Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии 8 класс "Строение и значение нервной системы человека"

Конспект урока по биологии 8 класс "Строение и значение нервной системы человека"

Скачать материал

Дата:________ Урок № 47

Тема: Значение и строение нервной системы человека.

Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Задачи:

·      образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

·      развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

·      воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Оборудование: презентация «Значение и строение нервной системы», дидактические материалы к уроку, таблица ".

Ход урока

1.   Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Анализ контрольной работы.

2.   Мотивационный момент.

Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

·        Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

·        Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

·        Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)

Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.

·        Сформулируйте цели урока.

- познакомиться со строением нервной системы человека,

- узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.

3. Изучение нового материала.

1. Значение нервной системы.

Развитие нервной системы

Нервная  система  высших  животных  и  человека   представляет   собой результат длительного развития в процессе приспособительной  эволюции  живых существ. Развитие центральной нервной системы  происходило,  прежде  всего,  в связи с усовершенствованием восприятия  и  анализа  воздействий  из  внешней среды.

Вместе  с  тем  совершенствовалась  и  способность  отвечать  на   эти воздействия   координированной,   биологически   целесообразной    реакцией. Развитие  нервной  системы  шло  также  в  связи  с   усложнением   строения организмов и  необходимостью  согласования  и  регуляции  работы  внутренних органов. Для понимания  деятельности  нервной  системы  человека  необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.

Типы нервной системы у животных.

http://www.drofa.ru/files/presentations/visual/Contents/Biologiya/08_Evol_Org/Pictures/2062240.111-Evol.Nerv.jpgВ процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд презентации ).

Беседа:

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?

Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

2. Функции нервной системы:

Работа в группах по 4 человека.

Задание: познакомиться с текстом параграфа 43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.

План работы:

1.     Распределите между членами группы материал параграфа.

2.     Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.

3.     Запишите функции нервной системы в тетрадь.

Функции нервной системы человека:

·        Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;

·        Согласует работу всех органов;

·        Обеспечивает выживание организма как единого целого;

·         Обеспечивает осуществление психических процессов.

Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.

Физминутка.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками пальцев рук до носков обуви.

4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить мышцы рук и плечь.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

3. Строение нервной системы.

- Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.

 1. Познакомьтесь со структурой нервной системы человека,  составьте схему «Строение нервной системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)

3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)

4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)

5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)

6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)

7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).

4. Первичная проверка понимания.

1.                 На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в тетради.

2.                 С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Задание: продолжите утверждения:

Нервная ткань образована нейронами.

Нейроны состоят из тела и отростков.

Тела нейронов образуют серое вещество.

Различают длинные отростки аксоны и короткие - дендриты.

Отростки нейронов образуют белое вещество.

В процессе один ученик у доски составляет кластер

7. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?

8. Рефлексия.

Запись на слайде

Своей работой я:

·         доволен…

·         не совсем доволен…

·         я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…

·         научился...                              

·         было интересно…

·         было трудно…                        

·         мои ощущения…

·         эти знания мне пригодятся в жизни, например …

9. Информация о домашнем задании.

§ 43, 44 (стр. 222), устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.

Творческое задание: создать макет «Нервная система человека».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии 8 класс "Строение и значение нервной системы человека""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по биологии 8 класс "Строение и значение нервной системы человека"Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.Задачи:образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клетокразвивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связивоспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.11.2020 1160
    • DOCX 96.7 кбайт
    • 55 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жерноклёва Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жерноклёва Валентина Ивановна
    Жерноклёва Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64247
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 489 человек

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе