Разработка урока по физике
«Атом служит миру!?»
11 класс
Учитель физики
МБОУСОШ №11
Лавринович Я.В.
Нетрадиционный урок: «Атом
служит миру!?»
Цель:
1.
На примере трагедии на
ЧАЭС рассмотреть техногенное воздействие АЭС на окружающую среду.
2.
Показать значение
литературы для осмысления современных научно-технических разработок.
3.
Включить учащихся в
дискуссионную деятельность по осмыслению значения применения атомной энергии.
Оформление:
1.Плакаты с цитатами:
«Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже
против здравого смысла. Вот – с! Ну, равно и дураком!»
(
М.Ф.Достоевский, «Бесы»)
«…Разум есть способность использовать силы окружающего мира без
разрушения этого мира».
(А. и Б. Стругацкие,
«Пикник на обочине»)
Ход урока:
Учитель:
Мысль о том, что
вещество построено из мельчайших частиц принадлежит древнегреческим ученым. Прошло
более 20 столетий, прежде чем подтвердили атомарное строение вещества. В этом
малыше размером 10-10 м и массой 10(-27) кг, вернее в его ядре
сосредоточена огромная энергия, которую мы называем «атомная» или «ядерная».
Путь к овладению энергией атома был долгим и нелегким, а целесообразность
применения этой энергии сейчас ставится под сомнение. Ученым Чикагского
университета уже в 1942 году удалось собрать и запустить первый атомный реактор
.На атомном реакторе была получена управляемая, цепная, ядерная реакция, в
результате радиоактивных превращений накапливался плутоний, его, как и уран
использовали для создания атомной бомбы… Ослепительное световое излучение,
ударная волна, сметающая все на своем пути, и проникающее радиоактивное
излучение обрушились на жителей 2-х японских городов: Хиросиму и Нагасаки,
посеяв с тех пор в сердцах людей тревогу перед страшными последствиями ядерного
оружия.
Когда энергия атома
выходит из под контроля, происходят необратимые последствия.
Сообщения и
презентации учащихся по теме «Влияние радиоактивного излучения» на живые
организмы».
Учитель:
Но как же заставить служить атом человеку? Ведь радиоактивное излучение
может оказывать пользу.
Сообщения и презентации учащихся по теме «Некоторые примеры применения
радиоактивного излучения в медицине».
Учитель: Мирный атом. Летом 1954 года в г. Обнинск была построена
первая в мире промышленная атомная электростанция. Атомный реактор превратился
в АЭС несущую людям спокойный свет, уютное тепло, желанный мир…
Таким далеким, идилистическим, безмятежным представляется теперь тот
до чернобыльский мир – спокойный, неторопливый, самонадеянный…
Сообщения учащихся :
1. С 1986 года живёт, и ещё долго будет жить в наших сердцах это
страшное слово:
Чернобыль... Это слово стало синонимом
страшных катастроф, ставших причиной больших жертв.
Чернобыль -небольшой город, расположенный на берегу Киевского
водохранилища, между реками Уж и Припять город, утопающий в зелени лесов.
Летом сюда приезжало отдыхать много людей, поскольку места были очень
красочными. Не так давно на реке Припять построили город, и назвали его
Припятью. Это был город-сад! В 1972 году прямо возле Чернобыля
начали строить самую мощную в СССР атомную электростанцию. К 1985 году уже
закончили строить четыре энергоблока и начали строить пятый. Ночь 26 апреля
1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по
допустимой нагрузке. Но какой эксперимент! Была отключена вся система защиты
энергоблока, и он перешёл в неуправляемое состояние. Операторы пытались
стабилизировать ситуацию, но было уже поздно. И вот, ровно в 1 час 24 минуты
ночи раздались два взрыва на 4 реакторе, и он начал гореть. Уже
через пять минут пожарники были на месте. К утру им удалось локализировать
пламя и потушить его. Но самое страшное было ещё впереди. Четвёртый реактор был
полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и
графита, излучающие радиацию. А города продолжали жить своей жизнью ещё два
дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на
улицах, выезжали на природу. В Киеве проходили велосипедные соревнования. Дни
оказались жаркими, многие люди решили их провести за городом. И никто не
чувствовал, что зелёная трава и деревья стали их врагами.
Некоторые люди получили такие дозы облучения, что через некоторое время
умерли.
28 апреля колонна из 1100 автобусов вывозила из Припяти, Чернобыля
и других населённых пунктов зоны отчуждения жителей. Им позволили взять с собой
только удостоверения личности и немного еды. Всё же остальное имущество было
брошено. И поэтому первые дни после аварии квартиры со всем имуществом, забитые
товаром магазины были для мародёров настоящим раем. Милиции с большим трудом
удалось не допустить разворовывания имущества. Жизнь в радиусе 30
км от Чернобыля замерла, лишь изредка там появлялись любители острых
ощущений. А тем временем на ЧАЭС работа шла полным ходом.
Необходимо было после того, как реактор догорел, сбросить все обломки урана и
графита с крыш и собрать их по всех территории.
2. Но сначала - несколько слов об устройстве реактора.
Реактор представляет собой огромный котлован, заполненный
графитом. Стенки, дно и крыша реактора сделаны из свинца (Свинец - практически
единственное вещество, которое не пропускает радиацию). В графите сделаны
отверстия, в которые вкладываются стержни уранового топлива. Благодаря ядерной
реакции выделяется громадное количество тепла. (Кусок урана величиной с ладонь
содержит больше энергии, чем целый железнодорожный состав каменного угля. Кроме
того, АЭС, в отличии от ТЭС, не сжигает атмосферный кислород и не загрязняет
атмосферу). Тепло подаётся на паровые турбины, которые вырабатывают ток.
Турбины расположены в здании над реактором. Сверху реактор закрыт крышкой.
Силой взрыва эту крышку выбило, и всё внутри начало гореть.
В первые дни к реактору нельзя было подойти, поскольку температура
в нём достигала 5 тысяч градусов. В это время над АЭС висело радиоактивное
облако, которое разносил ветер. Облако три раза обогнуло земной шар, в
результате много радиации разнеслось по всей Европе.
Больше всего, конечно, досталось Украине и Белоруссии.
Тем временем ликвидаторы пытались хоть как-то пригнать облако к
земле. С вертолёта реактор бомбили песком, поливали водой. Но всё было очень
малоэффективно, и в воздухе оказалось 77
кг радиации. А это равносильно тому, как на АЭС сбросили бы сотню(!) атомных
бомб, причём одновременно.
Когда реактор выгорел, нужно было собрать все обломки урана и
графита. Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из
свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества,
сбрасывали их в сгоревший реактор. После очистки территории начались работы по
сооружению над ректором саркофага (огромной коробки) с целью недопущения утечки
радиации. Сейчас разрабатывается и осуществляется проект “Укрытие”, по которому
четвёртый реактор полностью опустят под землю, и он навсегда перестанет быть
головной болью.
После аварии на ЧАЭС многие выступали за её закрытие. В декабре
2000 года её закрыли из-за устаревшей и несовершенной системы безопасности.
Но что же с радиацией, отнявшей у Украины сотни гектаров земель?
Период распада разных радиоактивных частиц различен -от восьми минут до сотен
тысяч лет, но почти все они (кроме урана) распадаются в течении 30 лет. Так что
вполне вероятно, что через сотни лет в Чернобыль и Припять вернутся и снова
будут жить люди, и они снова станут красивыми городами...
Учитель
в периодической
печати постоянно ведется дискуссия об использовании энергии атома. Есть доводы
«За» атомную энергетику, но есть и «Против».
Сообщения учащихся с
доводами «за» и «против» атомной энергетики.
Учитель:
Человечество вступило в такую эпоху своего существования, когда
потенциальная мощь создаваемых им средств становится опасной для него самого.
Сложные, вышедшие из под контроля даже мирные техника и технологии, приводят к
большим трагедиям. Научно-технический прогресс лишает человека права на ошибки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.