Конспект
урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить и
систематизировать знания учащихся о строении атомов неметаллов, свойствах
неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и
анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение
неметаллов в жизни человека.
развивающая: развивать логическое
мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности,
самостоятельность, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать культуру
умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп,
периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица
растворимости.
Тип урока: обобщение и
систематизация знаний
Ход урока:
I.
Организационная часть урока.
Учитель подчеркивает
значение неметаллов для современных отраслей промышленности, повседневной жизни
людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока.
II.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Учащиеся класса
разбиваются на 3 группы для работы над учебным материалом.
Задание 1
«Разминка»
Выписать генетический ряд
I группе – Кремния
II группе – Фосфора
III группе – Углерода
H2SiO3,
Na3PO4, CaCO3, SiO2, H3PO4,
P, C, K2SiO3, H2CO3, Si, P2O5,
CO2, HNO3, SO2, N2O5
2. «Сравнительная характеристика»
Выполнить сравнительную характеристику
неметаллов с помощью заполнения таблицы
Параметры сравнения
|
Азот
|
Сера
|
Углерод
|
Электронная схема
|
|
|
|
Возможные степени окисления
|
|
|
|
Формулы простых веществ
(аллотропия)
|
|
|
|
Химическая связь
|
|
|
|
Кристаллическая решетка
|
|
|
|
Агрегатное состояние
|
|
|
|
Формула летучего водородного
соединения
|
|
|
|
Формула высшего оксида
|
|
|
|
Вывод: для атомов неметаллов характерны четыре
и более электрона на внешнем энергетическом уровне, тенденция к приёму
недостающих до 8 электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать
электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя
восстановительные функции. Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:
- молекулярные,
- атомные (алмаз,
графит).
Для неметаллов –
простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.
3.«Определения»
Отгадать химический элемент по определению.
Задание для группы №1
- Его простое вещество
называют все съедающим.
- Он обладает высокой
химической активностью.
- Его соединения входят
в состав зубных паст.
- Он входит в состав
фреона.
-Его находят в
тефлоновых покрытиях.
О т в е т. Фтор
Задание для группы №2
- Это распространенный
неметалл.
- Его атомы входят в
состав белков.
- Простое вещество
горит синеватым пламенем.
- Используют в
производстве резины.
-Используют в
производстве спичек.
О т в е т. Сера
Задание для группы №3
- Простое газообразное
вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и
дыхательную систему.
- Он входит в состав
некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
- Простое вещество
получают главным образом в результате электролиза солей.
- Войска Антанты и
германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
- Соединения этого
элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
О т в е т. Хлор
4. «Ситуационное задание»
Задание для группы №1
Школьник решил получить хлорид
двухвалентной меди CuCl2,
он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты HCl.
Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному
химику получить хлорид меди (II).
Напишите уравнения реакций.
Задание для группы №2
Опоздав на занятия химического кружка, на
котором получали окрашенные осадки, ученик успел записать только правые части
уравнений. Помогите ему восстановить уравнения реакций полностью:
… + … = AgCl↓
+ NaNO3 ; … + … = Fe(OH)3↓+
Na2SO4
;
Задание для группы №3
На химическом вечере был показан
занимательный опыт. В три стакана налили прозрачную жидкость. Потом содержимое первого
стакана перелили во второй. Раствор стал малиновым. Затем раствор из второго
стакана перелили в третий. Малиновая окраска исчезла. Объясните этот опыт.
Напишите уравнения реакций.
5. «Цепочки»
Напишите уравнения реакций с помощью
которых можно осуществить превращения:
Задание для группы №1
NH4Cl
→ NH3
→ N2→NO2→HNO3→AgNO3
Задание для группы №2
P
→ Ca3P2→
PH3
→ P2O5
→ H3PO4
→ Ag3PO4
Задание для группы №3
O2 → NO → NO2→ HNO3→
Mg(NO3)2 → HNO3
Задание 4
Учитель загадывает
загадки, а команды отвечают. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее
поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Джозеф Пристли
как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без
названья,
Ярче в нем горит свеча,
Угадайте Вы меня! (Кислород)
2) Из меня состоит все
живое,
Графит, антрацит и
алмаз.
Я на улице, в школе и в
поле,
Я в деревьях и в каждом
из вас. (Углерод)
3) Тяжелый, жидкий и
пахучий,
Подвижный, сильно
ядовит.
Удушлив и весьма
летучий
Сквозь поры пробки он летит.
Лечебным действием
заметен
И всем известен потому.
(Бром.)
4) Я - газ легчайший и
бесцветный,
Неядовитый и
безвредный.
Рождаю воду, когда
сгораю,
Аэростаты наполняю,
А с кислородом образую
Я смесь горящую,
взрывную. (Водород)
5) Гулять в грозу -
какой резон?
Подышим воздухом,
дружище.
В природе словно стало
чище,
Повсюду в воздухе ...
(Озон.)
6) Я светоносный
элемент.
Я спичку вам зажгу в
момент.
Сожгут меня, и под
водой
Оксид мой станет
кислотой. (Фосфор)
7) Предупреждаю вас
заранее:
Я не пригоден для
дыхания!
Но все как будто бы не
слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
8) Он с морской
капустой дружен
И лекарством людям
служит,
Знает млад и стар народ
Коль ушиб, то нужен йод
Задание 7
«Реши задачу»
Учитель выдаёт командам
карточки с условием задачи. Группа решает задачу. Решения записывают в свою
рабочую тетрадь. Через 5 минут работы учитель собирает решения.
Какой объем водорода
(н.у.) выделится при взаимодействии алюминия с 49г 20% раствора серной кислоты?
III.
Подведение итогов.
Учитель оценивает
работу групп и выставляет оценки.
IV.
Домашнее задание:
1) повторить п. 27-31
2) подготовиться к
контрольной работе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.