План-конспект
открытого урока
преподавателя фортепианного отделения МБУ ДО ДШИ № 8
Гузяевой Людмилы Петровны
Тема урока: «Анализ музыкального языка и формы музыкального произведения на
начальном этапе обучения».
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: знакомство с элементами музыкального языка и простейших музыкальных
форм.
Задачи урока:
образовательные:
·
дать понятия музыкального
языка и музыкальной формы.
развивающие:
·
развить умение
анализировать;
воспитательные:
·
расширение музыкального кругозора.
Методы ведения:
·
объяснительно-иллюстративный
– словесное объяснение, показ на инструменте;
План урока:
1.Вступительное слово преподавателя.
2.Работа над репертуаром.
3.Домашнее задание.
1.Вступительное слово преподавателя: известно,
что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим
параметрам:
·
буква – нота;
·
слово – мотив – выразительная частица
мелодии;
·
предложение – музыкальная фраза;
·
говорим в определённом темпе и ритме –
играем также в ритме и темпе;
·
речь наша в зависимости от ситуации тихая
или громкая, грубая или нежная, с подчёркиванием основного слова – так же и в
музыке.
·
знаки препинания (точка, запятая, !, ?) –
паузы.
Все произведения, которые мы исполняем,
написаны в определённой форме. В первом классе пока формы самые простые:
одночастная, двухчастная и трёхчастная.
Сейчас на примере произведений всё
это разберём.
2.Работа над репертуаром:
Гамма Ля мажор – это четвёртая гамма, над которой мы работаем.
Подчёркиваем однотипное строение мажорных гамм, аппликатуру.
А.Гедике. Пьеса, a-moll
Музыкальный язык - есть мелодия, фраза, ритмическую основу составляют
восьмые, кульминация внутри фразы на пунктир.
Форма двухчастная, каждая часть состоит из двух музыкальных
предложений.
РНП «Как пошли наши подружки» (ансамбль)
Музыкальный язык – ярко выраженная песенная мелодия, состоящая из двух
мотивов, ритмическую основу составляют восьмые и четверти, темп подвижный, характер
шутливый.
Форма – простая трёхчастная, середина исполняется второй партией.
Ю.Некрасов. Этюд №40 До мажор
Форма - простая двухчастная.
Музыкальный язык – мелодия состоит из коротких мотивов и можно услышать
в каждой части две фразы. Части строятся на противопоставлении друг другу в
техническом отношении.
А.Лешгорн. Этюд №41 До мажор
Форма простая одночастная. Состоит из двух фраз.
Музыкальный язык – ярко выраженная мелодия, есть подголосок,
ритмическую основу составляет ровное движение шестнадцатых.
М. Клементи. Этюд №49 До мажор
Музыкальный язык – есть мелодия, чёткая фразировка, контраст оттенков.
Форма – простая трёхчастная форма с контрастной мелодической серединой.
Н.Любарский. Этюд №51 До мажор
Музыкальный язык – ясная фразировка, мелодию можно пропеть, размер 3/8,
есть синкопа.
Форма – двухчастная, каждая часть состоит из двух фраз.
III. Домашняя работа: закрепить полученные знания, в этюдах постепенно
прибавлять темп и стараться играть их энергично. В пьесах показать своё
отношение к исполняемой музыке, то есть играть с удовольствием.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.