Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Физика / Конспект урока по физике " Мирный атом"

Конспект урока по физике " Мирный атом"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС












Разработка урока по физике



«Атом служит миру!?»










11 класс


Учитель физики

МБОУСОШ №11


Лавринович Я.В.









Нетрадиционный урок: «Атом служит миру!?»

Цель:

  1. На примере трагедии на ЧАЭС рассмотреть техногенное воздействие АЭС на окружающую среду.

  2. Показать значение литературы для осмысления современных научно-технических разработок.

  3. Включить учащихся в дискуссионную деятельность по осмыслению значения применения атомной энергии.

Оформление:

1.Плакаты с цитатами:

«Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла. Вот – с! Ну, равно и дураком!»


( М.Ф.Достоевский, «Бесы»)


«…Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира».

(А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине»)



Ход урока:


Учитель:

Мысль о том, что вещество построено из мельчайших частиц принадлежит древнегреческим ученым. Прошло более 20 столетий, прежде чем подтвердили атомарное строение вещества. В этом малыше размером 10-10 м и массой 10(-27) кг, вернее в его ядре сосредоточена огромная энергия, которую мы называем «атомная» или «ядерная». Путь к овладению энергией атома был долгим и нелегким, а целесообразность применения этой энергии сейчас ставится под сомнение. Ученым Чикагского университета уже в 1942 году удалось собрать и запустить первый атомный реактор .На атомном реакторе была получена управляемая, цепная, ядерная реакция, в результате радиоактивных превращений накапливался плутоний, его, как и уран использовали для создания атомной бомбы… Ослепительное световое излучение, ударная волна, сметающая все на своем пути, и проникающее радиоактивное излучение обрушились на жителей 2-х японских городов: Хиросиму и Нагасаки, посеяв с тех пор в сердцах людей тревогу перед страшными последствиями ядерного оружия.

Когда энергия атома выходит из под контроля, происходят необратимые последствия.


Сообщения и презентации учащихся по теме «Влияние радиоактивного излучения» на живые организмы».


Учитель:

Но как же заставить служить атом человеку? Ведь радиоактивное излучение может оказывать пользу.


Сообщения и презентации учащихся по теме «Некоторые примеры применения радиоактивного излучения в медицине».


Учитель: Мирный атом. Летом 1954 года в г. Обнинск была построена первая в мире промышленная атомная электростанция. Атомный реактор превратился в АЭС несущую людям спокойный свет, уютное тепло, желанный мир…

Таким далеким, идилистическим, безмятежным представляется теперь тот до чернобыльский мир – спокойный, неторопливый, самонадеянный…


Сообщения учащихся :

1. С 1986 года живёт, и ещё долго будет жить в наших сердцах это страшное слово:
  Чернобыль...   Это слово стало синонимом страшных катастроф, ставших причиной больших жертв.

Чернобыль -небольшой город, расположенный на берегу Киевского водохранилища, между реками Уж и Припять город, утопающий в зелени лесов. Летом сюда приезжало отдыхать много людей, поскольку места были очень красочными. Не так давно на реке Припять построили город, и назвали его Припятью. Это был город-сад!   В 1972 году прямо возле Чернобыля начали строить самую мощную в СССР атомную электростанцию. К 1985 году уже закончили строить четыре энергоблока и начали строить пятый. Ночь 26 апреля 1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Но какой эксперимент! Была отключена вся система защиты энергоблока, и он перешёл в неуправляемое состояние. Операторы пытались стабилизировать ситуацию, но было уже поздно. И вот, ровно в 1 час 24 минуты ночи раздались два взрыва на 4 реакторе, и он начал гореть.   Уже через пять минут пожарники были на месте. К утру им удалось локализировать пламя и потушить его. Но самое страшное было ещё впереди. Четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию. А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. В Киеве проходили велосипедные соревнования. Дни оказались жаркими, многие люди решили их провести за городом. И никто не чувствовал, что зелёная трава и деревья стали их врагами.

