Данные
об авторе
Автор(ы):
Альфанова
Валентина Дмитриевна
Место
работы, должность:
МБОУ СОШ №68 имени
Родионова Е.Н. города Челябинска
учитель физики
Регион:
Челябинская
область
Характеристики
урока (занятия)
Уровень
образования:
основное
общее образование
Целевая
аудитория:
Учитель
(преподаватель)
Класс(ы):
9
класс
Предмет(ы):
Физика
Цель
урока:
Познакомить учащихся с
составом атомного ядра, с существованием в природе энергии покоя. Научить
рассчитывать дефект массы атомного ядра и энергию связи атомных ядер.
Тип
урока:
Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся
в классе (аудитории):
25
Используемые
учебники и учебные пособия:
УМК "Физика"
9 класс Кабардин О.Ф.
Используемое
оборудование:
ПК, интерактивный
проектор Sony VPL-SW535C.
Используемые
ЦОР:
http://class-fizika.narod.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32
Краткое
описание:
<p>Предмет:
ФИЗИКА</p> <p>Класс:9</p>
Планируемые
результаты
Личностные
1) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
3) формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные
1) умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
4) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные
1) формирование
представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения
как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
2) овладение умениями
формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
3) усвоение основных
идей атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным
аппаратом и символическим языком физики.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
УДД
|
Результативность
этапа
|
|
Организационный
момент
|
|
|
|
|
1. Создание благоприятной рабочей
обстановки.
2. Мобилизует учащихся на работу,
включает их в деловой ритм.
|
П - Слушают учителя. Выполняют
действия задаваемые словами учителя.
К - Взаимодействуют с учителем во
фронтальном режиме.
Р - Реакция на учителя,
внимание. Самоконтроль своих действий.
|
П - Выделять существенную
информацию.
Осуществлять актуализацию знаний
о правилах поведения на уроках. Выполнять действия в материализованной форме.
К - Проверка готовности.
Р -
Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролировать процесс своих действий.
|
Психологическая
готовность.
|
|
Постановка
темы и целей урока
|
|
|
|
|
1. Учитель цитирует Ричарда
Феймана.
2. Просит выдвинуть предположение
о теме предстоящего урока.
3. Организует беседу, выявляющую
представления детей о ядерных силах.
4.
Подводит итог беседы.
|
П - Объясняют
высказывания. Выдвигают предположения по теме урока. Отвечают на
вопросы учителя, участвуют в беседе.
К - Взаимодействуют с учителем во
время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Р -
Контролируют правильность ответов обучающихся.
|
П - Выделять существенную
информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта.
К - Слушать собеседника. Строить
понятные для собеседника высказывания.
Р -
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять
учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания.
|
Отвечают
верно.
|
Ричард Фейман
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E9%ED%EC%E0%ED,_%D0%E8%F7%E0%F0%E4_%D4%E8%EB%EB%E8%EF%F1#
|
Изучение нового
материала
а) заряд
атомного ядра
|
1. Предоставляет возможность
ученику дать историческую справку о Дмитрии Ивановиче Менделееве.
2. Предлагает рассмотреть
периодическую систему химических элементов и
выявить зависимость заряда ядра от порядкового номера в таблице.
3. Использует интерактивный
рисунок "Собери ядро", предлагая ученикам выполнить задание.
4. После
просмотра видеоролика
- анимации "Строение атома и ядра" предлагает
оценить отношение сил кулоновского отталкивания между двумя протонами к силам
гравитационного притяжения между ними. Организует обсуждение результата
задачи.
|
П - Слушают историческую справку.
Рассматривают таблицу. Выполняют учебно-познавательные действия при работе с
интерактивным рисунком. Осуществляют просмотр видеоролика. Решают проблемную
задачу. Обрабатывают результаты.
К - Взаимодействуют с учителем во
фронтальном режиме.
Р -
Осуществляют взаимоконтроль ответов.
|
П - Анализировать информацию,
выделять главное, существенное. Осознанно строить речевое высказывание
(в устной форме). Выявляют зависимость заряда ядра от порядкового номера в
таблице. При работе с интерактивным рисунком выявляют различие состава
ядра атома и его изотопов. Делают выводы по предложенной задаче.
