Этапы урока
|
Содержательный материал
|
|
|
Мотивация на учебную
деятельность
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Формируемые УУД
|
|
Рисунок 1. Пословица скрыта
кнопкой.
Объясните смысл пословицы.
|
Обучающиеся воспринимают на
слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами
одноклассников.
Эта пословица о трудолюбии.
Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит)
Нам нужно стараться делать
в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе.
|
Личностные УУД:
Самоопределение
необходимости и интереса предстоящей работы.
|
|
Почему на уроке вспомнили
эту пословицу?
|
|
Что необходимо вам делать,
чтобы много знать?
|
|
Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и
умения.
|
|
Актуализация знаний
(ситуация успеха)
|
Рисунок 2.
Задание: найти в тексте и
подчеркнуть глаголы, определить число и время (текст написан на
карточках)
|
Обучающиеся самостоятельно
узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и
правильно определяют грамматические признаки глаголов.
Задание мотивирует
учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.
|
Познавательные УУД:
Решение частной задачи,
применение известного способа решения
Регулятивные УУД
Выделение и осознание
учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний.
|
|
В каком порядке вы будете
выполнять это задание?
|
1. По
вопросу определю, что это глагол
2. Подчеркну
3. Определю
число
4. Определю
время по вопросам.
5. Если
это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род.
|
Регулятивные УУД
Умение планировать свою
деятельность.
|
|
Как вы думаете,
трудное задание вас ожидает?
|
Нет, так как мы уже
хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов.
|
Регулятивные УУД:
Соотносить цели и
результаты своей деятельности.
|
|
Какие умения проверяем?
|
Умение находить в тексте
глаголы
Умение определять
число
Умение определять время 1
Умение определять род в
нужных глаголах
|
|
|
Эту работу вы должны
оценить. Давайте подумаем, во сколько баллов можно оценить это задание?
|
Умение находить в тексте
глаголы 1б
Умение определять
число 1б
Умение определять время 1б
Умение определять род в
нужных глаголах 1 б
Итого 4 балла
|
Регулятивные УУД:
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Умение сохранять заданную
цель, сохранение познавательной цели в и регулирование в течение всего
процесса выполнения.
|
|
|
Самостоятельная работа
обучающихся в карточках
|
|
Проверьте, пожалуйста, вашу
самостоятельную оценку задания (самооценка)
|
|
|
Проверка выполненного
задания
|
Перечислите все глаголы,
которые вы выписали, оцените правильность выполненного задания
|
Обучающиеся перечисляют
глаголы, оценивают
|
Регулятивные УУД:
Соотносить цели и
результаты своей деятельности
|
|
Расскажите о каждом
глаголе, оцените правильность выполненного задания
|
Обучающиеся определяют
грамматические признаки каждого глагола, оценивают
|
|
Кто доволен своим результатом?
|
|
|
Возникновение и решение
проблемной ситуации (открытие новых знаний)
|
Рисунок 3
Продолжите выписывать
глаголы и определять грамматические признаки
|
|
Регулятивные УУД:
1.Умение планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Высказывать предположения
(гипотезы).
Познавательные УУД
Анализ объектов с целью
выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование
|
|
У всех ли глаголов вы
определили время и число?
|
Нет
|
|
С каким глаголом возникла проблема?
|
С глаголом нарушить
|
|
Какое затруднение возникло?
|
Не смогли задать нужный
вопрос
|
|
Почему у глагола нарушить
не получается определить ни число ни время?
|
|
Есть ли предположения, как
можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?
|
Обучающиеся высказывают
предположения (гипотезы)
|
|
Формулирование темы урока
обучающимися
|
Итак, сформулируйте тему
нашего урока
|
Неопределенная форма
глагола
|
Регулятивные УУД:
самостоятельное (или с
помощью учителя) формулирование темы урока.
Познавательные УУД:
подведение под понятие
|
|
Формулирование цели урока
обучающимися с помощью учителя
|
Попробуйте определить
цель урока
|
Развивать умения находить
глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно
задавать вопрос к глаголу.
|
Регулятивные УУД:
Самостоятельное выделение и
формулирование цели урока
|
|
Физминутка
|
Проводится электронная
физминутка. В течение всего урока обращаю внимание на осанку, положение
тетради на парте.
|
Обучающиеся выполняют
физминутку для глаз
|
|
|
Выявление новых знаний о
глаголах неопределенной формы
|
Ребята, а может быть такой
глагол всего лишь один в русском языке?
|
Думаем, что нет
|
Познавательные УУД:
Выдвижение гипотез, их
обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство,
подведение под понятие.
Коммуникативные УУД:
Умение с с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами языка
|
|
Я нашла одно стихотворение,
вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а
вы, если сможете, продолжите.
· Как
хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста!
Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
|
|
|
Прочитайте последнее
предложение
|
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
|
|
Давайте выпишем
глаголы пока только из этого предложения.
|
Что делать? звать
Что делать? ждать
Что сделать? взять
Что сделать? почитать
|
|
|
Какие вопросы ставили к
этим глаголам?
|
Что делать? Что сделать?
|
|
Запишите эти вопросы. Чем
они отличаются в написании?
|
В одном из них есть приставка
С
|
|
Чем похоже написание этих
глаголов?
Выделите его
|
Все глаголы имеют
суффикс -ть.
|
|
Вспомните, что вы знаете об
этом суффиксе
|
Формообразующий суффикс,
значит, в основу не входит
|
|
Назовите грамматические
признаки глаголов
|
Нельзя определить
|
|
Значит, в какой форме стоят
эти глаголы?
|
В неопределенной форме
|
|
Как еще можно назвать эту
форму?
|
Начальная форма глагола
|
|
Именно в такой форме
глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом,
фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые фразеологизмы, т. е
устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи.
|
|
|
|
Рисунок 4.
(За белым прямоугольником
скрыт ЧЬ)
Прочитайте правило по
модели.
|
Глаголы в неопределенной
форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, имеют формообразующие
суффиксы ть, ти.
|
Познавательные УУД:
Умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|
Рисунок 5.
Задание: по иллюстрации
узнайте фразеологизм, можете сразу обсуждать с соседом.
Сесть в лужу – Оказаться в
неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить
Носить воду в решете –
попусту тратить время.
Взять быка за рога – смело
и сразу взяться за самое главное в трудном деле.
|
В результате выполнения
задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в
жизненных ситуациях фразеологические обороты.
Обучающиеся работают в
парах.
Обучающиеся называют
фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят.
|
Коммуникативные УУД:
Уметь определять цель
учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное
мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|
|
Как вы думаете, зачем
я вспомнила про них?
|
Во всех фразеологических
оборотах есть глагол в неопределенной форме
|
|
|
|
Докажите
|
Обучающиеся ставят вопрос к
каждому глаголу.
|
|
Выявление новых знаний о
глаголах неопределенной формы (ТИ – еще один суффикс глаголов НФ)
|
Рисунок 6.
Задание на классификацию
глаголов по временам
|
Обучающиеся развивают
умения различать личные формы глагола и неопределенную форму.
|
Познавательные УУД:
Умение классифицировать
объекты (слова) по заданному основанию,
Построение логической
цепочки рассуждений, доказательство.
Познавательные УУД:
Умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|
|
|
Как вы думаете, какое
задание предстоит вам выполнить?
|
Распределить по столбикам,
по временам
|
|
Каким умением вы здесь
воспользуетесь?
|
Умение задавать вопрос к
глаголу
|
|
|
|
Обучающиеся выбирают
глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в
нужную колонку.
|
|
|
Обучающиеся участвуют в
учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в
соответствии с темой.
|
|
Какой глагол остался?
|
Нести
|
|
Что можно сказать про этот
глагол?
|
Этот глагол стоит в
неопределенной форме.
|
|
Чем он отличается от других
глаголов в НФ?
|
У него нет суффикса ть. У
глагола суффикс ти.
|
|
Может быть, это не
глагол неопределенной формы?
|
Глагол в НФ, так как отвечает
на вопрос что делать?
|
|
Сделайте вывод
|
У глаголов НФ есть еще и
суффикс ти.
|
|
Посмотрите внимательно на
слова, эти слова я взяла из одного детского произведения.
Подумайте, из какого
произведения?
|
Евгений Шварц «Сказка о
потерянном времени»
|
|
Выявление новых знаний о
глаголах неопределенной формы (ЧЬ – часть корня)
|
Вспомним, за что злые
волшебники превратили в стариков четверых учеников начальных классов?
|
За то, что они не
берегли время, а тратили его попусту.
|
Личностные УУД:
Формирование
нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика.
Познавательные УУД:
1.Уметь ориентироваться в
тексте, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.
|
|
Наверное. Вы тоже можете
уже оценить ситуации, когда каждая минутка дорога. Например?
|
Обучающиеся приводят
примеры
|
|
Мы с вами работали с
упражнением, где даны отрывки из этой сказки. Но некоторые предложения
пропустили, потому что я вам сказала, что они для нас неинтересны. Так вот
сегодня как раз они нам и стали интересны.
|
|
|
Откройте учебник стр 149.
Одна из целей нашего урока:
развивать умение находить глаголы в неопределенной форме в тексте. Легко
находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте их очень
мало.
|
|
За минутку вам надо
постараться найти эти глаголы. Каждый глагол – 1 балл.
Ребята, а как быстро в
таком большом тексте найти все глаголы да еще и в неопределенной
форме?
|
1. Глагол
обозначает действие предмета.
2. Глаголы
в неопределенной форме имеют суффикс ть
|
Познавательные УУД:
Умение проводить
анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа.
|
|
Сколько глаголов нашли?