Некоторые люди получили такие дозы облучения, что через некоторое время умерли.
   28 апреля колонна из 1100 автобусов вывозила из Припяти, Чернобыля и других населённых пунктов зоны отчуждения жителей. Им позволили взять с собой только удостоверения личности и немного еды. Всё же остальное имущество было брошено. И поэтому первые дни после аварии квартиры со всем имуществом, забитые товаром магазины были для мародёров настоящим раем. Милиции с большим трудом удалось не допустить разворовывания имущества. Жизнь в радиусе 30 км от Чернобыля замерла, лишь изредка там появлялись любители острых ощущений.   А тем временем на ЧАЭС работа шла полным ходом. Необходимо было после того, как реактор догорел, сбросить все обломки урана и графита с крыш и собрать их по всех территории.

2. Но сначала - несколько слов об устройстве реактора.


hello_html_271eb322.jpg



   Реактор представляет собой огромный котлован, заполненный графитом. Стенки, дно и крыша реактора сделаны из свинца (Свинец - практически единственное вещество, которое не пропускает радиацию). В графите сделаны отверстия, в которые вкладываются стержни уранового топлива. Благодаря ядерной реакции выделяется громадное количество тепла. (Кусок урана величиной с ладонь содержит больше энергии, чем целый железнодорожный состав каменного угля. Кроме того, АЭС, в отличии от ТЭС, не сжигает атмосферный кислород и не загрязняет атмосферу). Тепло подаётся на паровые турбины, которые вырабатывают ток. Турбины расположены в здании над реактором. Сверху реактор закрыт крышкой. Силой взрыва эту крышку выбило, и всё внутри начало гореть.
   В первые дни к реактору нельзя было подойти, поскольку температура в нём достигала 5 тысяч градусов. В это время над АЭС висело радиоактивное облако, которое разносил ветер. Облако три раза обогнуло земной шар, в результате много радиации разнеслось по всей Европе.

Больше всего, конечно, досталось Украине и Белоруссии.
   Тем временем ликвидаторы пытались хоть как-то пригнать облако к земле. С вертолёта реактор бомбили песком, поливали водой. Но всё было очень малоэффективно, и в воздухе оказалось 77 кг радиации. А это равносильно тому, как на АЭС сбросили бы сотню(!) атомных бомб, причём одновременно.
   Когда реактор выгорел, нужно было собрать все обломки урана и графита. Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества, сбрасывали их в сгоревший реактор. После очистки территории начались работы по сооружению над ректором саркофага (огромной коробки) с целью недопущения утечки радиации. Сейчас разрабатывается и осуществляется проект “Укрытие”, по которому четвёртый реактор полностью опустят под землю, и он навсегда перестанет быть головной болью.
   После аварии на ЧАЭС многие выступали за её закрытие. В декабре 2000 года её закрыли из-за устаревшей и несовершенной системы безопасности.
   Но что же с радиацией, отнявшей у Украины сотни гектаров земель? Период распада разных радиоактивных частиц различен -от восьми минут до сотен тысяч лет, но почти все они (кроме урана) распадаются в течении 30 лет. Так что вполне вероятно, что через сотни лет в Чернобыль и Припять вернутся и снова будут жить люди, и они снова станут красивыми городами...


Учитель

в периодической печати постоянно ведется дискуссия об использовании энергии атома. Есть доводы «За» атомную энергетику, но есть и «Против».


Сообщения учащихся с доводами «за» и «против» атомной энергетики.


Учитель:

Человечество вступило в такую эпоху своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств становится опасной для него самого. Сложные, вышедшие из под контроля даже мирные техника и технологии, приводят к большим трагедиям. Научно-технический прогресс лишает человека права на ошибки.

  • Физика
Описание:

Нетрадиционный урок: «Атом служит миру!?»

Цель:

  1. На примере трагедии на ЧАЭС рассмотреть техногенное воздействие АЭС на окружающую среду.
  2. Показать значение литературы для осмысления современных научно-технических разработок.
  3. Включить учащихся в дискуссионную деятельность по осмыслению значения применения атомной энергии.Оформление:1.Плакаты с цитатами:«Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла. Вот – с!Ну, равно и дураком!»( М.Ф.Достоевский, «Бесы») «…Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира». (А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине»)
Автор Губарева Ирина Петровна
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 496
Номер материала MA-070320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы