Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока на тему: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»

Конспект урока на тему: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок папоротники.docx

Тема урока:   «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека».

Цель урока:    дать общую характеристику отдела папоротникообразные, продолжить знакомить учащихся с разнообразием растительного мира и особенностями строения высших споровых растений.

Задачи:

Образовательная:

- изучить особенности строения, размножения и многообразия папоротниковидных;

Воспитательная:

- формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

Развивающие:

- развивать навыки работы с разными видами информации;

- продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица “Папоротники”, гербарии.

 

Тип урока: Комбинированный урок

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, практический метод, частично-поисковый на основе  использования ИКТ.

Формы организации УД: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.


Ход урока

1.      Организационный момент

Здравствуйте ребята!

 

2.      Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами изучили разнообразие мхов. Дали общую характеристику зеленых мхов как высших споровых растений, а также изучили размножение и развитие мхов. Давайте вспомним изученный нами материал.

1.      Как называется раздел ботаники изучающий моховидные? (бриология)

2.      Сколько в мире насчитывается мохообразных? (22-27 тыс.видов)

3.      Функцию корней у мхов выполняют? (ризоиды)

4.      Что такое ризоиды? (это тонкие нитевидные выросты наружной оболочки)

5.      На какие 2 вида по наличию листа и стебля делятся моховидные? (листостебельные, нелистостебельные)

6.      К зеленым мхам относится? (кукушкин лен)

7.      К торфяным мхам относится? (сфагнум)

8.      Какой мох является двудомным растением? (зеленый мох)

9.      Каким путем размножаются мхи? Охарактеризуйте их. (половым и бесполым)

10.  Как птицы используют мхи? (в качестве гнездового материала)

11.  Где произрастает больше всего сфагнума и кукушкина льна? (на заболоченных лесных участках, на участках с избыточным увлажнением)

12.  Возможно ли оплодотворение у моховидных вне воды? (нет)

 

3.      Изучение нового материала

Записываем тему урока в тетрадь «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»

 

К папоротникообразным относят 3 отдела растений. Это папоротники, хвощи и плауны. Все споровые имеют единого предка, а именно первых наземных растений – псилофитов. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с папоротниками. По сравнению с мхами эти растения более совершенны. Одно из главных отличий от мхов это сосуды, это первые растения у которых появилась проводящая система. Мхи не имели ни проводящих тканей, ни корней, только ризоиды, стебли и листья. У папоротников впервые формируются корни или корневища. Древние папоротники были гигантскими деревьями, которым корни были просто необходимы. Для чего?

Древовидные папоротники и сегодня растут в Австралии и Новой Зеландии. Это так называемые реликтовые леса (древние случайно выжившие). Папоротникообразные, растущие в Казахстане, являются многолетними травами.

 

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаённым растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание.

Большинство из них имеет сильно рассеченные листья, часто очень крупных размеров. Но встречаются папоротники и с цельными листьями. Корни у папоротников придаточные, они развиваются из стебля и оснований листьев. Стебли папоротников разнообразны по своему строению.

Прямостоячий стебель древовидных папоротников, несущий на верхушке крону листьев, называют стволом. Ползучий или вьющийся стебель называют корневищем. Корневище может быть довольно длинным (у вьющихся форм) или, наоборот, очень коротким и клубневидным.

 

(На столах гербарий, ученики рассматривают и находят коричневые бугорки)

 

Многие из вас, вероятно, видели красивые перистые листья папоротника, но никто никогда не видел его цветков.

- А как же цветет папоротник?


Физ.минутка

 У русского народа есть замечательный праздник – День Ивана Купалы.

В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет – значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.
Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, найдет клад скрытый в земле. По легенде около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. 
- Почему? (Папоротник не цветет)

 

 

Папоротники высшие споровые растения. Одним из распространенных представителей является щитовник. Он растет во влажных тенистых местах, под пологом леса и по сырым оврагам. Имеет хорошо развитые корневища. Вниз от корневищ отходят придаточные корни, вверх - листья. Листья крупные. Их называют вайями. Весной листья свернуты и имеют улиткообразную форму. Затем они разворачиваются – распрямляются.

Листья выполняют 2 функции:

1)      В процессе фотосинтеза они образуют органические вещества

2)      Образуют споры и участвуют в размножении

 

Размножение папоротниковидных

 

 


                           Вегетативное                                 Бесполое                                    Половое

           (корневищем, почками)                                (спорами)                         (обр. муж и жен гаметы)                                                                                                                                                         

 

 

Жизненный цикл папоротникообразных



              взрослое растение                спорангии со спорами                     проросшая спора

 

 


             зародыш                                  оплодотворение                                заросток с гаметами

 

 

Значение папоротниковидных в природе и жизни людей.

Их выращивают в оранжереях в качестве декоративных растений и часто используют для озеленения. Щитовник мужской, папоротник – орляк, папоротник – страусник являются лекарственным растением. Используются как ранозаживляющее средство, при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожи. Однако не стоит забывать о том, что эти растения являются ядовитыми и его применение внутрь возможно только под наблюдением доктора и очень осторожно.

Ископаемые древовидные папоротники вместе с другими споровыми растениями сыграли огромную роль в образовании залежей каменного угля. На Земле 300 млн. лет назад климат был влажным и теплым. Леса из папоротниковидных были заболочены или залиты водой. Погибая, высокие деревья падали прямо в воду, покрывались илом и песком. Под давлением воды они уплотнялись. В рузельтате за миллионы лет такое уплотнение превратило их в каменный уголь.

Каменный уголь – топливо, дающее много тепла. Является сырьем для химической промышленности. Из него вырабатывают пластмассы, асфальт, мыло, смолы и др. 
          Охрана папоротников.
Многие виды папоротников занесены в Красную книгу, например такие как папоротник- орляк, папоротник - страусник. В Красную книгу Казахстана занесен щитовник мынжилкенский.

 

4.      Закрепление

1)      Папоротники произошли от потомков  псилофитов и представляют собой одну из древних групп высших растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более  10 тыс   видов. В жизненном цикле чередуются  бесполое (спорофит) и половое (гаметофит) поколения. Употребляют в пищу. Применяют в медицине, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как декоративное растение. Образуют залежи каменного угля.

 

2)      Соотнесите изображения папоротников с их названиями.

3)      В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

- У папоротников появились корни.

- У папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань.

- В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

       4)  Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

            Папоротники – древние споровые растения.

            Из споры у них развивается заросток.

            Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

            Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

            Папоротники цветут один раз в году.

Папоротники растут только в тропических лесах.

            Они закрепляются в почве только корневищами.

            В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит –бесполое оплодотворение.

            Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами.

           Для оплодотворения папоротников необходима вода.

           После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток.

           После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

 

5)      Кроссворд.

1.Вымершие растения от которых произошли современные папоротники (псилофиты)

2.Лист папоротника (вайя)

3.Клетки с помощью которых осуществляется бесполое размножение (спора)

4.Скопление спор на нижней стороне листа (сорус)

5.Гаметофит папоротника (заросток)

6.Образуется в результате оплодотворения яйцеклетки (зигота)

7.Название папоротника занесенного в Красную книгу (страусник)

8.Видоизмененный подземный побег (корневище)

9.Современный древовидный папоротник (циатея)

10. Органы прикрепления (корни)

 

5.      Рефлексия

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

 

6.      Домашнее задание

§ 38 читать.

Творческое задание:

Зеленый лист: Подготовить сообщение о папоротниках занесенных в Красную книгу.

Желтый лист: Найти 5 загадок про папоротник.

Красный лист: Составить синквейн на тему «Папоротник»

 

 

«№3 Булаев орта мектебі» КММ

КГУ «Булаевская средняя школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока по биологии

на тему: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»

 

 

 

 

 

Учитель: Васильева А.С.

 

 

 

 

 

2015-2016 оқу жылы

2015-2016 учебный год

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Папоротники открытый урок.pptx

Скачать материал "Конспект урока на тему: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 
Папоротники

    1 слайд



    Папоротники

  • Тема урока:«Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Зна...

    2 слайд

    Тема урока:
    «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека»

  • 3Классификация папоротникообразныхПапоротникообразныеПапоротниковидные Хвощев...

    3 слайд

    3
    Классификация папоротникообразных
    Папоротникообразные
    Папоротниковидные
    Хвощевидные
    Плауновидные

  • ПроисхождениеПроизошли от псилофитов.

    4 слайд

    Происхождение
    Произошли от псилофитов.

