 1 (5); в) число 25 (4,5).

hello_html_m2738af85.png

6. Подведение итогов урока. Д/з.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами тему: Алгоритмы и исполнители, узнали, что такое алгоритм, его свойства и исполнитель алгоритма. Также вы узнали, что важнейшим свойствами исполнителя является его СКИ и формальность, то есть выполнение действий, без вникания в их смысл. Мы рассмотрели типы представления алгоритмов и выполнили некоторые задания. На этом урок закончен. До свидания!

Запишите Д.З.: п 3.1, 3.2, выучить записи в тетради.

  • Информатика
Описание:

В ходе урока учащимся раскроется смысл понятий «алгоритм»,«исполнитель», «система команд исполнителя». Учащиеся научатся анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость. Приобретут навыки работы с различными типами алгоритмов, умения различать их.

Это урок изучения нового материала. На уроке используются индивидуальная, фронтальная формы работы с учащимися. Применяются такие методы обучения как объяснение с элементами беседы, фронтальная работа.

Автор Еремеенко Елена Александровна
Дата добавления 06.12.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 636
Номер материала MA-068888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Похожие материалы