Информатика 7 класс
Урок №3. Информационные
процессы.
ПР №1 «Работа с тренажёром
клавиатуры»
Учитель: Ибрагимов Сейдамет
Диляверович Дата: ______________
Цель урока:
формирование у учащихся единой системы понятий, связанных с информационными
процессами
Задачи:
Образовательные: составить представление
о понятии «информационный процесс»; рассмотреть действия, которые можно
выполнять над информацией; формирование общеучебных и общекультурных навыков
работы с информацией.
Развивающие: формирование
представления о компьютере как о средстве обучения; развитие самостоятельности,
внимательности, логического мышления; развитие умения выделять главное (при
составлении конспекта урока);
Воспитательные: способствовать формированию научного
мировоззрения; воспитание организованности, сосредоточенности,
положительного отношения е учёбе;
Тип урока: Изучение
нового материала
Ход урока
1.
Приветствие, проверка отсутствующих.
Здравствуйте.
Рада вновь видеть вас на своем уроке. У всех ли хорошее настроение? Надеюсь,
этот настрой вы пронесете через весь урок.
2. Проверка
домашнего задания.
1)
Перечислите источники, из которых на
сегодняшний день вы получаете информацию?
2)
Приведите примеры декларативных и
процедурных знаний.
3)
С помощью, каких чувств человек воспринимает
информацию?
4)
Что такое естественные и формальные языки?
5)
Какие существуют формы письменности?
3. Оглашение
темы урока и постановка целей.
Сегодня на
уроке мы закрепим знания об информации, которые вы получили на прошлом уроке и
познакомимся с новой темой.
Любой человек
постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, смотрит кино,
разговаривает с друзьями и т.д. Всякая такая деятельность называется информационными
процессами. Эти процессы мы и будем сегодня рассматривать на уроке. Итак,
какая тема сегодняшнего урока? ( 7.3.pptx слайд 1)
4. Изложение
нового материала.
1)
Виды
информационных процессов (слайд 2)
Что мы можем делать с информацией?
Любая информационная деятельность человека
сводится к выполнению трех основных информационных процесса: обмен информацией
(получение и передача), хранение информации, обработка информации.
2)
Хранение информации
(слайд 3)
Храните ли вы
какую-либо информацию?
А где вы ее можете
хранить?
Правильно, в уме. А как
вы считаете, это удобный способ хранения информации?
Почему?
Да. Чтобы этого не
произошло необходимо использовать какие-то средства или устройства для хранения
информации. Знаете ли вы такие средства или устройства?
Все верно.
Люди хранят информацию
либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях, чаще всего – на
бумаге.
Те сведения, которые мы
помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то
вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько
будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а
также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес или телефон,
который вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник.
Какую еще информацию вы помните всегда?
Память человека можно
условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является
синонимом слову «быстрый». Сохраненные в памяти знания воспроизводятся
человеком мгновенно. Свою память мы еще называем внутренней памятью.
Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях, можно назвать внешней
памятью. Чтобы воспользоваться такой информацией, ее сначала нужно
поместить во внутреннюю память. например, прочитать номер телефона в записной
книжке, а потом использовать эту информацию по назначению (набрать номер на
аппарате)
Наша внутренняя память
не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних
носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди
передают свои знания из поколения в поколение.
3)
Передача информации
(слайд 4)
Очень часто любому человеку
приходится участвовать в процессе обмена информацией, т.е. получать или
передавать информацию. В каких случаях это может происходить?
Правильно. Такие средства
связи называются каналами передачи информации.
Передача информации –
всегда двухсторонний процесс: есть источник и есть приемник информации.
Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает).
Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемником информации, рассказывая
товарищу последние новости или отвечая на уроке – источником информации.
Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли
приемника информации и обратно.
4)
Обработка информации
(слайд 5)
Самый распространенный
пример обработки информации – решение математической задачи. Например, сколько
ушей у трех мышей.