  • 5Древние папоротникообразные

    5 слайд

    5
    Древние папоротникообразные

  • 6Вымершие папоротникообразныекаламитлепидодендронархеоптерис

    6 слайд

    6
    Вымершие папоротникообразные
    каламит
    лепидодендрон
    археоптерис

  • Иван Купала

    7 слайд

    Иван Купала

  • 8Строение папоротникачерешок листа"перо" листалистовая пластинка

    8 слайд

    8
    Строение папоротника
    черешок листа
    "перо" листа
    листовая пластинка

  • 9Строение папоротникаКорневищеЛист улитка
(молодой лист)

    9 слайд

    9
    Строение папоротника
    Корневище
    Лист улитка
    (молодой лист)

  • Лист папоротника – вайяКакие  функции  совмещает  лист папоротника?
       фо...

    10 слайд

    Лист папоротника – вайя
    Какие функции совмещает лист папоротника?
    фотосинтеза и спороношения

  • Споры	На нижней стороне листа созревают споры, иногда собранные в группы – со...

    11 слайд

    Споры
    На нижней стороне листа созревают споры, иногда собранные в группы – сорусы.

  • Спорофит	Спорофит - всем известное зеленое растение - образует спорангии, час...

    12 слайд

    Спорофит
    Спорофит - всем известное зеленое растение - образует спорангии, часто выглядящие как красновато-бурые бугорки на нижней стороне обычных листьев или на специализированных листьях (спорофиллах). Спорангии рассеивают тысячи спор, каждая из которых в благоприятных условиях прорастает в гаметофит.
    КОЧЕДЫЖНИК ЖЕНСКИЙ - один из самых обычных папоротников в лесах умеренной зоны.

  • 13Спорангии

    13 слайд

    13
    Спорангии

  • Жизненный                          циклСпорофит Гаметофит

    14 слайд

    Жизненный цикл
    Спорофит
    Гаметофит

  • Жизненный цикл папоротникообразных

              взрослое растение...

    15 слайд

    Жизненный цикл папоротникообразных





    взрослое растение спорангии со спорами проросшая спора

    зародыш оплодотворение заросток с гаметами

  • 16Папоротниковидные

    16 слайд

    16
    Папоротниковидные

  • 17 слайд

  • Значение папоротников в природе и жизни человекаВ природеОбразуют среду обита...

    18 слайд

    Значение папоротников в природе и жизни человека
    В природе
    Образуют среду обитания для других организмов
    Являются звеном в цепи питания
    Источник кислорода
    Зарастание водоемов
    В жизни человека
    Многие папоротники используют в медицине.
    Являются своеобразными зелеными удобрениями
    Употребляются в пищу
    Декоративные растения
    Части листа папоротников используются для различных поделок.
    Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников

  • Папоротникообразные наивысшего расцвета достигли в каменноугольный период. На...

    19 слайд

    Папоротникообразные наивысшего расцвета достигли в каменноугольный период. На рис. изображен ландшафт леса того времени. Гигантские древние папоротники, древовидные хвощи и плауны сигиллярии с узорной корой обвивались папоротникообразными лианами. Подлесок составляли травянистые формы папоротникообразных. Деревья достигали 30—4о м высоты и более 2 м толщины.

  • 20Лес каменноугольного периода

    20 слайд

    20
    Лес каменноугольного периода

  • 21Образование каменного угля

    21 слайд

    21
    Образование каменного угля

  • Использование каменного угля человеком1. источник энергии 
2. химическое сырь...

    22 слайд

    Использование каменного угля человеком
    1. источник энергии
    2. химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол
    3. краски, красители
    4. взрывчатые вещества
    5. лекарства

  • Разнообразие папоротниковОрляк обыкновенный

    23 слайд

    Разнообразие папоротников
    Орляк обыкновенный

  • Многообразие папоротникообразныхГолокучникЛиннеяМногоножкаобыкновеннаяСтрау...

    24 слайд

    Многообразие папоротникообразных
    Голокучник
    Линнея
    Многоножка
    обыкновенная
    Страусник
    обыкновенный
    Сальвиния
    плавающая
    Щитовник
    мужской
    Кочедыжник
    женский

  • Страусник  обыкновенный

    25 слайд

    Страусник обыкновенный

  • Щитовник    мужской

    26 слайд

    Щитовник мужской

  • Сальвиния   ушковидная

    27 слайд

    Сальвиния ушковидная

  • Декоративные папоротникиАдиантумАсплениумПлатицериумНефролепис

    28 слайд

    Декоративные папоротники
    Адиантум
    Асплениум
    Платицериум
    Нефролепис

  • Папоротник на картинах
великих художниковШишкин И.И. «Папоротники в лесу»

    29 слайд

    Папоротник на картинах
    великих художников
    Шишкин И.И. «Папоротники в лесу»

  • Папоротник на картинах
великих художниковЛевитан И.И. «Папоротники в бору»

    30 слайд

    Папоротник на картинах
    великих художников
    Левитан И.И. «Папоротники в бору»

  • 31 слайд

  • 32 слайд

  • Закрепление	Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания: 
Папоро...

    33 слайд

    Закрепление
    Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания:

    Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений.
    В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов.
    В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения.
    Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств.
    Выращивают в домах, как __________________ растение.
    Образуют залежи ____________________ угля.

  • Закрепление	Соотнесите изображения папоротников с их названиями:СальвинияАдиа...

    34 слайд

    Закрепление
    Соотнесите изображения папоротников с их названиями:
    Сальвиния
    Адиантум
    Страусник

  • В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите н...

    35 слайд

    В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
    - У папоротников появились корни.

    - У папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань.

    - В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

  • Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых...

    36 слайд

    Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

    Папоротники – древние споровые растения.

    Из споры у них развивается заросток.

    Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

    Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

    Папоротники цветут один раз в году.

    1
    2
    3
    4
    5

  • Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых о...

    37 слайд

    Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

    Папоротники растут только в тропических лесах.

    2) Они закрепляются в почве только корневищами.

    3) В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое оплодотворение.

    4) Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами.

    5) Для оплодотворения папоротников необходима вода.

    6) После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток.

    7) После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

  • пакинторопсилофитвйясорасрусаостгитзарауснскизокрокевищецатеяорни1. Вымершие...

    38 слайд

    п
    а
    к
    и
    н
    т
    о
    р
    о
    п
    с
    и
    л
    о
    ф
    и
    т
    в
    й
    я
    с
    о
    р
    а
    с
    р
    у
    с
    а
    о
    с
    т
    г
    и
    т
    з
    а
    р
    а
    у
    с
    н
    с
    к
    и
    з
    о
    к
    р
    о
    к
    е
    в
    и
    щ
    е
    ц
    а
    т
    е
    я
    о
    р
    н
    и
    1. Вымершие растения, от которых произошли современные папоротники.
    2. Лист папоротника.
    3. Клетки , с помощью которых осуществляется бесполое размножение.
    4. Скопление спор на нижней стороне листа.
    5. Гаметофит папоротника.
    6. Образуется в результате оплодотворения яйцеклетки.
    7. Название папоротника, занесенного в Красную книгу.
    8. Видоизмененный подземный побег.
    9. Современный древовидный папоротник.
    10. Органы прикрепления.
    Кроссворд

  • Рефлексия

 Урок полезен, все понятно.
 Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
 Еще...

    39 слайд


    Рефлексия

    Урок полезен, все понятно.
    Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
    Еще придется потрудиться.
    Да, трудно все-таки учиться!

  • Домашнее задание
§ 38 читать.

Творческое задание:
Синий лист: Подготовить со...

    40 слайд

    Домашнее задание
    § 38 читать.

    Творческое задание:
    Синий лист: Подготовить сообщение о папоротниках занесенных в Красную книгу.
    Желтый лист: Найти 5 загадок про папоротник.
    Розовый лист: Составить синквейн на тему «Папоротник»

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Общая характеристика папоротников, их размножение и развитие. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека».Цель урока: дать общую характеристику отдела папоротникообразные, продолжить знакомить учащихся с разнообразием растительного мира и особенностями строения высших споровых растений.Задачи:Образовательная: - изучить особенности строения, размножения и многообразия папоротниковидных;Воспитательная: - формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;Развивающие: - развивать навыки работы с разными видами информации;- продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица “Папоротники”, гербарии. Тип урока: Комбинированный урокМетоды обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, практический метод, частично-поисковый на основе использования ИКТ.Формы организации УД: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.05.2020 2302
    • RAR 11.1 мбайт
    • 221 скачивание
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Наталья Леонидовна
    Волкова Наталья Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93552
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе