Конспект
урока
Тема:
« Манометры»
Учебник Перышкин А.В. 7 класс
Цель
урока – познакомиться с назначением и принципом действия
манометров.
Тип урока: комбинированный.
Урок предполагает применение экспериментально-поискового
метода с элементами игры.
Задачи: усвоение нового материала,
развитие навыков пояснения эксперимента и его результатов, развитие умения
пользоваться ранее полученными знаниями при объяснении нового явления или при
проведении эксперимента, развитие мотивации учения, познавательного интереса в
ходе игры, закрепление изученного, рефлексия.
Оборудование: демонстрационные приборы( 2
вида манометров), плакат со схемой действия манометра, ПК, анимация, проектор.
Этапы
урока
|
Формы,
методы обучения
|
Средства
обучения
(источники
информации, ТСО, ЭВТ.)
|
Время
|
Организационный (приветствие, выявление
отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность средств
обучения…)
|
фронтальная
|
Слово
учителя
|
2-3 мин
|
Актуализация знаний
Опрос учащихся по предыдущей теме.
Разбор тестирования, которое было
проведено на прошлом уроке.
|
Фронтальная
форма, метод словесный
|
Слово
учителя,
|
8 мин
|
Изучение нового материала
|
Фронтальная.
Метод словесный, иллюстративный
|
ПК, проектор
|
12 мин
|
Закрепление нового учебного материала
(решение задач + опрос учащихся по
вопросам параграфа)
Самостоятельная работа
|
Индивидуальная, групповая, фронтальная
Метод практический, словесный
|
Доска
|
20 мин
|
Подведение итогов занятия
( выставление оценок, выявление
непонятых моментов, объяснение д/з)
Рефлексия
|
Фронтальная
Словесный метод
|
Слово учителя
|
2 мин
|
Ход урока.
1. Орг.
Момент.
Здравствуйте!
Садитесь! Актуализация знаний: решение кроссворда с
последующей записью темы урока:
I.
Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
II.
Единица измерения давления. (Паскаль)
III.
В каком сосуде, в банке или в стакане давление выше? (На столе
банка и стакан с водой. Уровень воды в банке выше чем в стакане. Правильный
ответ – банка)
IV.
Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)
V.
Что находится над жидкостым столбом в трубке Торричелли? (Вакуум)
VI.
В сообщающихся сосудах две жидкости: вода и нефть. Столб какой
жидкости будет выше? (Нефть)
VII.
Какая жидкость использовалась в трубке Торричелли? (Ртуть)
VIII.
Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
IX.
Орг. Момент.
Откройте
тетради, запишите число и тему урока « Манометры.».
Постановка целей
урока: познакомиться с новым прибором, позволяющим измерять давления большие
или меньшие чем атмосферное. Сообщаем учащимся что на этом уроке знания будут
оцениваться на вес. Для этого используем демонстрационные рычажные весы. Под
чашками подписи: «Верно» и «Не верно». За каждый ответ на соответствующую чашку
кладем грузик (фасолинку или кость домино).
Фронтальный опрос
Теперь давайте повторим
устройство и принцип действия барометра-анероида. Что означает слово «
анероид»? Что такое атмосферное давление? Вследствие чего оно возникает?
Назовите формулы для расчета давления в твердых телах, жидкостей и газах.
Сформулируйте закон Паскаля.
2. Изучение
нового материала
Переходим к изучению нового материала.
Мы уже знаем,
что для измерения атмосферного давления какой применяют прибор?
(барометр) Для измерения давлений, бóльших или меньших атмосферного,
используется манометры (от греч. манос -
редкий, неплотный, метрео - измеряю).
Манометры
бывают жидкостные и металлические.
Рассмотрим
сначала устройство и действие открытого жидкостного манометра.
Демонстрация
манометра.
Он состоит
из двухколенной стеклянной трубки, в которую наливается какая-нибудь жидкость.
Жидкость устанавливается в обоих коленах на одном уровне. Почему это
происходит?
Так как на ее
поверхность в коленах сосуда действует только атмосферное давление.
Чтобы понять,
как работает такой манометр, его можно соединить резиновой трубкой с круглой
плоской коробкой, одна сторона которой затянута резиновой пленкой. Если
надавить пальцем на пленку, то, что произойдет с уровнем жидкости в колене
манометра, соединенном в коробкой? Он понизится.
А в
другом колене? Он повысится.
Чем
это объясняется? Произвожу опрос
учащихся.
Провожу
демонстрацию. Прошу учащихся объяснить
суть увиденного и объяснить это с физической точки зрения.
При
надавливании на пленку увеличивается давление воздуха в коробке. По закону
Паскаля это увеличение давления передается и жидкости в том колене манометра,
которое присоединено к коробке. Поэтому давление на жидкость в этом колене
будет больше, чем в другом, где на жидкость действует атмосферное давление. Под
действием силы этого избыточного давления жидкость начнет перемещаться. В
колене со сжатым воздухом жидкость опустится, в другом - поднимется. Жидкость
придет в равновесие (остановится), когда избыточное давление сжатого воздуха
уравновесится давлением, которое производит избыточный столб жидкости в другом
колене манометра.
Чем сильнее
давить на пленку, тем выше избыточный столб жидкости, тем больше его давление.
Следовательно, как мы можем судить об изменении давления? можно судить
по высоте этого избыточного столба.
На рисунке
показано, как таким манометром можно измерять давление внутри жидкости. Чем
глубже погружается в жидкость трубочка, тем больше становится разность высот
столбов жидкости в коленах манометра, тем, следовательно, и большее
давление производит жидкость.
Если
установить коробочку прибора на какой-нибудь глубине внутри жидкости и
поворачивать ее пленкой вверх, вбок и вниз, то, что будет происходить с
показания манометра? Они не будут меняться. Почему?
На одном и
том же уровне внутри жидкости давление одинаково по всем направлениям.
На рисунке
изображен металлический манометр. Основная часть такого
манометра - согнутая в трубу металлическая трубка 1, один конец
которой закрыт. Другой конец трубки с помощью крана 4 сообщается
с сосудом, в котором измеряют давление. При увеличении давления трубка
разгибается. Движение закрытого конца ее при помощи рычага 5 и
зубчатки 3 передается стрелке 2, движущейся около
шкалы прибора. При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости
возвращается в прежнее положение, а стрелка - нулевому делению шкалы.
·
Применение манометров.
Обсуждаем
области применения металлического манометра. (Общетехнические
– для измерения давления газов и жидкостей; судовые – для измерения давления
дизельного топлива, морской воды, пара; железнодорожные; эталонные; мембранные
манометры (тонометры)).
3.
Закрепление материала.
Решение
задач. Вызываю одного ученика к доске.
№4. Водолаз опускается в
море на глубину 90 м. определить давление воды на этой глубине. Плотность
морской воды 1030 кг/м3
Ответ:
927кПа
№5. Давление, создаваемое
водонапорным баком водопровода равно 750кПА. Определите высоту столба воды в
баке.
Ответ:
75 м
Самостоятельная работа
4.
5.
Подведение итогов урока.
Выставление
оценок. Пояснение домашнего задания. Параграф 45, 46,47. Номера в задачнике:
293,290, 308,309,331
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.