ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»
Малая
Юшуньская, д.4, г. Москва, 117303
Телефон:
(495) 587-49-64 E-mail: nou@nika-school.ru
http:/www.nounika.mskobr.ru
ОКПО 41114158 ОГРН 1167700052079 ИНН/КПП 7727282640/ 772701001
Методическая
разработка урока
по
географии в 6 классе
по
теме:
«Гидросфера. Мировой
круговорот воды в природе».
Составила:
учитель географии
высшей квалификационной
категории
Сахарова Елена Николаевна
Москва, 2018 г.
Тема
урока:
Гидросфера.
Мировой круговорот воды в природе.
Тип
урока: Урок-путешествие.
Цель: продолжить знакомство с водной
оболочкой Земли – гидросферой.
Познавательная
задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой
круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов
гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о
круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и
круговорот воды по рисунку, диаграммам.
Развивающая
задача – развивать логическое мышление с помощью
изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)
Воспитательная
задача – раскрыть значение воды в природе и жизни
каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков:
участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Планируемые
результаты:
Предметные: - сравнивать соотношение отдельных
частей гидросферы по диаграмме.
- объяснять
значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.
-
объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.
Метапредметные: умение - организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными
практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать
соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме
Личностные: Осознание ценностей
географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на
Земле и причины его возникновения
Понятийно-категориальный
аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот
воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы
действий учащихся:
выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками
Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять
универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы;
ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с
иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
Методы: кластер,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Наглядные
пособия: физическая карта полушарий, компьютер с
мультимедийным проектором, фрагмент
мультфильма.
Формы
обучения: Системно – деятельностный подход.
Формы
организации учащихся:
Фронтальная,
коллективная (групповая работа, работа в парах, дискуссия).
Эпиграф урока: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей
жизни»
Ход урока
1.
Организационный
момент.
Учитель.
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Ученики. Да!
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
2.
Целеполагание
урока
Звучит музыка.
Слайд 1. Показать фото ребят с изображением их около объектов воды (море,
океан, река, озеро, ледники, подземные воды).
Учитель. Просмотрев слайды презентации, мы с вами определим тему урока
и цели, которые будем решать сегодня.
Весь урок нас будет сопровождать капелька.
Слайд 2. Тема урока: Вода на Земле.
Слайд 3. Цели урока: изучать водную оболочку Земли, какую роль она
играет для планеты, ее части, взаимодействие и взаимосвязь с другими оболочками
Земли, значение воды для человека.
3.
Изучение
нового материала
Слайд 4.
Учитель: звучит музыка.
Вы слышали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Опорный лист
____________________________________________________________
Тема урока
Состояния воды:
Соотношение воды и суши. Выбери правильную диаграмму:
Соотношение пресной и соленой воды. Выбери правильную диаграмму:
Гидросфера – это
_________________________________________________________
Состав
гидросферы
Мировой круговорот воды - это____________________________________________
________________________________________________________________________
На опорных листочках отметим смайликом ваше настроение в начале урока.
В процессе нахождения и получения новых знаний по теме вы будете заполнять
схемы, данные на этом листочке.
На нашем уроке будет работать группа гидрологов, знающих о воде
практически все, иногда мы будем обращаться к ним за помощью.
а) Повторение из курса природоведения.
- Что
объединяет все эти картинки на слайде? (везде вода, но в разных состояниях)
- В каком состоянии встречается вода в природе?
(Жидкое -дождь, твердое -лед, снег, газообразное- пар).
У каждого на парте лежит коробочка с сюрпризом, откройте её,
и вы увидите разнообразные льдинки. Как вы думаете, дождутся ли они окончания
урока? Почему? (нет, так она растает)
- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в
другое? (При повышении или понижении температуры)
Слайд 5: Три состояния воды. Заполните схему у вас на листочках.
Учитель. Мы привыкли называть себя землянами, и это естественно — ведь
человек живет на твердой земной поверхности. Да и как же
иначе?
Ведь мы каждый день видим сушу у себя под ногами, каждый день ходим по
ней. Однако, что такое наша планета? Посмотрим на глобус (модель Земли).
Почему планета Земля
голубая?
Слайд 6. Найди
ошибки. Вода занимает ¾ поверхности Земли. Выбери правильную диаграмму и
зачеркни неверный рисунок.
ДИАГРАММЫ
«СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ».
4%
- пресная вода, - солёная
вода.
Слайд 7: Рассмотрите
внимательно диаграммы и определите, какую долю занимает вода в морях и океанах,
на суши, в атмосфере?
Слайд 8.
б) Что такое гидросфера?
Учитель. Ребята, как называют оболочку нашей планеты, состоящую из
воды. Обратимся к гидрологам.
Ученики, откройте словари и найдите значение слова «гидросфера». Верно
ли мы с ребятами ответили?
- От каких слов произошел термин «Гидросфера»? (от греческих слов
«hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли). Все воды
на Земле (71%) объединяются понятием «гидросфера»
Запишите в тетрадь.
