Урок № 2
|
«______»____________ _____
|
Тема: «Физика – наука о природе. Физические термины и
понятия. Физика и техника».
Цель урока: сформировать
общие представления о физике, как науке о природе.
Задачи урока.
1.
Образовательные:
- дать определение основным физическим понятиям.
2. Развивающие:
- развивать умение выделять главное;
- развивать умение работать в группах.
3. Воспитывающие:
- воспитание стремления к учению, умения напряженно
трудиться;
- воспитание взаимоотношения, взаимопомощи и
сотрудничества.
Опыты и демонстрации.
Оборудование и материалы для физических экспериментов.
ИКТ: интерактивная доска, слайд-презентация.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Проверяет
готовность к уроку.
Организует
проверку домашнего задания путем устного опроса.
Объясняет
новую тему с применением слайд-презентаций.
Работает
с интерактивной доской.
Организует
работу в группах.
Организует
закрепление изученного материала путем выполнения практического задания по
учебнику.
Подводит
итоги.
|
Отвечают
на вопросы учителя во время проверки домашнего задания.
Слушают
новую тему, конспектируют, задают вопросы.
Изучают
слайд-презентации.
Работают
в группах
Выполняют
практическое задание по учебнику в тетради.
Записывают
домашнее задание.
|
I. Организационный
момент.
II.
Постановка целей и задач урока.
III. Проверка
домашнего задания.
1. Что означает слово природа?
2. Какие явления называются
природными?
3. Какие природные явления
относятся к физическим? Какие физические явления вы знаете?
4. Как можно объяснить такие
астрономические явления, как затмение Солнца и затмение Луны?
5. Какие науки исследуют
природные явления?
IV. Изучение
новой темы.
Определения
основных понятий вынесены на слайд.
Физика – наука о природе
Слово
«физика» образовано от греческого слова «Physis»
- природа. Впервые о том, что физика является наукой о природе,
заявил в своих трактатах великий греческий мыслитель Аристотель, которого
называют «Первым учителем». Научное содержание этого слова обогатил и расширил
«Второй учитель», наш соотечественник Абу Наср аль-Фараби. В русский язык это
слово впервые ввел великий ученый М. В. Ломоносов.
Цель
физики - открытие законов, обосновывающих различные физические явления,
происходящие в природе.
Например, падение различных предметов на землю обусловлено силой притяжения
Земли. Смена времен года (зима, весна, лето, осень) объясняется вращением
Земли по эллипсу вокруг Солнца. В результате тепловых перемещений, из-за
неравномерного нагревания различных мельчайших частиц и слоев воздуха
появляется ветер.
Физические
явления – это такие природные
явления, при которых не происходит превращение одного вещества в другое, но
меняется его состояние и положение (к
ним относят механические, тепловые, световые, электрические и т.д.).
В
процессе познания связей между явлениями природы открываются законы физики.
Физические
законы – установление связей между
природными явлениями, процессами и состояниями тел.
Путем установления связей между
физическими явлениями и описывающими их законами создаются физические теории
(классическая физика, квантовая механика и т.д.). О физической теории мы
поговорим позже.
Физические термины и понятия
При
изучении физики применяются различные специальные слова – термины.
Физические
термины – специальные опорные слова,
применимые при изучении физики, ее законов и теорий.
Термины,
раскрывающие содержание физических явлений и закономерностей, называются физическими
понятиями.
Таким
образом, формируются такие понятия, как тело, вещество,
материя и т. д.
Материя
– это все то, что имеется во Вселенной
(другими словами термин «материя» означает все, что существует в окружающем нас
мире).
Телом
называется предмет определенной формы, который в пространстве занимает
определенный объем (ложка, стул, автомобиль и т.д.).
Веществом
называется вид материи,
который характеризует качественную сущность тела (проще говоря - это то, из чего состоят тела – золото,
вода, воздух и т.д.).
Тела и вещества также являются материей.
Кусок серебра можно рассматривать и как тело, и как вещество.
Тогда как вода и ее пар, а также лед - все это одно и то же вещество, находящееся
в различных состояниях. Однако каплю воды, кусок льда можно рассматривать и в
качестве тела, а пар - только вещество, потому что он не имеет конкретного
объема и формы.
Физика и техника
Работа
в группах.
Стр.
8-12. Изучаем самостоятельно. Выписать величайшие достижения XX века.
Величайшие достижения
XX века, связанные с физикой и
техникой.
1. Открытие
атомной энергии (30-40-е годы).
2. Освоение
космоса.
Первый искусственный спутник (1957 г.), первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин
(1961 г.).
3. Создание
лазера (1964 год - ученым-физикам из СССР Н. Г. Басову, А. М. Прохорову
и физику из США Ч. Таунсу за открытие этого явления была присуждена Нобелевская
премия).
4. Возникновение
кибернетики и связанной с ней электронно-вычислительной техники.
О
каких еще изобретениях и открытиях XX века вы узнали? (транспортная техника,
гигантские корабли и атомные подводные лодки, сверхзвуковые самолеты, средства
связи, промышленная и сельскохозяйственная техника и т. д.).
V.
Закрепление
Стр. 12. Задание 2.
Письменно в тетради.
VI. Подведение
итогов.
VII. Домашнее
задание:
§ 2, стр. 12 вопросы.
VIII. Оценивание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.