К - Слушать собеседника. Уметь
формулировать собственное мнение и позицию. Уметь в коммуникации строить
понятные для партнѐра высказывания. Понимать на слух текст.
Р -
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять
учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания.
|
Отвечают
верно. Задания выполняют правильно.
|
Менделеев Д.И.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%E4%E5%EB%E5%E5%E2,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7
Интерактивный рисунок "Собери ядро"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/803f6352-56c5-4b12-8781-34805596cbe9/9_258.swf
Видеоролик - анимация
"Строение атома и ядра"
http://yandex.ru/video/search?filmId=jq4NLeZKUXI&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4...
|
б)
дефект массы атомного ядра
|
1. Предлагает просмотр
видеоролика - анимации "Дефект массы атомного ядра". Организует
обсуждение.
2. Поясняет формулу для
вычисления дефекта массы ядра.
|
П - Обсуждают видеоролик. Видят
знаково-символичную информацию.
К - Обучающиеся выслушивают
мнения друг друга.
Р -
Высказываются о возникших трудностях.
|
П - Делать выводы. Понимать
знаково-символичную информацию.
К - Понимать на слух ответы
обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Р -
Принимать и сохранять учебную задачу. Осознать возникающие трудности.
|
Отвечают
верно. Понимают каждую физическую величину, входящую в формулу.
|
Видеоролик - анимация
"Понятие дефекта масс"
http://www.youtube.com/watch?v=c4uj0QYyyBg
Формула для вычисления дефекта
массы ядра
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bbc581-b29e-476b-81cd-00c14c310b96/9_266.swf
|
в)
энергия покоя
|
1. Учитель предлагает ученикам
самостоятельно изучить пункт параграфа "Энергия покоя".
2. Учитель знакомит с единицами
энергии в атомной физике.
|
П - Читают материал учебника.
К - Обсуждают материал.
Р - Осуществляют взаимоконтроль
ответов.
|
П - Извлечь нужную информацию,
самостоятельно найти ее в материале параграфа.
К - Слушать и отвечать на вопросы
других.
Р - Принимать и сохранять учебную
задачу.
|
Извлекают
нужную информацию..
|
Единицы энергии в атомной физике
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f821f6ab-9441-4dd3-ba2f-319a85f081ee/9_256.swf
|
г)
энергия связи атомных ядер
|
1. Дает пояснение по теме
"Энергия связи атомных ядер".
2. Приглашает ученика решить
задачу.
|
П - Слушают учителя. Решают
количественную задачу
К - Обсуждают допущенные ошибки в
ходе решения задачи.
Р -
Корректируют решение задачи.
|
П - Систематизировать
теоретические знания.
К - Проявлять толерантность в
общении, осуществлять продуктивное общение.
Р -
Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя,
одноклассников.
|
Решают
задачу правильно.
|
Интерактивная задача
"Сколько энергии в ядре"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/442c541f-97a6-4308-86ff-989399ae19bb/9_264.swf
|
Закрепление
изученного материала
|
1.Предлагает решить
количественные задачи по вариантам и осуществить взаимопроверку, предоставив правильное
решение на доске.
|
П - Решают количественную задачу.
К - Взаимодействуют друг с
другом.
Р -
Оценивают результат решения задачи.
|
П - Применить теоретические
знания при решении задач.
К - Осуществлять совместную
деятельность в парах.
Р - Осуществлять
взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку.
|
Решают
задачу правильно.
|
|
Подведение
итогов и постановка домашнего задания
|
1. Для подведения итогов
предлагает творческое задание, объясняет порядок написания синквейна (атом).
2. Оценить свою работу и работу
одноклассников, класса в целом.
3.
Комментирует домашнее задание. Благодарит за урок.
|
П - Сочиняют синквейн.
К - С достаточной полнотой и
точностью выражают свои мысли. Слушают друг друга. В случае необходимости
задают вопросы. Высказываются по полученным в ходе творческой работы
стихотворениям одноклассников, опираясь на полученные знания.
Р -
Оценивают свою работу.
|
П - Анализировать мыслительные
операции, обобщить материал, сделать вывод. В процессе работы со
стихотворением учатся правильно раскрывать смысл физических понятий,
используя полученные знания. Выделять существенную информацию.
К - Строить речевое высказывание
в устной форме.
Р -
Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
|
Осмысление
результатов своей работы.
|
Порядок написания синквейна
http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.