Цель: формирование
алгоритма вычислений значений тригонометрических выражений, в которых участвуют
обратные тригонометрические функции и применение алгоритма для решения более
сложных задач.
Задачи:
- Научить
применять определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса
для нахождения значений выражений, содержащих аркфункции.
- Составить
алгоритм вычисления синуса, косинуса, косинуса, тангенса и котангенса то
арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.
- Формировать
способность оценивать поставленную задачу и по результатам анализа научить
составлять алгоритм действий по решению новой задачи.
В
начале урока учащимся выдаются листы оценивания, где по ходу урока выставляется
самооценка и оценка учителя по различным этапам урока (“теория” – максимальное
количество баллов 3; “формирования алгоритма” 5 баллов; “работа по алгоритму” –
7 баллов; “исследовательская работа” – 10 баллов.) (Смотри Приложение).
Ход урока:
I.
Актуализация знаний.
1.
На уроках мы с вами занимались изучением обратных тригонометрических функций.
- Какие
обратные тригонометрические функции вы знаете? (y=arcsin x,
x [-1;1];
y=, x [-1;1];
y=arctg x, x [-;+]; y=arcctg
x, x [-;+])
- Дайте
определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа a.
(arcsin a=?, где a [-1;1],
а ? [-/2; /2]; arccos
a= ?, где a [-1;1],
а [0; ]; arctg
a= , где a [-;+], а [-/2; /2]; arcctg a
= , где a [-;+], а [0; ])
- Перечислите
формулы для арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса по
группам.
- (sin
(arcsin a)=a, a [-1;1];
cos(arccos a)=a, a [-1;1];
tg(arctg a)=a, a [-;+];
ctg(arcctga)=a, a [-;+]).
- arcsin(sin )= , [-/2; /2];arccos(cos )= , [0; ];
arctg(tg )= , [-/2; /2];
arcctg(ctg )= , [0; ].
2.
Распределите данные выражения на 2 группы, при решении которых может быть
использована та или иная группа формул.
Рисунок
1.
Значения
каких выражений могли бы найти устно? Каких нет? Почему? Какова же цель нашего
урока? (Цель: нахождение способа решений выражений синуса, косинуса, тангенса и
котангенса, аргументами, которых являются арксинус, арккосинус, арктангенс и
арккотангенс.)
II.
Формирование алгоритма по решению задач нового типа:
Рисунок
2.
1)
Используя алгоритм, вычислите значения выражения: ctg(arcos())
.
Ответ: .
2)
Работа 2-х групп на закрытых досках (все остальные в тетрадях с последующей
проверкой). tg(arcsin).
(Ответ:);
sin(-arctg).
(Ответ:).
Самостоятельная проверка (с последующей проверкой)
cos
(arctg 3). (Ответ: ).
III.
Исследовательская работа.
Учащиеся
разбиваются на группы (по 4-5 человек). Можно использовать при работе любой
справочный материал, учебники, таблицы и т.д. для решения следующих задач:
a)
sin (2 arcsin ).
b)
sin (arctg–
arcos ).
Найденные
решения записываются на доске, и идет обсуждение и анализ полученных
результатов.
IV.
Домашняя работа.
Смотри
приложение.
1-й
столбик – вычислить;
2-й
столбик – сформулировать алгоритм нахождения значений выражений.
V.
Подведение итогов урока.
Подсчитывается
средний балл по самооценке и оценке учителя и составляется рейтинг успешности
учащихся по данной теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.