Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока окружающего мира по теме "Путешествие по природным зонам России"

Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествие по природным зонам России"

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

с мультимедийной презентацией

 

«Путешествие по природным зонам России»



 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ «Раздольевская ОШ»

Саламатова А.Ю.

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.

 

Форма урока: Урок-путешествие.

 

Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

 

Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.

 

Воспитывать:

-бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

 

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.

- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

3. Актуализация знаний.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране . (Презентация. Слайд 2)

(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

 

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

6

7. Самая северная природная зона

Арктика

8. Самая большая природная зона по территории

Лесная

9. Самая жаркая природная зона

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщение знаний о положении , особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

-Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 3)

-Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

( Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны



климат



Занятие населения



 

 

 

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

 

6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

 

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

 

Игра «Рассели животных по природным зонам» (Презентация. Слайд 4)

 

(Учащиеся , получившие карточки расселяют их по соответствующим зонам.)

 

О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;

Субтропики – богомол, косуля, дельфин, жук-скарабей;

Тундра – лемминг, северный олень;

Степи – кобылка, суслик;

Зона лесов – рысь, глухарь,лось;

Пустыни – корсак, ушастый ёж.

 

Проверка:

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

- Кто не согласен ? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 5)

7. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

 

каштан

 

лиственница

 

ягель

 

дуб

 

лишайник

 

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений

(Презентация. Слайд 6)

 

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 7)

Правильный ответ: 1-лишайник

2-дуб

3-лиственница

4-каштан

5-ягель.

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 8)

 

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46

Используя материал учебника, заполните таблицу

«Заповедники и национальные парки России».

название

Где находится

Когда создан

1.

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

 

2.

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

 

3.

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

1945 год

4.

Дрофиный питомник

Зона степей

 

5.

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

1990 г.

6.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

 

 

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 8)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося : Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

 

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите сколько километров вы прошли -Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

-На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

 

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят,

которые активно работали на уроке...

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 9)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»

В) «Юный географ» подготовить реферат по теме “Природные зоны России»

 

















 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествие по природным зонам России""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.Форма урока: Урок-путешествие.Цели урока:-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.Развивать:-познавательный интерес;-творческую активность;-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;-умение работать с картой.Воспитывать:-бережное отношение к природе;-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.Оборудование:Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.Формы работы: фронтальная, групповая, парная.Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 126 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.10.2020 322
    • DOCX 116.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галанина Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галанина Виктория Викторовна
    Галанина Виктория Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81433
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1106 человек из 80 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 292 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 488 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе