Тема урока: Климат Южной
Америки.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о климате Южной Америки.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях
климата Южной Америки через систему географических задач.
2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями
климата.
4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими
картами.
Развивающие:
1. Продолжить работу по развитию картографических навыков через работу с
физической картой Южной Америки и атласом
2. Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от
климатообразующих факторов.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатические карты, атлас и
контурные карты для 7 класса, учебник, климатограммы.
Структура
урока:
1.
Организационный момент.
2 . Проверка домашнего задания.
Повторение изученного.
Задания на проверку знаний:
-Какого возраста есть горы в Южной
Америке?
- Расскажите о положении Южной Америки в системе
литосферных плит.
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей
- Объясните различие в рельефе запада и востока материка.
- Какими полезными
ископаемыми богата Южная Америка? Объясните закономерности их размещения.
-Какие плоскогорья есть на материке?
-Что им соответствует в строении земной
коры?
-Перечислите низменности, что им соответствует
в строении земной коры?
- Какие внешние процессы формируют их
современный облик?
Цифровой диктант.
На доске выписаны особенности форм
рельефа:
1)Самая большая равнина земного шара.
2)Район Южной Америки богатый селитрой и медью.
3)Нагорье , богатое золотом и алмазами.
4)Нагорье, находящееся на севере материка.
5)Равнина богатая нефтью.
6)Самая длинная горная цепь.
7)Равнина, имеющая уклон на юг.
Учитель называет форму рельефа, а учащиеся должны записать
номера особенностей, присущих этим формам рельефа:
- Амазонская низменность. (1)
- Анды, пустыня Атакама (2)
- Оринокская низменность. (5)
-Ла - Платская
низменность.(7)
-Бразильское нагорье. (3)
-Гвианское нагорье(4)
-Анды.(6)
Тип
урока: изучение нового материала
3.
Формирование новых знаний.
3.1.
Климатообразующие факторы.
Южная
Америка удивляет своим климатом:
– ее
называют самым «влажным» материком;
– здесь
юг холоднее севера;
– на
побережье океана находится одно из самых сухих мест на Земле – пустыня Атакама
(осадков за год – 0,8 мм).
Почему
Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня
выяснить, рассмотрим причины климатообразования.
а)
Географическое положение.
Большая
часть материка расположена в экваториальных и тропических широтах, за
исключением южной части. Средние месячные температуры на большей части
составляют от +20 до +28°С. Однако иногда с юга на материк вторгается холодный
воздух, температура понижается до -35°С.
б)
Важным фактором климатообразования в Южной Америке, является орография.
Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана, свободно проникают
на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти на севере барьер Анд
оказывает влияние на воздушные течения, идущие с Тихого океана и Карибского
моря.
Высокий
барьер Анд ограничивает распространение тихоокеанских воздушных масс узкой
кромкой западного побережья и прилегающих склонов гор. На против, воздействию
воздушных масс, приходящих с Атлантики, предоставлен почти весь материк с
обширными, открытыми на востоке низменностями. Поэтому, большую роль на формирование
климата оказывает Атлантический океан. В северном полушарии на материк
оказывает влияние Северо-Восточный пассат, в южном Юго-Восточный.
Западная
окраина материка на значительном протяжении подвержена воздействию
южных и юго-западных ветров. Крайний юг материка испытывает воздействие
западного переноса умеренных широт.
в)
Велико значение также течений Атлантического и Тихого океанов
у берегов материка. Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в
Атлантическом океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную
аномалию порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане,
проникающее почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из
Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со
средней величиной для этих широт.
Итак,
мы выделили главные причины климатообразования, которые определяют особенности
климата материка.
Закрепление
нового материала.
3.2.
Климатические пояса. (практическая деятельность)
1) В
каких климатических поясах располагается материк?
Задание
1: на контурную карту нанесите названия и границы климатических поясов.
Задание
2: составьте характеристику климатических поясов (таблица).
Класс
делится на 5 групп.
Климатические пояса
Воздушные
массы
|
Средняя
температура
января
|
Средняя
температура
июля
|
Годовое
количество
осадков
|
Вывод
|
|
Экваториальный
|
Экв.
|
+ 24°С
|
+ 24°С
|
до 5000
|
|
Субэкваториальный
|
Лето – Экв.
Зима – Тропич.
|
+ 24°С
|
+ 20°С
|
До 2000
летом
|
|
Тропический
|
Тропическая
|
+ 24°С
|
+ 16°С
|
Запад-100
Восток-2000
|
|
Субтропический
|
Лето – Тропич.
Зима – Умерен.
|
+ 16°С
|
+ 8°С
|
Запад – 100
Восток – 1000
Зимой
|
|
Умеренный
|
Умеренные
|
+ 8°С
|
+4°С
|
Запад – до 5000
Восток – 250
|
|
Задание
3:Анализ климатограмм (учебник стр 171)
Субэкваториальный,
тропический, субтропический, умеренный (морской).
4.Этап
обобщения и систематизации (анализ климатической карты).
Проблемный
вопрос: Как изменился бы климат материка, если бы Анды находились на восточном
побережье? (стал бы суше)
5. Рефлексия.
6.
Дом.зад. §42.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.