Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / конспект урока по географии на тему "Ориентирование" 5 класс

конспект урока по географии на тему "Ориентирование" 5 класс

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


География 5 класс тема: «Ориентирование»

Цель урока: сформировать представление о способах ориентирования на местности

Оборудование: компасы, атласы для 5 класса, мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

- Почему нельзя дойти до линии горизонта?

- Ориентирование на местности – это …

- Буквами обозначьте на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.








- В каком направлении от школы находится спортивная площадка? На какую сторону горизонта выходят окна нашего класса?

3. Изучение нового материала.

Если ты идёшь в поход,
Переходишь речку вброд,
Влево и на косогор –
Расширяешь кругозор
Ты возьми меня с собой
Я верну тебя домой.
Знаю север, знаю юг –
Не заблудишься, мой друг

(компас)

- Знаете ли вы, что такое компас?

Давайте найдем в учебнике на стр. 80 определение и запишем его в тетрадь.

Выступление заранее подготовленного ученика:

Компас – это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определение сторон горизонта.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он поворачивается и все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. На катушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

Практическое задание

Учащимся предлагается рассмотреть, из чего состоит компас (предварительно раздать каждому ученику). Работа учащихся с компасом требует от учителя четкой инструкции по организации их деятельности (учитель объясняет сам, а затем учащиеся разбирают текст учебника на стр. 81).

Правила работы с компасом.

  1. Положите компас на горизонтальную поверхность.

  2. Стрелка компаса должна быть неподвижной.

  3. Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.

  4. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Практическое задание.

- Определите направление основных сторон горизонта в кабинете.

- А теперь давайте рассмотрим, как можно определять стороны горизонта (т.е. ориентироваться) без помощи компаса.

Работа в группах.

Каждая группа должна приготовить рассказ, используя рисунки атласа и учебника об одном из способов нахождения сторон горизонта:

А) по муравейнику

Б) по ветвям одиноко стоящего дерева

В) по солнцу

Г) по звездам

Д) по годичным кольцам пней

Е) по таянию снега на крышах, склонах холмов.

4. Закрепление материала

Решите задачу:

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. По лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал ее рукой. Дойдя до поляны, турист повернул налево и продолжил свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело, небо заволокло тучами. Турист вдруг заметил, что заблудился. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 ̊, так как решил, что западное направление именно там. Правильно ли определил направление пути турист?

Ответ: Ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра – на восток, потом повернул налево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо запада. Следовательно, турист ошибся.

5.Итог урока.

Домашнее здание: § 17, приготовиться к практической работе



  • Другое
Автор Козлова Елена Алексеевна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 360
Номер материала MA-073862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы