Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / конспект урока по инфломатике "Передача информации. Источник, канал, приёмник. Электронная почта" (5 класс)

конспект урока по инфломатике "Передача информации. Источник, канал, приёмник. Электронная почта" (5 класс)

Урок №____ Класс: 5 Дата:____________________

Конспект урока по информатике

Тема: «Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта»

Цели урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации; ввести понятия источник информации, приемник информации, канал передачи информации, электронная почта; научить определять источники, приемники информации и каналы передачи в различных ситуациях.

Тип урокавведение нового материала и самостоятельная деятельность учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный класс, учебники, тетради, доска.

Задачи:

обучающие:

  • сформулировать понятие источника информации, приемника информации, канала передачи информации, электронная почта;

  • научить учащихся определять источники, приемники информации и каналы передачи информации в различных ситуациях.

развивающие: развивать:

      • логическое мышление, внимание, память;

      • устойчивый познавательный интерес у учащихся;

      • умения применять знания на практике;

      • умение слушать;

      • умение отвечать на поставленные вопросы.

воспитательные: воспитывать у учащихся:

  • информационную культуру,

  • аккуратность,

  • дисциплинированность,

  • усидчивость.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (2 мин.) Приветствие, проверка присутствующих. Постановка цели и задачи урока.

  2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

1. Носитель информации – это ….

2. Что служит носителями информации?

3. Какой носитель информации является основным?

4. Перечислите свойства бумаги, как носителя информации?

3. Объяснение нового материала

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.  И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации»

Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

Что помешало обмену информацией?

Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). 

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником.

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)

  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)

  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)

  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.

учитель-ученик, телевизор-семья 

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.

литература, карты.

3. Приведите примеры с взаимным обменом информации. Разговор по телефону

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

А какие коды ты знаешь? Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА; в английском – Dog; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 250614 может обозначать: почтовый индекс; расстояние между городами в метрах; номер телефона; запись даты “25 июня 2014 года”.

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других.

Привести ещё примеры событий из вашей жизни. 

Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах.

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

Одним из каналом передачи информации является Электронная почта.

Электронная почта – это система обмена сообщений с помощью компьютерных сетей. Электронное письмо может содержать тексты, изображения, звуки и видеоинформацию. Адрес электронной почты состоит из двух частей – условного имени корреспондента и адреса сервера, на котором зарегистрирован его почтовый ящик.

4.Физкультминутка.

Компьютерный практикум

5. Закрепление

Совместное выполнение задания 5-7 на стр.23-24 учебника (показать учителю)

6. Домашнее задание: Читать п. ____________________________, во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне понравилось…

Я расскажу друзьям об…

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Передачу информации можно представить в виде схемы:

Источник информации → Канал связи → Приемник информации










  • Другое
Скачать материал
Автор Дорожко Юлия Валериевна
Дата добавления 21.09.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 35
Номер материала MA-092949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.