Урок геометрии по теме
"Равнобедренный треугольник".
7-й класс
Цели урока:
1. Способствовать формированию знаний о
понятии равнобедренного треугольника, его элементов, свойств углов при
основании равнобедренного треугольника, построение с помощью линейки, навыки
применения полученных знаний при решении задач.
2. Развивать
математическую грамотность, математическую речь, чертежные навыки, навыки
анализа, логику мышления, навыки самоконтроля.
3. воспитательные:
формирование трудолюбия, самостоятельности, культуры общения,
ответственности за принятое решение, стремление к самореализации.
Ход урока
1. Организационная и мотивационная
части.
Показ рисунков: рисунки полей и гор,
пчелиные соты.
Мир,
в котором мы живем, наполнен геометрией улиц и домов, гор и полей, творениями
природы и человека. Один мудрец сказал: “Высшее проявление духа – это
разум. Высшее проявление ума – это геометрия. Клетка геометрии – это
треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная”.
Ну,
а мы с вами на уроках геометрии познакомились с треугольником.
2. Актуализация
опорных знаний
Теоретическая
разминка.
Если утверждение верное поставьте на листе знак +, если утверждение
неверное, то поставьте знак - .
Выпишите
в рабочую тетрадь те номера, где вы поставили знак – . Давайте исправим
неверные утверждения.
1. Отрезок, соединяющий
вершину треугольника с серединой противоположной стороны,
называется медианой треугольника.
2.
В любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке.
3.
Биссектрисой треугольника, проведенной из данной вершины, называется луч,
выходящий из вершины, проходящий между сторонами угла и делящий угол пополам.
4.
В треугольнике можно провести сколько угодно биссектрис.
5.
Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей
противоположную сторону, называется высотой треугольника
6.
В любом треугольнике можно провести только две высоты.
Какая фигура называется треугольником?
(Учащиеся дают определение треугольника).
На уроках геометрии очень важно уметь
смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических
фигур.
Кто
ничего не замечает,
Тот
ничего не изучает.
Кто
ничего не изучает,
Тот
вечно хнычет и скучает.
Знакомый
всем с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного, тайны
которого мы и начали раскрывать на уроках геометрии.
Сегодня
мы продолжим изучать треугольники и совершим удивительное путешествие в город Треугольников.
Все
в нашем городе – друзья
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Дома
и жители в этом городе треугольной формы.
Ты
на меня, ты на него
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три!
(В.Г.
Житомирский, Л.Н. Шеврин)
О
каких элементах треугольника говорится в этом детском стихотворении? (Три
стороны, три угла, три вершины).
3. Работа в парах
·
На каждой парте лежат
треугольники.
·
Разложите треугольники
по углам (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные). Заслушиваются ответы
ребят.
·
А теперь внимательно
посмотрите на их стороны и постарайтесь разложить их на группы по сторонам.
Проверяем,
что получилось.
--Треугольники,
у которых все стороны разные (разносторонние).
--Треугольники,
у которых стороны равны (равносторонние).
--Треугольники,
у которых две стороны равны (равнобедренные).
Отложите
в сторону разносторонние треугольники, а о равнобедренных треугольниках мы
сегодня с вами и поговорим.
4. Изучение нового материала.
Тема
урока: Равнобедренный треугольник.
Если
так звучит тема, то какие цели поставим перед собой? Повторить
имеющиеся знания о треугольниках, дать определение равнобедренного
треугольника, рассмотреть его элементы и свойства. Применение данных понятий
при решении задач
Определение 1: треугольник называется
равнобедренным, если у
него две стороны
равны.
Равные
стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона
называется основанием треугольника.
Определение
2: Треугольник
называется равносторонним, если у него все стороны равны.
Задание1: На треугольниках, которые лежат на партах подписать основания и
боковые стороны.
Задание 2: Какие из данных треугольников являются равнобедренными, почему?
Является
ли равносторонний треугольник – равнобедренным? (да)
Задача: 1) в равнобедренном
треугольнике боковая сторона равна 10 см, а основание на 5см меньше боковой стороны. Найти
периметр треугольника.
Ответ: 25см.
Задача: 2) в равнобедренном треугольнике основание ВС
равно 3см, а боковая сторона в 2 раза больше основания. Найти периметр
треугольника.
Ответ: 15 см.
Задача: 3) основание в равнобедренном
треугольнике в 2 раза больше боковой стороны, а периметр равен 29
см. Найдите стороны треугольника. Сделайте чертеж.
Запишите данные к задаче.
Задача
решается на доске. Учитель показывает оформление задачи.
5. Практическая работа.
Посмотрите
на равнобедренный треугольник, что можно сказать про его углы? ( они
равны) ( проверить наложением)
Свойства
равнобедренного треугольника.
6. Физкультминутка
7. Закрепление. Решение задач
Задача
1:
В
∆NQR ÐQ=520. Какой угол можно
найти и какова его градусная мера?
Задача
2:
Треугольник
АВС – равнобедренный ÐМАВ = 100о, найдите ÐА и ÐС в треугольнике АВС
Задача 3. ∆ ABC -равнобедренный,
∆BCD -
равносторонний. P∆ABC = 40см, P∆BCD = 30см. Найдите
AB и BC
Равнобедренный
треугольник в древности.
Треугольник –
самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой
человек узнал ещё в глубокой древности. Например, то, что в равнобедренном
треугольнике углы при основании равны, было известно ещё древним вавилонянам
4000 лет назад. Равнобедренный треугольник обладает ещё рядом геометрических
свойств, которые всегда имели широкое применение в практической жизни.
Практическое
применение равнобедренных треугольников.
В
разных странах строят дома с разными крышами: у одних домов крыши
остроугольные, а у других – тупоугольные. (Все зависит от погодных условий.
Если стропила крыши образуют угол тупой, ближе к развернутому, то зимой на ней
может скопиться столько снегу, что крыша может не выдержать. Поэтому, там, где
зимой выпадает много снега, крышу делают с острым углом: снег на ней не будет
задерживаться. Ну,
а там, где очень тепло, дом можно строить и с плоской крышей).
В мире можно
найти много чего треугольной формы или очень похожей на нее. Так как это одна
из простейших фигур, то и употребляется она часто во всяких ситуациях:
1.
Корона. Состоит из маленьких треугольников,
является символом власти.
2.
Стрелка. А вернее, ее наконечник.
3.
Нос корабля в виде треугольника.
4.
Журавли прилетают стаями. Перелеты в форме
треугольника.
5.
На гербах городов и некоторых стран.
6.
Железная руда (условные обозначения).
7.
Природный газ. (условные обозначения)
8.
Деревья на картах.
9.
Условные обозначения на картах в принципе часто
используют треугольник.
10.
Детские рисунки «ёлочки» и «человечков».
11.
Вешалка-плечики.
12.
Клубника, кусочек арбуза.
13.
Крыша дома.
14.
Шпатель.
15.
Горы.
16.
Чай в пакетиках-пирамидках.
17.
Некоторые дорожные знаки.
18.
Кусок сыра (пирога, пиццы и т.д.)
19.
Зубчик чеснока (зависит, собственно, от чеснока)
20.
Любовный треугольник.
21.
Развилка дорог.
22.
Некоторые виды столов.
23.
Балалайка.
24.
Треугольник в бильярде (для сбора всех шариков).
25.
Пионерский галстук.
26.
Кошачьи или собачьи уши.
27.
Шапка-треуголка.
28.
Утюг (подошва).
29.
Клумбы.
30.
Дорожный знак.
8. Домашнее задание: теорема, № 2.35, № 2.40
9. Итог урока, рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.