Тема: Парниковый эффект
Класс: 5,6,7,8
Цель:изучить парниковый эффект и его влияние на планету, а
также методы его предотвращения
Задачи:
Образовательная: изучитьпонятия «парниковый эффект», «парниковые газы»,
«изменение климата», учащиеся должны знать естественные и вызванные
деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для
всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Развивающая: продолжить формировать умения делать выводы,
анализировать информацию, классифицировать объекты
Воспитательная: экологическое воспитание подрастающего поколения,
формирование активной гражданской позиции
Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска,карандаши
Методы: ЛОК, опытническая работа, работа в группах
Форма занятия: изучение нового материала
Ход занятия:
1. Организационный
2. Мотивационный
ЗАДАНИЕ: приготовьте белые листы бумаги и карандаши, по
ходу урока схематично зарисовывать полученную информацию
Парниковый эффект существует на
Земле сотнимиллионов лет с момента появления атмосферы. Если бы естественный
парниковый эффектне задерживал солнечное тепло, то средняя температура нижних
слоев атмосферы составлялабы -18°С, а, значит, огромные пространства земной
поверхности были бы покрыты ледниками.
Именно парниковый эффект создал
условия для появления жизнина Земле. Благодаря парниковомуэффекту средняя
температура наЗемле составляет +14°С.
Задание: кроссворд. Какие нужно вспомнить понятия и
термины, которые пригодятся при изучении темы
Кроссворд на тему
«Парниковый эффект»
1.
Источник жизни на Земле
(солнце)
2.
Концентрация взвешенных в
воздухе капель воды или кристалликов льда (облако)
3.
Переход вещества из одного
агрегатного состояния в другое(конденсация)
4.
Воздушная оболочка Земли
(Атмосфера)
5.
Природное жидкое топливо
(нефть)
6.
Источник энергии, используемый
для нагревания (топливо)
7.
Прибор для измерения
температуры(термометр)
8.
Нижний слой атмосферы от
поверхности Земли до высоты 8-12 км (Тропосфера)
9.
Что за газ СО2(углекислый)
3. Объяснение нового материала
Задание: зарисуйте в тетрадь схематично представленную
картинку «Парниковый эффект».
На Земле сложились уникальные
природныеусловия: жить на ней не слишком жарко и неслишком холодно. Но в
результате деятельности человека, прежде всего в результате сжигания топлива и
сокращения лесов на планете, в атмосфере увеличивается концентрация так
называемых «парниковых газов».
Самое большое беспокойство
вызывает то, что парниковый эффект усугубляет глобальное изменение климата на
Земле, что может привести к целому ряду природных и социальных катастроф.
Заполните таблицу: Расположите правильно причины парникового
эффекта
Причины парникового эффекта
|
Природные
|
Антропогенные
|
Наличие атмосферы
|
Электроэнергетика
|
Солнечные лучи
|
Дым из труб жилых домов, заводов
|
Наличие облаков
|
Выхлопные газы
|
Углекислый газ
|
Сжигание топлива
|
Подстилающая поверхность преобразует солнечные лучи
в тепло
|
Сокращение лесов
|
Глобальное потепление климата
|
Сгорание невозобновляемого топлива
|
Антропогенные источники парниковых газов
|
Производство тепла
и электричества
|
Уголь, нефть иприродный газ - самые большие
источникипарниковых газов на земле, и углекислого газав частности. В смеси
парниковых газов углекислый газ составляет 72 % всех парниковых газов,поэтому
он главный виновник глобального потепления.
|
Промышленность
|
Производство и обработка материалов, производство
цемента и извести, железа, стали,алюминия и другие производства
требуютбольшого количества энергии.
|
Транспорт
|
Важно отметить,что выхлопы машин не только содержат
СО2, нотакже стимулируют образование озона, из-захимической реакции на свету.
В нижних слояхатмосферы озон также ведет себя как парниковый газ, он
удерживает инфракрасное излучение, отраженное от поверхности земли.
|
Сельское хозяйство
|
Разведение животных и отходы их пищеварительных
процессов — один из основных источников еще одного парникового газа — метана.
Сельскохозяйственные растения, выращиваемые на полях, — самый большой
источник азота
в атмосфере (а также в воде), главным образомиз-за
избыточного использования минеральных удобрений.
|
Уничтожение лесов
|
Если деревьев становится
меньше, то меньше углерода поглощается растениями из
воздуха.
|
Опыт
Давайте смоделируем парниковый
эффект.Вам понадобится два термометра с одинаковой шкалой, таких маленьких,
чтобы онимогли уместиться в банке из-под варенья сзакручивающейся крышкой. В
первой банкеустановите кусочек черного матового картона, который закроет
примерно половинубанки внутри. Термометр в банке должен находиться в
затемненной стороне от картонки. В другую банку положите алюминиевуюфольгу
точно так же, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр
также должен находиться в затемненной стороне от фольги. Поставьте банки
другвозле друга на открытом солнце. Поместитеих на что-нибудь, что может
служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу. Убедитесь,
что термометрыстоят на затемненных сторонах банок. Скоровы убедитесь, что
температура поднимаетсябыстрее в банке с черной картонкой.
Задание: зарисуйте в тетрадь обе банки и покажите
схематично действие процесса парникового эффекта.
