Тема:
Звери-млекопитающие.
Тип
урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая
цель:
-узнать что
общего у зверей, почему их называют млекопитающими;
-узнать, чем
различаются звери: делятся на диких и домашних , различаются по месту
обитания, по способу зимовки.
Планируемые
результаты
Личностные
УУД:
-действие
смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу.
Метапредметные:
-
Уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других учиться работать в паре, формулировать собственное
мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
-
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные:
-Понимать
значение «животные», « звери», «млекопитающие», «место обитания», «дикие»,
«домашние».
-Знать
чем различаются звери, чем похожи.
Основные
понятия: животные, звери, млекопитающие, место обитания, дикие, домашние.
Организация
пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход
урока:
1.Мотивация
к учебной деятельности
Ужасно
интересно,
Все то, что
неизвестно!
Мы тайны
разгадаем
И мир
большой познаем!
- Познанием
какого большого мира мы займемся?
2.Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Это вы
сейчас узнаете, распределив картинки на группы . Перечислите кто изображен на
картинках. (На интерактивной доске :воробей, щука, окунь, собака, тигр,
медведь, кит)
- Каким
одним словом назовем их? (Животные)
-Какой мир
сегодня будем познавать?( Мир животных).
-
Распределите их на 3 группы. (Птицы, рыбы, звери)
Дети
передвигают картинки по группам
-В какую
группу надо определить кита? (Одни дети считают в группу-рыбы, другие- звери)
-У вас
разные мнения. Давайте кита оставим в стороне, чуть позже вы сможете дать
верный ответ.
-Животный
мир огромный. На уроке мы будем познавать часть этого мира животных- зверей.
(На доску вывешиваю таблицу: Звери)
-Все ли
звери названы нами в 3 группе? Вы знаете еще?
-Почему же
ученые их определили в группу под названием «звери»?
3.
Построение проекта выхода из затруднения
-Сегодня нам
необходимо это выяснить?
-Каким будет
по виду урок? (Урок открытия новых знаний)
-На уроке вы
будете пользоваться своими полученными ранее знаниями о зверях и получите
новые. А чтобы получить новые знания и ответить на вопрос : почему их
определили ученые в группу под названием «звери», необходимо провести работу и
ответить на вопросы:
1.Что общего
у зверей?
2. В чем их
различие? (На доске появляется плакат с вопросами)
4.Реализация
построенного проекта
А)Выяснение
,что звери-млекопитающие.
Слайд
2
-Посмотрите
на картинки с изображением мам-зверей с детенышами. Верно ли, что собака
откладывает яйца, высиживает их и из них появляются щенята?
-Что общего
у зверей в появлении детенышей? (Рождаются живыми)
-Чем
вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? (Молоком)
-В древности
слово « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком».
Разгадаем слово и узнаем как называют всех зверей.
На доске
карточки:
Млеко+питание+ющие=
млекопитающие
-Как
называют зверей?(Млекопитающие)
- Почему их
объединили ученые в одну группу?(Рождают живых детенышей и кормят их своим
молоком) Слайд3
-Сделаем
вывод. Как называют всех зверей? ( Звери-млекопитающие).
Работа в паре.
Слайд
4
-Посмотрите
на слайд. Название каких детенышей отличается от названия мам?(овца-ягненок,
собака-щенок, свинья –поросенок, лошадб-жеребенок)
- Итак,
сделаем вывод, ответив на вопрос : что общего у зверей?
Б)Группировка
зверей на домашних и диких
-Теперь нам
предстоит выяснить, в чем их различия. Слайд 4
- Посмотрите
на слайд. На какие группы распределим зверей?(Домашние и дикие) Слайд 5
-В детском
саду вам рассказывали, чем отличается жизнь диких животных от домашних.
Работа
в паре.
- Обсудите,
расскажите друг другу об этом. А потом мы послушаем ваш подготовленный в паре
ответ.
Слайд
6
Физминутка
Игра
с мячом «Ты-мне. Я- тебе».
Называю
зверя - бросаю мяч. Ученик говорит домашний он или дикий- бросает мяч обратно.
Затем дети играют друг с другом.
(Носорог,
слон, таракан (слово-ловушка: это насекомое), верблюд, свинья, петух
(слово-ловушка), заяц, рысь, конь, лось, сом (слово-ловушка), олень,
зебра, курица (слово-ловушка), крот)
Задание
«Опознай зверя»
-Откройте
учебник на странице 68. Рассмотрите картинки, назовите зверей.
- Ребята подготовили
для вас маленькие рассказы-загадки о зверях, а ваша задача внимательно
послушать, узнать его по описанию и накрыть фишкой рисунок этого животного.
(Заранее
подготовленные дети рассказывают о животных)
1.Это
млекопитающее живёт в северном полушарии Земли. У него белая толстая шерсть,
которая защищает его от холода. Он хорошо плавает, ловит рыбу себе на
пропитание.(белый медведь) Слайд7
Дополнение
учителя: подошвы лап подбиты шерстью, чтобы не
скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка .
Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.
2.Этот зверь
передвигается длинными прыжками. Его называют сумчатым. Он вынашивает своих
детенышей в сумке на брюхе. Слайд 8
Дополнение
учителя: Но, оказывается , не все кенгуру имеют такую
сумку. Как вы думаете у каких кенгуру ее нет?(у пап-кенгуру)
3.Рыжий,
полосатый хищник. Зверь острожный и опасный. Слайд 9
Дополнение
учителя: Ученые насчитывают 9 видов тигров, которые
отличаются друг от друга размерами, окраской. Тигры бывают не только рыжими .
Тигры имеют еще и белую окраску
4.Этот
зверёк ведет ночной образ жизни, а днем спит, повиснув вниз головой на дереве.
Слайд 10
Дополнение
учителя: Летучая мышь -тоже зверь. Выкармливает детенышей
молоком. Питается она насекомыми, лягушками, ящерицами, птицами. Зимой она
спит.
5.Очень
удивительно, что это животное называют зверем. Живёт он в море. Вскармливает
детёнышей молоком, дышит воздухом. Водит дружбу с людьми.(Дельфин ) Слайд 11
Дополнение
учителя: Дельфины дышат воздухом, поэтому они всплывают
постоянно на поверхность воды для вдоха. Как же спят дельфины, если им
необходимо каждый раз всплывать? У них поочередно спят полушария г/м и глаза.
6. Это самый
крупный зверь- млекопитающее из всех животных, когда либо,обитавших на Земле.
Живёт в океане. Шкура гладкая и ровная.(кит) Слайд12
Дополнение
учителя: Длина кита достигает 33 м.Питается он мелкой
рыбой и другой живностью, обитающей в океане.
-Молодцы, вы
успешно справились с работой.
-Теперь вы
можете сказать, к какой группе относится кит? Почему?
Самостоятельная
работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы.)
-Рассмотрите
картинки на с. 69. Что общего у этих представителей животного
мира?(Млекопитающие, дикие)
-Распределите
на 2 группы: 1)те,кого можно встретить в лесу зимой; 2) те,кто проводит зиму в
укромных местах.
Закройте
фишками тех, кто впадает в спячку.
Самопроверка.
-На слайде у
меня появятся те звери, которые впадают в спячку. Картинки этих зверей у вас
должны быть закрыты фишками. Слайд 13
-Какого еще
зверя можно добавить в группу, впадающих в спячку? О нем мы сегодня
говорили?(Летучая мышь- появляется на слайде)
Слайд 14
Физминутка
(про зверей)
-Героями
нашей разминки были дикие или домашние звери?
В)Группировка
по месту обитания
-Мы уже
нашли два различия у зверей: домашние и дикие, способ зимовки. А есть ли еще
различия между ними по каким-то признакам? Нам предстоит их выяснить.
-Рассмотрите
еще всех зверей в книге. По какому признаку их можно распределить в группы?
-Все ли они
живут в лесу? Или в поле? А может в воде? (распределение по месту обитания)
Где обитают
дельфин и кит? (в море)
-Кенгуру? (в
жарких странах)
-Белый
медведь? (в холодных странах)
-Бурый
медведь, лиса, волк? (В лесу)
Слайд
15
Место
обитания - в жарких странах, в холодных странах, в лесу, в
степи, в море
5.Включение
в систему знаний и повторение
-Какие
вопросы мы поставили перед собой в начале урока?
1.Что общего
у зверей?
2. В чем их
различие?
- По какому
общему признаку их объединили в группу-«звери»? (Рождают живых детенышей,
млекопитающие)
-Чем
различаются млекопитающие ? (Дикие - домашние, по способу зимовки, по месту
обитания)
-Сравните
вывод с выводом в учебнике на с.71
-Чем же наш
вывод отличается? (Нашли еще одно различие -по месту зимовки)
Работа в
паре. Самопроверка.
У детей лист
с изображением контуров животных. Слайд 16
1задание.
Из
предложенных картин выбрать только зверей.
2задание.
Распределить
их на домашних и диких.
Слайд17
(Проверяют работу в соответствии со слайдом)
6.Рефлексия
учебной деятельности на уроке
-
Какие новые знания открывали на уроке?
-Какие
вопросы ставили перед собой? Нашли ответы на них?
-Проверьте
свои знания с помощью игры «Поймай ошибку».
Если в моем
высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.
Все
представители животного мира- млекопитающие.(нет, только звери)
Среди
зверей есть дикие и домашние.
Тело
всех зверей покрыто густой шерстью. (нет, у дельфина и кита густая шерсть
отсутствует )
Все
звери обитают в лесу. (нет)
Кит
и дельфин- рыбы, т.к. живут в воде.(нет)
-Подведите
итоги своей работы на уроке, используя высказывания : Слайд18
Я
знаю..
Я
могу…
7.
Итог урока.
-
Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
«Я
доволен своей работой».
«Я
не доволен своей работой».
«Ещё
остались вопросы»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.