Урок
алгебры в 7 классе по теме:
Линейная
функция
Подготовила
учитель
математики
Левшина
М.М.
Тема:
Линейная функция.
Тип
урока: урок систематизации и обобщения
учебного материала.
Форма
проведения: дидактическая игра.
Цели
и задачи:
Образовательные:
1. Проверить
теоретические и практические умения и навыки по теме «Функции» с применением
задач разного уровня сложности.
2. Активизировать умственную
деятельность учащихся путем участия каждого из них в игре.
3. Обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме.
4. Выяснить то, что не усвоено учащимися, с
целью дальнейшего корректирования.
Развивающие:
1. Сформировать умения сравнивать, находить ошибки при выполнении заданий.
2. Развивать внимание, мышление, способность
сосредотачиваться, аккуратность,
математический язык.
3. Через выполнение заданий развивать творческую и умственную
деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным
действиям,
обобщению.
4. Формировать умения четко
высказывать свои мысли.
Воспитательные:
1. Воспитывать умения уважать друг друга.
2. Формировать у учащихся познавательный интерес к изучению
математики.
3. Формировать умения проверять и оценивать результаты своей деятельности.
4. Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: эпиграф урока, компьютерная
презентация, компьютеры, программное обеспечение Advanced Graphers.
ХОД УРОКА
1.
Организационный
момент.
Уважаемые ребята! Сегодня на уроце мы с вами продолжим
изучать тему «Функции» (слайд 1). Эпиграфом нашего урока я взяла слова Гиппократа
«Мир математики – это отображение в нашей сознательности реального мира». (слайд
2)
Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме : в
форме путешествия под названием «7 чудес Донбасса». Если вы правильно будете
выполнять все задания, то сможете открыть черный ящик и узнать о самом важном
для нас с вами месте в Донбассе.
2.
Постановка цели и задач
урока.
Цель нашего урока: обобщить знания по теме «Функции»;
закрепить умения строить графики по заданной формуле; сформировать навыки
определения точек к данному графику.(слайд 3)
3.
Актуализация
опорных знаний.
Начинаем наше путешествие с города Донецка, а именно
с Парка кованных фигур, (слайд 4) который расположен там в
Ворошиловском районе . Чтобы узнать больше об этом парке вам не обходимо
продемонстрировать теоретические знания по данной теме и умения их применять.(слайд
5)
Мозговой штурм:
·
Что такое линейная функция?
·
Что является графиком
линейной функции?
·
Какая из формул задает
линейную зависимость: а)у = х2,
б)у = 2х + 5, в) у = .
·
В каком случае графики
линейных функций пересекаются?
·
В каком случае графики
линейних функцый параллельны?
·
Правильно, что графики функций
у = -6х +7 и у = =6х +9 пересекаются?
·
Что такое область определения
функции?
·
Правильно, что все
значения, которые принимает зависимая переменная, образует область
определения функции?
·
Функция
задана формулой у = 3х + 5. О какой функции идет речь? Чему равно значение k?
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте. (слайд 6) С уверенностью можно сказать, что это самый необычный
парк в Донецке. Кто-то называет его уникальным и полагает, что аналогов ему нет
нигде в Мире. Другие относятся скептически к подобным высказываниям и даже
указывают на аналог, который якобы существует где-то в Европе. Нам доподлинно
неизвестно идет ли Донецк впереди планеты всей по этому вопросу, но из чувства
гордости за свой город мы на это надеемся.
И действительно, парк кованых фигур отличается от
типичных парков культуры и отдыха с большим количеством зеленых насаждений,
аттракционов и прочих атрибутов культурного отдыха. Здесь в тени деревьев
расположились творения кузнецов со всего мира. Разнообразные фигуры радуют
посетителей своей красотой и изящностью.
Парк кованых фигур в Донецке был открыт в 2001 году в
Ворошиловском районе за зданием Донецкого городского исполнительного комитета.
Изначально в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым
годом их количество растет.
За правильно выполненное задание Вы получаете фрагмент
ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
4.
Обобщение знаний,
умений и навыков.