В чем заключается
процесс обработки в данном примере?
Какие еще примеры
обработки вы можете привести?
Молодцы, все правильно.
Так же разновидностью
процесса обработки информации является процесс кодирования –
преобразование формы представления информации в новую форму, удобную для ее
хранения, передачи и обработки. В качестве кодирования можно рассматривать
телефон, телеграф, радио, компьютеры и др. А вы можете назвать примеры
кодирования информации?
Еще разновидностями
процесса обработки являются сортировка и поиск информации. Например,
расположить сведения в записной книжке – сортировать ее.
5.
Закрепление изложенного материала.
1)
Опишите, какая последовательность
действий с информацией будет выполнена ребятами в каждом из
перечисленных ниже случаев:
а) Ваня решает у доски задачу;
б) Оля слушает по радио новости;
в) Дима учит правило;
г) Саша и Вова разговаривают по телефону;
д) Женя отправляет SMS-сообщение;
е) Лена рисует план квартиры.
2)
Приведите 3-4 примера
профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой
полученной информации.
3)
Дана зашифрованная пословица.
Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7, а чтобы полить огород –
10,4,5,1,6.
Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу – это 12,13.
А теперь расшифруйте пословицу:
1,2,3,4,5,1,6
7,8,9,10,11
9,4,7,4,13,12,14
4)
Что (кто) в приведённых ниже
примерах является источником, что (кто) - приёмником информации,
а что (кто) – информационным каналом?
а) Ученик отвечает у доски.
б) Боря читает статью в журнале.
в) Оля слушает песню по радио.
г) Гена говорит с мамой по телефону.
д) Водитель автобуса объявляет остановку.
6. Домашнее задание.
§
3 изучить, ответить на вопросы
ПР №1 «Работа с тренажёром
клавиатуры»
Цель: научиться уверенно, вводить текстовую и
числовую информацию с клавиатуры с помощью десятипальцевого набора русской
раскладке клавиатуры.
Теоретический материал
Размещение
букв на клавиатуре не является случайным – они расположены по принципу
«наибольшей повторяемости», поскольку одни буквы придется вводить чаще, а
другие реже.
Наибольшую
скорость набора обеспечивает так называемый слепой десятипальцевый метод, когда
пользователь набирает текст всеми пальцами обеих рук, не глядя на клавиатуру.
Лучше сразу научиться набирать тексты десятипальцевым методом, чтобы потом не
переучиваться.
В
первую очередь придерживайтесь таких правил размещения рук на клавиатуре.
·
Основания ладоней должны лежать
на переднем крае корпуса клавиатуры.
·
Форма кистей – округлая, будто
в каждой из них вы держите яблоко.
·
Начальное расположение пальцев
рук (кончики пальцев касаются основных клавиш) таково:
левый
указательный палец – над
буквой А,
средний – над В,
безымянный – над И,
мизинец – над Ф,
правый
указательный палец – над О,
средний – над Л,
безымянный – над Д,
мизинец
– над буквой Ж.
Большие
пальцы обеих рук полусогнуты
– над клавишей пробел.
Клавиатуру
условно разделяют на две части – для правой и левой рук. Каждый палец закреплен
за определенными клавишами /
. Во
время работы на клавиатуре придерживайтесь таких правил.
·
Плавно нажимайте на клавише, не
допускайте резкие удары.
·
Применяйте удар-толчок –
четкий, отрывочный и легкий «толчок» пальца по клавише без наименьшего
надавливания. Если делать тяжелые, с надавливанием, удары по клавишам, может
развиться заболевание суставов пальцев.
·
Удары по клавишам компьютера
независимо от их расположения необходимо выполнять равномерно и с одинаковой
силой.
·
После ударов по клавишам
неосновной позиции палец должен возвращаться на свое место.
·
Во время удара по клавиши
незадействованные пальцы должны оставаться на своих местах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.