Данные об авторе
Автор(ы):
Альфанова Валентина
Дмитриевна
Место работы,
должность:
МБОУ СОШ №68 имени
Родионова Е.Н. города Челябинска
учитель физики
Регион:
Челябинская область
Характеристики
урока (занятия)
Уровень
образования:
основное общее
образование
Целевая
аудитория:
Учитель
(преподаватель)
Класс(ы):
9 класс
Предмет(ы):
Физика
Тема: Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра.
Цель
урока:
Познакомить
учащихся с составом атомного ядра, с существованием в природе энергии покоя.
Научить
рассчитывать дефект массы атомного ядра и энергию связи атомных ядер.
Тип урока:
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний
Учащихся в
классе (аудитории):
25
Используемые
учебники и учебные пособия:
УМК
"Физика" 9 класс Кабардин О.Ф.
Используемое
оборудование:
ПК, интерактивный
проектор Sony VPL-SW535C.
Используемые
ЦОР:
http://class-fizika.narod.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32
Краткое
описание:
<p>Предмет:
ФИЗИКА</p> <p>Класс:9</p>
Планируемые
результаты
Личностные
1) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное
многообразие современного мира;
3) формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные
1) умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных
условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
3) владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
4) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций
и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение.
Предметные
1) формирование
представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук,
техники и
технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
2) овладение
умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
3) усвоение основных
идей атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным
аппаратом и символическим языком физики.
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
УДД
|
Результативность этапа
|
|
Организационный
момент
|
|
|
|
|
1. Создание
благоприятной рабочей обстановки.
2. Мобилизует
учащихся на работу, включает их в деловой ритм.
|
П - Слушают
учителя. Выполняют действия задаваемые словами учителя.
К -
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Р - Реакция на
учителя, внимание. Самоконтроль своих действий.
|
П - Выделять
существенную информацию.
Осуществлять
актуализацию знаний о правилах поведения на уроках. Выполнять действия в
материализованной форме.
К - Проверка
готовности.
Р - Принимать и
сохранять учебную задачу. Уметь контролировать процесс своих действий.
|
Психологическая
готовность.
|
|
Постановка темы
и целей урока
|
|
|
|
|
1. Учитель
цитирует Ричарда Феймана.
2. Просит
выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
3. Организует
беседу, выявляющую представления детей о ядерных силах.
4. Подводит итог
беседы.
|
П - Объясняют
высказывания. Выдвигают предположения по теме урока. Отвечают на
вопросы учителя, участвуют в беседе.
К -
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном
режиме.
Р - Контролируют
правильность ответов обучающихся.
|
П - Выделять
существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
К - Слушать
собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Р - Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
|
Отвечают верно.
|
Ричард
Фейман
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E9%ED%EC%E0%ED,_%D0%E8%F7%E0%F0%E4_%D4%E8%EB%EB%E8%EF%F1#
|
Изучение нового
материала
а) заряд
атомного ядра
|
1. Предоставляет
возможность ученику дать историческую справку о Дмитрии Ивановиче
Менделееве.
2. Предлагает
рассмотреть
периодическую систему химических
элементов и выявить зависимость заряда ядра от
порядкового номера в таблице.
3. Использует
интерактивный рисунок "Собери ядро", предлагая ученикам выполнить
задание.
4. После просмотравидеоролика - анимации "Строение атома и
ядра" предлагает оценить отношение сил
кулоновского отталкивания между двумя протонами к силам гравитационного
притяжения между ними. Организует обсуждение результата задачи.
|
П - Слушают
историческую справку. Рассматривают таблицу. Выполняют
учебно-познавательные действия при работе с интерактивным рисунком.
Осуществляют просмотр видеоролика. Решают проблемную задачу. Обрабатывают
результаты.
К -
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Р - Осуществляют
взаимоконтроль ответов.
|
П - Анализировать
информацию, выделять главное, существенное. Осознанно строить речевое
высказывание (в устной форме). Выявляют зависимость заряда ядра от
порядкового номера в таблице. При работе с интерактивным рисунком выявляют
различие состава ядра атома и его изотопов. Делают выводы по
предложенной задаче.
К - Слушать
собеседника. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь в
коммуникации строить понятные для партнѐра высказывания. Понимать на слух
текст.