Продолжим наше путешествие по городу Донецку и
заглянем на Пальму Мерцалова, которая расположена на бульваре
Пушкина в Донецке. (слайд 7). Чтобы узнать больше об этом памятнике вам
необходимо построить графики функций и найти область значений и область
определения функции, а также точки их пересечения. (слайд 8) Двое учащихся из
каждой команды будут рабо тать за компютером с программою Advanced Graphers.
Остальные будут строить графики в тетерадях.
Задание: Построить графики функций в одной системе координат и найти точки их
пересечения: у=х2; ;
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте.( слайд
9) Точная
копия знаменитой "Пальмы Мерцалова", ставшей символом Донбасса
(изображена на гербе Донецкой области), расположена в начале бульвара Пушкина в
Донецке, на площади перед зданием Донецкой областной государственной
администрации. Филигранная скульптура в виде пальмы высотой 3,5 м, выкованная
из цельного стального рельса в конце XIX в. донецким кузнецом А. Мерцаловым,
была награждена премией Гран-при Парижской Международной промышленной выставки
1900 г. Оригинал хранится в музее Горного института в Санкт-Петербурге.
Многочисленные современные копии работы донецкого кузнеца С. Каспрука
установлены в Киеве, Львове, Крыму, Москве, Ганновере, Оттаве. В Донецке первую
точную копию установили в 1999 г. возле выставочного центра
"Экспо-Донбасс". Она также была изготовлена из цельного рельса без
сварки и соединений мастером С. Каспруком по собственной технологии взамен
утерянной мерцаловской. На бульваре Пушкина установлена другая копия,
выполненная в 2007 г. из дамасской стали.
За правильное выполнение задания Вы получаете
фрагмент ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
Теперь отправляемся из Донецка в южном направлении, а
именно в Волновахский район в Великоанадольский лес. (слайд 10)
Детальнее об этом месте вы узнаете решив следующее задание: соотнести график
на рисунке с заданой функцией: у=2х-4; ; у=2х2.
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте. ( слайд
11) Двигаясь из
Донецка в южном направлении, можно посетить красивейший место -
Великоанадольский лес, - в глубине которого синеет чистое лесное озеро.
Великоанадольский музей леса - отдел Донецкого
областного краеведческого музея, был открыт в 1994 году. Это единственный
государственный музей подобного профиля в Украине. Расположенный в селе
Комсомольском Волновахского района Донецкой области, в пределах
Государственного лесного заказника «Великоанадольский лес».
Дом, где расположен Музей леса, был построен в 1852
году по распоряжению брата царя Николая I о создании метеорологической
обсерватории (по типу магнитной обсерватории при Горном институте в
Санкт-Петербурге). В этом доме вместе со своей семьей жил первый лесничий,
основатель Великоанадольского лесничества, подпоручик, потом полковник корпуса
лесничих В.Э.Графф. С этим домом связаны жизни и научная работа последователя
В. Э. Графа - лесничего М.Я. Дахова.
В конце XIX - начале XX веков при Великоанадольском
лесничестве работала лесная школа. Многочисленные экспонаты, среди которых
документы, личные вещи, рассказывают о преподавателях и воспитанниках лесной
школы. (1906 - 1928 гг.). В 1929 г. лесная школа была реорганизована в лесной
техникум. Фотоматериалы, документы знакомят с историей Великоанадольского
лесного техникума.
К музею примыкает тенистая аллея, на которой
расположен памятник В.Э. Граффу, установленный в 1910 году. На территории,
прилегающей к лесному техникуму, разбит дендропарк, находится дом бывшей лесной
школы и участок леса, где сохранились первые посадки дуба, сделанные В.Э.
Граффом.
За правильное выполнение задания Вы получаете
фрагмент ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
Теперь отправляемся в г.Горловка в Музей
миниатюрной книги. (слайд 12) Вам необходимо выполнить завдание из
учебника № 357.
Вы работаете самостоятельно. По окончанию проведем
взаимопроверку.
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте.( слайд
13) Музей миниатюрной книги в Горловке - это уникальное место не
только в Донбассе, но и в станах СНГ.
Основой экспонатов музея стала коллекция
инженера-строителя Вениамина Александровича Разумова, который в свое время
проживал в городе Горловка, и в честь которого и был назван музей, а 1996 году
получил статус государственного.
Коллекция состоит из более чем 10 000 книг. Некоторые
из них миниатюрные - около 100 мм, а некоторые - микроскопические, как маковое
зернышко. Экземпляры изданы в 57 странах мира и представлены на 103 языках.
Здесь, к примеру, представлен том А.С. Пушкина,
состоящий из двух произведений, который меньше макового зерна в 60 раз! В музее
есть экземпляры "погостившие" в космосе, есть две книги из Эфиопии
XVI века и много другое.
Кроме книг здесь представлены микроминиатюры на
конском и даже человеческом волосе.
За правильное выполнение задания Вы получаете
фрагмент ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
Продолжаем путешествие. Отправляемся в г. Святогорск в
Святогорскую лавру. (слайд 14) Некоторые из вас были в данном месте
и могут поделиться своими впечатлениями. Но после выполнения задания.
Задание: Найти координаты точек пересечения с осями координат графика функции:
а) у=1,7х-3,4; б) . (слайд 15)
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте. (слайд
16) Знаменитая
Святогорская Лавра расположена на высоком правом берегу Северского Донца в
местности, издревле известной под названием Святые Горы. Святые горы – это
меловые скалы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые
обрывы над рекой на территории небольшого четырехкилометрового участка правого
берега Донца между с. Богородичным и Татьяновкой. Северский Донец, самая
большая река Восточной Украины, не случайно одна из первых воспета
древнерусской литературой. Это наиболее живописная река Восточноевропейской равнины
и наиболее удобная для отдыха. Именно Северский Донец дал название этому краю –
Донбасс.
За правильное выполнение задания Вы получаете
фрагмент ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
Продолжим. Впереди г.Соледар. (слайд 17) Спустимся
в соляную шахту. Опишем траекторию спуска в шахту при помощи построения графика
функции.
Задание: Постройте в одной системе координат графики функций заданых формулой:
у=2х+в; если в=-3; 0; 1.( слайд 18)
Молодцы! Послушайте информацию об этом месте. (слайд 19)Город Соледар на Донбассе расположен при впадении р.
Мокрая Плотва в Бахмут (приток Северского Донца). Известен с последней четверти
XVII в., когда здесь располагалось с. Брянцевка, основанное казаками Изюмского
полка и переселенцами с севера Украины. Основным занятием жителей было
солеварение. В 1881 г. рядом с селом был основан рудник. В 1965 г. произошло
слияние Брянцевки и посёлка рудника в г. Карло-Либкнехтовск. В 1991 г.
переименован в Соледар. Предприятие "Артёмсоль" производило в
советское время до 40% общесоюзной добычи каменной соли и 88% украинской
добычи. В отработанных соляных шахтах на глубине 300 м открыт спелеосанаторий
для профилактики и лечения астмы, заболеваний дыхательных путей.
За правильное выполнение задания Вы получаете фрагмент
ключа к разгадке самого важного чуда для нас с вами.
У нас впереди
осталось последнее место и его название вы можете прочитать открыв черный
ящик. А для того, чтобы его открыть вам необходимо получить последний фрагмент
ключа, выполнив следующее завдание. (слайд 20)
Завдание этого этапа вы выполняли дома. Вам необходимо
было выполнить мини-презентацию из истории происхождения слов «Алгебра» и
«Функция».
Молодцы. Вы получили все фрагменты и можете открыть
ящик. (Слайд 21)
Это наша школа. (слайд 22)Самым важным местом для нас с вами
является наша школа. Я желаю вам успехов в учебе и не забывать школьные годы.
5.
Итог урока.
Что понравилось на уроке?
Что больше всего запомнилось?
Каное у вас теперь настроение?
Сегодня вы узнали о местах В нашей республике которые
являються чудесами! Я желаю вам побывать в этих местах и увидеть их своими
глазами.
6.
Домашнее задание.
Задание № 356 и 359 выполнить письменно в тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.