В какой части гидросферы
Земли воды больше?
В какой части
гидросферы Земли воды меньше?
Основная часть
гидросферы составляет вода Мирового океана. Давайте оживим карту:
Прикрепите название
океанов на контурной карте полушарий. (выходит ученик к доске, а учащиеся открывают
атласы карту полушарий и следят за правильным ответом).
Слайд 9. Меньшие
части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды, болота и др.), вода в
живых организмах и вода в атмосфере.
Слайд 10. Заполнить схему.
Работа в парах,
показать 1 вариант – озеро, 2 вариант – реку.
Ребята, на земном
шаре очень много объектов, к которым можно применить слово «Самый»
Сейчас вы определите
по координатам о каком объекте идет речь.
Слайд 1: Определить
по координатам самое глубокое озеро на Земле:
(картинки на экран) 52с.ш.
108в.д.
А вот наши гидрологи
уже побывали там и могут рассказать вам об уникальности этого озера. Сообщения
учащихся.
Физминутка: игра испорченный телефон.(Степашка, Филя,
Капелька)
Молодцы, и сейчас с
нами в путешествие отправятся Филя и Степашка.
Учитель. Мы
продолжаем наше путешествие, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.
Ну как, ребята, разгадаем
эту тайну – поможем Филе и Степашке.
Работа с текстом
учебника (работа в группах)
Закончить схему-рисунок
и прикрепить на доску, объяснив процесс Мирового круговорота воды.
1 группа – указывает
этапы круговорота (ученик дает краткий ответ)
2 группа – указывает
части гидросферы (ученик дает краткий ответ)
3 группа – указывает
оболочки Земли (ученик дает краткий ответ)
Вывод: Круговорот
объединяет не только разные части гидросферы, а также связывает между собой
оболочки Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу.
Эксперт говорит
определение круговорота воды в природе.
Слайд 12. Учитель.
Если бы круговорот воды не существовал? Что произошло бы на нашей планете?
Слайд 13. Значение
воды для всего живого на Земле.
Прекрасна и
удивительна наша планета, благодаря воде. Я предлагаю вам посмотреть еще
несколько слайдов.
Слайд 14. Голубая
река в леднике на острове Гренландия
Слайд 15. Иллюзия
подводного водопада около полуострова Леморн Брабант на острове Маврикий
Слайд 16. Замерзшая
волна в Антарктиде
Слайд 17. Река
Цитарум – самая грязная на планете. Индонезия
Слайд 18, 19. Проблема:
Охрана и сохранение воды на Земле. Беседа с учащимися.
Учитель. Задание
гидрологам. Найти в интернете стихи о сохранении воды на Земле.
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
А подрасту – и я Вам помогу,
И рыбок золотых уберегу.
Закрепление нового
материала:
Учитель: Мы с Капелькой
подготовили вам подарок, ответив правильно на вопросы теста, вы получите
маленький сюрприз.
Выполнение теста:
Задание: Ребята, выбрав
правильный вариант ответа, вы отсчитываете количество клеток, соответствующее
цифре ответа. Затем, соединив все точки, получаете изображение – ваш подарок.
Успехов Вам!
Тест.
Двигаясь от точки в
заданном направлении на расстояние, соответствующее цифре ответа, вы получите
изображение.
Задание 1.
От точки вправо
проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Мировой океан
занимает
1.
1/2 земной поверхности
2.
2/5 земной поверхности
3.
3/4 земной поверхности
4.
1/3 земной поверхности
Задание 2.
Далее вверх проведите
линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Пресная вода
составляет в гидросфере земли примерно
1.
22%
2.
48%
3.
3%
4.
78%
Задание 3.
Далее влево проведите
линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Основная часть
пресных вод гидросферы содержится в
1.
Реках
2.
Озерах
3.
Ледниках
4.
Болотах
Задание 4.
Далее вверх проведите
линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Водная оболочка Земли
это –
1.
Литосфера
2.
Атмосфера
3.
Гидросфера
4.
Биосфера
Задание 5.
Далее вправо
проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Самое глубокое озеро
на Земле:
1.
Виктория
2.
Ладожское
3.
Байкал
4.
Онежское
Итог оценка 5. Вы
правильно выполнили задания ОГЭ по географии. Молодцы!
Изобразите на своем
листочке в другом уголке смайлик.
Слайд 20.
Итог урока:
справились ли мы с целями, поставленными на урок?
Где вам может
пригодиться изученный материал?
Слайд 21.
Домашнее задание.
Всем п. 21учебника
Дополнительно:
1) составить рассказ
о путешествии капельки в вашей местности.
2) составить
кроссворд на тему «Вода на Земле», указав в нем все ключевые слова параграфа.
Слайд 22.
Учитель. Звучит
музыка. Закончить урок мне хотелось бы словами известного писателя:
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя
невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
Франц.писатель
Антуан де Сент – Экзюпери
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.