Дата:________
Урок № 47
Тема:
Значение и строение нервной системы человека.
Цель: формирование знаний об особенностях
строения и функционирования нервной системы.
Задачи:
· образовательная: способствовать пониманию
знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток
· развивающая: развивающая: продолжить
обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать
причинно-следственные связи
· воспитательная: стимулировать развитие
познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных
умений.
Оборудование: презентация «Значение и
строение нервной системы», дидактические материалы к уроку, таблица ".
Ход урока
1.
Организационный
момент.
Проверка готовности учащихся
к уроку, приветствие.
Анализ контрольной работы.
2.
Мотивационный
момент.
Человек существо биологическое и имеет
клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.
·
Каким образом
обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?
·
Как человек
реагирует на изменения окружающей среды?
·
Какая система
органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции
в организме человека выполняет нервная система.)
Запишем тему урока: Значение и строение нервной
системы человека.
·
Сформулируйте
цели урока.
- познакомиться со
строением нервной системы человека,
- узнать какое
значение нервная система имеет в общей системе органов человека.
3. Изучение нового материала.
1. Значение нервной системы.
Развитие нервной системы
Нервная система высших животных и человека
представляет собой результат длительного развития в процессе
приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной
системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием
восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность
отвечать на эти воздействия координированной, биологически
целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи
с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и
регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной
системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.
Типы нервной системы у животных.
В процессе эволюции изменялась
организация организмов, изменялось и строение нервной системы.
– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных.
(слайд презентации ).
Беседа:
Кишечно-полостные – диффузная.
Черви, членистоногие – узловая.
Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы,
млекопитающие – головной мозг).
Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?
Вывод: Чем выше организация
животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.
2. Функции нервной системы:
Работа в группах по 4 человека.
Задание: познакомиться с текстом параграфа
43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.
План работы:
1. Распределите между членами группы
материал параграфа.
2. Познакомьтесь каждый со своим
материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.
3. Запишите функции нервной
системы в тетрадь.
Функции нервной системы человека:
·
Обеспечивает относительное
постоянство внутренней среды организма;
·
Согласует работу всех
органов;
·
Обеспечивает выживание
организма как единого целого;
·
Обеспечивает
осуществление психических процессов.
Далее
учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.
Физминутка.
1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки,
голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать
вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.
2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево,
и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.
3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками
пальцев рук до носков обуви.
4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить
мышцы рук и плечь.
В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки
сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и
усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной
деятельности.
3.
Строение нервной системы.
- Работа в парах с книгой
и дидактической карточкой.
1. Познакомьтесь со структурой нервной
системы человека, составьте схему «Строение нервной системы»
Нервную систему (по месту
расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально
нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы,
нервные узлы и нервные окончания.
2. Какой
тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является
нервная ткань.)
3. Что является структурной единицей
нервной ткани? (нейроны)
4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38)
(тело и отростки-дендриты и аксоны)
5. Чем образовано серое вещество мозга?
(тела и дендриты нейронов)
6. Чем образовано белое вещество в
центральной нервной системе? (отростками нейронов)
7. Какие виды нервов существуют в
зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и
смешанные).
4. Первичная
проверка понимания.
1.
На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в
тетради.
2.
С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в
карточке.
5. Закрепление
знаний и способов действий.
Задание: продолжите
утверждения:
Нервная ткань образована нейронами.
Нейроны состоят из тела
и отростков.
Тела нейронов образуют серое
вещество.
Различают длинные
отростки аксоны и короткие - дендриты.
Отростки нейронов
образуют белое вещество.
В процессе один ученик у
доски составляет кластер
7. Подведение
итогов урока.
Давайте вспомним, какие
цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы их? Все ли
у нас получилось?
8.
Рефлексия.
Запись на слайде
Своей работой я:
·
доволен…
·
не совсем
доволен…
·
я недоволен,
потому что…
Сегодня на уроке я…
·
научился...
·
было
интересно…
·
было
трудно…
·
мои ощущения…
·
эти знания мне
пригодятся в жизни, например …
9. Информация о
домашнем задании.
§ 43, 44 (стр. 222),
устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.
Творческое задание:
создать макет «Нервная система человека».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.