Оцените
|
Обучающиеся называют
количество глаголов в неопределенной форме. Самооценка – столько баллов,
сколько ученик нашел в тексте глаголов.
(Потерять, тратить,
сберечь)
|
Регулятивные УУД:
Контроль в форме
сличения собственного результата с эталоном,
самооценка выполненного
задания (прогностическая и ретроспективная)
|
|
Как вы письменно докажете
себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в неопределенной форме?
|
Зададим вопрос
|
|
Поднимите руку те ребята,
кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние? Молодцы!!! Теперь поставьте то
количество баллов, которое вы на самом деле заработали.
|
Оценка обучающимися
выполненного задания
|
|
|
Какой глагол мог вызвать
сомнение?
|
беречь
|
Познавательные УУД
Выдвижение гипотез, их
обоснование, доказательство, использование алгоритмического мышления
|
|
Почему?
|
Нет суффикса ть. Но
отвечает на вопрос глагола неопределенной формы
|
|
Предположите, что
обозначает ЧЬ?
|
Обучающиеся высказали
предположения (гипотезы):
1. Суффикс
2. постфикс
3. часть
корня
|
|
Как докажем, что такое ЧЬ?
|
Разберем по составу.
|
|
Поработаете в парах.
Разберите в этот глагол по составу и сделайте вывод. Он должен быть четким,
коротким и ясным для всех.
|
Обучающиеся работают в
парах. Организуется исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ
– входит в корень. Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на
ЧЬ.
|
Коммуникативные УУД
Умение договариваться,
находить общее решение, умение аргументировать свои предложения, убеждать,
уступать.
Умение сохранять
доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения задания.
|
|
Рефлексия
|
Давайте вспомним цель
нашего урока.
|
Развивать умения находить
глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно
задавать вопрос к глаголу
|
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Соотносить цели и
результаты своей деятельности.
|
|
Смогли мы достичь цели?
|
Да. Не можем сказать, что
это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.
|
|
Сможем мы теперь определить
глаголы в неопределенной форме?
|
Да, по вопросам. Суффиксам
и Чь.
|
|
Какие же открытия вы
сделали сегодня на уроке?
|
У глагола есть
неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ.
Это часть корня.
|
|
Неопределенная форма
глагола хочет поделиться с вами стихотворением
|
У обучающихся обогащается
словарный запас новыми терминами по теме.
|
|
|
Так как же называются
глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?
|
Инфинитив, глаголы
неопределенной формы.
|
|
|
Ко мне летят лишь два
вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Какие это два вопроса?
|
Что делать? Что сделать?
|
|
|
Обобщение имеющихся знаний
по теме «Глагол»
Составление кластера
|
Самостоятельно составьте
кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе.
Рисунок 7.
|
|
|
|
Обучающиеся обобщают
результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере)
|
Познавательные УУД:
Умение использовать
наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном
случае части речи глагола).
Умение систематизировать и
структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
|
|
Обсудите в парах свои
решения
|
Обучающиеся работают в
парах
|
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества
с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов
взаимодействия.
|
|
Обсудите в группах,
постарайтесь прийти к единому решению.
|
Обучающиеся работают в
группах
|
|
Итак, давайте вместе
составим кластер на доске и увидим все, что мы с вами изучили о глаголе (Одна
группа отвечает, а все остальные потом смогут дополнить, учитель пишет на
интерактивной доске все, что говорят ученики.)
|
|
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и
диалогической формами речи
|
|
Посмотрите, как много мы
можем уже сказать о глаголе. А теперь посмотрите в свои листочки. Сравните
общий кластер и то, что вы самостоятельно написали. Оцените свои знания по
этой теме, если максимальное количество 5 баллов.
|
Обучающиеся оценивают свои
знания по теме «Глагол»
|
Регулятивные УУД
Выделение и осознание
учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание
качества усвоения знаний,
определять степень
успешности работы.
Личностные: желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном
процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
коллектива.
|
|
Есть такие ребята, кто
поставил себе 5 баллов? Как быть тем ребятам, кто поставил себе оценку ниже?
|
Обучающиеся, которые
оценили свои знания ниже 5 баллов, намечают план работы по пройденной теме,
что им необходимо доучить об этой части речи.
|
|
|
Давайте вспомним цель
нашего урока.
|
Развивать умения находить
глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно
задавать вопрос к глаголу.
|
|
Смогли мы достичь цели?
|
Да. Не можем сказать, что
это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.
|
|
Сможем мы теперь определить
глаголы в неопределенной форме?
|
Да, по вопросам, суффиксам
и Чь.
|
|
Какие же открытия вы
сделали сегодня на уроке?
|
У глагола есть
неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ.
Это часть корня.
|
|
|
Вы молодцы сегодня. Спасибо
за урок.
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.