Вот что происходит: В солнечных лучах,
доходящих до нас, есть короткие и длинныеэлектромагнитные волны. Короткие —
этосвет, длинные — это тепловое излучение.Стекло легко пропускает короткие
волны(свет), но плохо пропускает длинноволновое(тепловое) излучение. В банке с
алюминиевойфольгой лучи отражаются от металла. Длинаволн остается неизменной и
они покидаютбанку так же легко, как и вошли в нее. В банкес черной картонкой
лучи поглощаются самойкартонкой. Солнечная энергия нагревает картонку, её
температура повышается. Нагретаячерная картонка сама излучает энергию, нодлина
волны у этих лучей больше, чем у солнечных лучей и они не могут выйти
наружучерез стекло. Энергия теплового излученияостается в банке, увеличивая
температурувоздуха в ней. Таким же образом действует атмосфера Земли. Она
хорошо пропускает солнечную энергию, которая приходит кнам в основном в виде
света. Эта энергия используется на Земле и превращается в другиевиды энергии.
Земля же излучает тепловуюэнергию, которая задерживается атмосферойи не
покидает Землю.
Тест на сбережение энергии
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте,
умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме
|
Да
|
Нет
|
Сложите все
ответы ДА.
Если увас получилось:
От 1 до 5 ответовДА:
Вам еще многому
надо научиться, такчто начните прямосейчас.
От 6 до 10 ответовДА:
У вас много
хороших привычек,
которые могут
служить основой
для дальнейшей
работы над собой.
От 11 до 15 ответовДА:
Вы являетесь
хорошим примером
всем остальным.
От 16 до 20 ответовДА:
Кто-то из вашей
семьи должен стать
министром по
охране природы.
|
Мы записываем наше
энергопотребление
|
|
|
Мы выключаем свет в
комнате, когда уходим из нее.
|
|
|
Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда
мы используем ее.
|
|
|
Холодильник стоит в
прохладной комнате.
|
|
|
Мы не ставим мебель
перед обогревателями.
|
|
|
Мы начали
использовать энергосберегающие лампочки
|
|
|
Мы используем местное освещение (настольнуюлампу,
бра, торшер)
|
|
|
Мы проветриваем быстро и эффективно,всего несколько
минут за раз.
|
|
|
Мы заклеиваем окна на зиму
|
|
|
Мы кладем крышку на
кастрюлю, когда варим.
|
|
|
Мы зашториваем окна
на ночь.
|
|
|
Мы часто размораживаем холодильник.
|
|
|
Мы используем
раковину для мытья посуды.
|
|
|
Мы моемся под
душем, а не принимаем ванну.
|
|
|
Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школуи на
работу.
|
|
|
Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.
|
|
|
Мы снижаем
температуру в помещении ночью.
|
|
|
Мы повторно
используем стекло, бумагу и металл.
|
|
|
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться
только один раз.
|
|
|
Мы не покупаем товары в больших обертках.
|
|
|
Мы чиним вещи,
вместо того, чтобы заменить их.
|
|
|
4. Рефлексия. Работа в группах. Класс делится на группы по 4
человека. Каждая группа выполняет задание на скорость.
Проблема: как решить проблему сокращения выброса
парниковых газов в атмосферу. Парниковые газы – это результат выбросов в
атмосферу при сжигании топлива. Каждый человек может принять участие в их
уменьшении посредством энергосбережения.
Задание: составьте логическую цепочку следственных событий.
Цель: выявить последствияпарникового эффекта
Сжигание топлива, увеличение углекислого газа
в атмосфере, парниковый эффект, глобальное потепление климата, таяние ледников,
сокращение площади суши, смещение мест обитания животных, вымирание некоторых
видов животных, нарушение работы сельского хозяйства.
Задание: работа в группе, подумайте, как предотвратить
глобальное изменение климата? Можно ответы зарисовать в тетради в виде правил
сохранения природы и энергии.
Нарисуйте памятку для себя и своих
родителей, выберите то, что вы хотели бы применять дома для сохранения планеты.
Что вы можете сделать сами
-
Утеплить окна для
устранения сквозняков.
-
Найти и устранить холодные
сквозняки из дверей, щелей и других мест.
-
Покрыть наиболее холодные
поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
-
Предпочтительно
осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно
приоткрывая их на длительный период.
-
Выключайте свет, когда он
не нужен.
-
Используйте
энергоэффективные лампочки. Энергии, которая прежде расходоваласьодной лампой,
хватит для пяти новых ламп.
-
Иногда лучше сменить абажур,
чем устанавливать дополнительное освещение.
-
Дайте доступ дневному
свету, раздвиньтезанавески.
-
Используйте как можно
больше общественный транспорт вместо автомобиля.
-
Используйте велосипед или
ходите пешком, когда это возможно.
-
Предпочитайте покупать местные
продукты.
- Ремонтируйте и продолжайте использовать старые
вещи вместо покупки новых.
- Сдавайте на вторичную переработку все,что
можно сдать там, где вы живете.
-
Приобретайте бумагу и
другие вещи,произведенные из отходов.
Что еще можно сделать
-
Установить индивидуальные
и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате (если
это позволяет система отопления в вашем доме).
-
Использовать механическую
вентиляцию с возвратом тепла.
Советы по сохранениюхорошего
микроклиматав классе:
-
Проветривайте класс 2–3
минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более
эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
-
Проветривайте класс после
каждого урока.
-
Отодвиньте парты от
батарей отопления.
-
Одевайтесь соответственно
погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или
холодом лучше, чем другие.
-
Поменяйтесь местами, так
как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару.
-
Проверьте, все ли выходят
из класса на переменах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.