Р - Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного
задания.
|
Отвечают верно.
Задания выполняют правильно.
|
Менделеев Д.И.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%E4%E5%EB%E5%E5%E2,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7
Интерактивный рисунок
"Собери ядро"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/803f6352-56c5-4b12-8781-34805596cbe9/9_258.swf
Видеоролик -
анимация "Строение атома и ядра"
http://yandex.ru/video/search?filmId=jq4NLeZKUXI&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4...
|
б) дефект массы
атомного ядра
|
1. Предлагает
просмотр видеоролика - анимации "Дефект массы атомного ядра".
Организует обсуждение.
2. Поясняет
формулу для вычисления дефекта массы ядра.
|
П - Обсуждают
видеоролик. Видят знаково-символичную информацию.
К - Обучающиеся
выслушивают мнения друг друга.
Р - Высказываются
о возникших трудностях.
|
П - Делать
выводы. Понимать знаково-символичную информацию.
К - Понимать на
слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и
позицию.
Р - Принимать и
сохранять учебную задачу. Осознать возникающие трудности.
|
Отвечают верно.
Понимают каждую физическую величину, входящую в формулу.
|
Видеоролик -
анимация "Понятие дефекта масс"
http://www.youtube.com/watch?v=c4uj0QYyyBg
Формула для
вычисления дефекта массы ядра
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bbc581-b29e-476b-81cd-00c14c310b96/9_266.swf
|
в) энергия
покоя
|
1. Учитель
предлагает ученикам самостоятельно изучить пункт параграфа "Энергия
покоя".
2. Учитель
знакомит с единицами энергии в атомной физике.
|
П - Читают
материал учебника.
К - Обсуждают
материал.
Р - Осуществляют
взаимоконтроль ответов.
|
П - Извлечь нужную
информацию, самостоятельно найти ее в материале параграфа.
К - Слушать и
отвечать на вопросы других.
Р - Принимать и
сохранять учебную задачу.
|
Извлекают нужную
информацию..
|
Единицы энергии в
атомной физике
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f821f6ab-9441-4dd3-ba2f-319a85f081ee/9_256.swf
|
г) энергия
связи атомных ядер
|
1. Дает пояснение
по теме "Энергия связи атомных ядер".
2. Приглашает
ученика решить задачу.
|
П - Слушают
учителя. Решают количественную задачу
К - Обсуждают
допущенные ошибки в ходе решения задачи.
Р - Корректируют
решение задачи.
|
П -
Систематизировать теоретические знания.
К - Проявлять
толерантность в общении, осуществлять продуктивное общение.
Р - Осуществлять
взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя,
одноклассников.
|
Решают задачу
правильно.
|
Интерактивная
задача "Сколько энергии в ядре"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/442c541f-97a6-4308-86ff-989399ae19bb/9_264.swf
|
Закрепление
изученного материала
|
1.Предлагает
решить количественные задачи по вариантам и осуществить взаимопроверку,
предоставив правильное решение на доске.
|
П - Решают
количественную задачу.
К -
Взаимодействуют друг с другом.
Р - Оценивают
результат решения задачи.
|
П - Применить теоретические
знания при решении задач.
К - Осуществлять
совместную деятельность в парах.
Р - Осуществлять
взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку.
|
Решают задачу
правильно.
|
|
Подведение
итогов и постановка домашнего задания
|
1. Для подведения
итогов предлагает творческое задание, объясняет порядок написания синквейна
(атом).
2. Оценить свою
работу и работу одноклассников, класса в целом.
3. Комментирует
домашнее задание. Благодарит за урок.
|
П - Сочиняют
синквейн.
К - С достаточной
полнотой и точностью выражают свои мысли. Слушают друг друга. В случае
необходимости задают вопросы. Высказываются по полученным в ходе творческой
работы стихотворениям одноклассников, опираясь на полученные знания.
Р - Оценивают свою
работу.
|
П - Анализировать
мыслительные операции, обобщить материал, сделать вывод. В процессе работы
со стихотворением учатся правильно раскрывать смысл физических
понятий, используя полученные знания. Выделять существенную информацию.
К - Строить
речевое высказывание в устной форме.
Р - Анализировать
и оценивать результаты своей деятельности.
|
Осмысление
результатов своей работы.
|
Порядок написания
синквейна
http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.