Инфоурок География КонспектыКонспект урока на тему "Гидросфера. Мировой круговорот воды"

Конспект урока на тему "Гидросфера. Мировой круговорот воды"

Скачать материал

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»

 

Малая Юшуньская, д.4,  г. Москва,  117303

Телефон: (495) 587-49-64        E-mail: nou@nika-school.ru      http:/www.nounika.mskobr.ru

ОКПО  41114158      ОГРН 1167700052079       ИНН/КПП   7727282640/ 772701001

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по географии в 6 классе

 

по теме:

«Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».

 

 

 

 

Составила:

                                                                                  учитель географии

 высшей квалификационной категории              

       Сахарова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

Москва, 2018 г.

Тема урока:   

Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.

 

Тип урока: Урок-путешествие.

Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.

Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.

Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)

Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Планируемые результаты:

Предметные: - сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.

- объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.

Метапредметные: умение - организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме

Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. 
      Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. 
      Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. 

Методы: кластер, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма.

Формы обучения: Системно – деятельностный подход.

Формы организации учащихся:

Фронтальная, коллективная (групповая работа, работа в парах, дискуссия).

Эпиграф урока: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей жизни»

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель.    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                    Урок начнем мы, как всегда,

                    С вопроса:

                    Все готовы?

Ученики.     Да!

Учитель.     Все, закончили разминку.

                          Сели прямо, держим спинку.

     Чтобы уложиться в срок,

     Быстренько начнем урок.

2.     Целеполагание урока

Звучит музыка.

Слайд 1.  Показать фото ребят с изображением их около объектов воды (море, океан, река, озеро, ледники, подземные воды).

Учитель. Просмотрев слайды презентации, мы с вами определим тему урока и цели, которые будем решать сегодня.

 

Весь урок нас будет сопровождать капелька.

 

Слайд 2. Тема урока: Вода на Земле.

Слайд 3. Цели урока: изучать водную оболочку Земли, какую роль она играет для планеты, ее части, взаимодействие и взаимосвязь с другими оболочками Земли, значение воды для человека.

3.     Изучение нового материала

Слайд 4.

Учитель: звучит музыка.

Вы слышали о воде?

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

 

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

 

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

 

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!      

                                                 Опорный лист

 

____________________________________________________________

 Тема урока

 

Состояния воды:                                                

                                   

Соотношение воды и суши. Выбери правильную диаграмму:

 

Соотношение пресной и соленой воды. Выбери правильную диаграмму:

 

 

Гидросфера – это _________________________________________________________

 

                                                   Состав гидросферы

Мировой круговорот воды - это____________________________________________

________________________________________________________________________

d0bad0b0d0bfd0bbd18f
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На опорных листочках отметим смайликом ваше настроение в начале урока. В процессе нахождения и получения новых знаний по теме вы будете заполнять схемы, данные на этом листочке.

 

На нашем уроке будет работать группа гидрологов, знающих о воде практически все, иногда мы будем обращаться к ним за помощью.

 

а) Повторение из курса природоведения.

- Что объединяет все эти картинки на слайде? (везде вода, но в разных состояниях)

- В каком состоянии встречается вода в природе? (Жидкое -дождь, твердое -лед, снег, газообразное- пар).

 

У каждого на парте лежит коробочка с сюрпризом, откройте её, и вы увидите разнообразные льдинки.  Как вы думаете, дождутся ли они окончания урока? Почему? (нет, так она растает)

 

- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое? (При повышении или понижении температуры)

 

 

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/images/15.jpg

 

Слайд 5: Три состояния воды. Заполните схему у вас на листочках.

 

 

Учитель. Мы привыкли называть себя землянами, и это естественно — ведь человек живет на    твердой земной поверхности.  Да и как же иначе?

Ведь мы каждый день видим сушу у себя под ногами, каждый день ходим по ней. Однако, что такое наша планета?  Посмотрим   на глобус (модель Земли).

Почему планета Земля голубая?

 

Слайд 6. Найди ошибки. Вода занимает ¾ поверхности Земли. Выбери правильную диаграмму и зачеркни неверный рисунок.

 

ДИАГРАММЫ «СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ».

 

Зарезервировано:     50%
 


Зарезервировано: 96%
Зарезервировано:  50%

                                                  4%

                         

                          - пресная вода,                                             - солёная вода.     

 

Слайд 7: Рассмотрите внимательно диаграммы и определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суши, в атмосфере?

Слайд 8.

б) Что такое гидросфера?  

Учитель. Ребята, как называют оболочку нашей планеты, состоящую из воды. Обратимся к гидрологам.

Ученики, откройте словари и найдите значение слова «гидросфера». Верно ли мы с ребятами ответили?

- От каких слов произошел термин «Гидросфера»? (от греческих слов «hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли). Все воды на Земле (71%) объединяются понятием «гидросфера»

Запишите в тетрадь.

 

В какой части гидросферы Земли воды больше?

В какой части гидросферы Земли воды меньше?

 

Основная часть гидросферы составляет вода Мирового океана. Давайте оживим карту:

Прикрепите  название океанов на контурной карте полушарий. (выходит ученик к доске, а учащиеся открывают атласы карту полушарий  и следят за правильным ответом).

Слайд 9. Меньшие части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды, болота и др.), вода в живых организмах и вода в атмосфере.

Слайд 10. Заполнить схему.

Работа в парах, показать 1 вариант –   озеро, 2 вариант –  реку.

Ребята, на земном шаре очень много объектов, к которым можно применить слово «Самый»

Сейчас вы определите по координатам о каком объекте идет речь.

 

Слайд 1: Определить по координатам самое глубокое озеро на Земле:

(картинки на экран) 52с.ш. 108в.д.

А вот наши гидрологи уже побывали там и могут рассказать вам об уникальности этого озера. Сообщения учащихся.

 

Физминутка: игра испорченный телефон.(Степашка, Филя, Капелька)

Молодцы, и сейчас с нами в путешествие отправятся Филя и Степашка.

 

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.

 Ну как, ребята, разгадаем эту тайну – поможем Филе и Степашке.

 

Работа с текстом учебника  (работа в группах)

Закончить схему-рисунок и прикрепить на доску, объяснив процесс Мирового круговорота воды.

1 группа – указывает этапы круговорота (ученик дает краткий ответ)

2 группа – указывает части гидросферы (ученик дает краткий ответ)

3 группа – указывает оболочки Земли (ученик дает краткий ответ)

 

Вывод: Круговорот объединяет не только разные части гидросферы, а также связывает между собой оболочки Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу.

 

Эксперт говорит определение круговорота воды в природе.

 

Слайд 12. Учитель. Если бы круговорот воды не существовал? Что произошло бы на нашей планете?

 

Слайд 13. Значение воды для всего живого на Земле.

 

Прекрасна и удивительна наша планета, благодаря воде. Я предлагаю вам посмотреть еще несколько слайдов.

Слайд 14.  Голубая река в леднике на острове Гренландия

Слайд 15.  Иллюзия подводного водопада около полуострова Леморн Брабант на острове Маврикий

Слайд 16. Замерзшая волна в Антарктиде

Слайд 17. Река Цитарум – самая грязная на планете. Индонезия

Слайд 18, 19. Проблема: Охрана и сохранение воды на Земле. Беседа с учащимися.

Учитель. Задание гидрологам. Найти в интернете стихи о сохранении воды на Земле.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих!

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

А подрасту – и я Вам помогу,

И рыбок золотых уберегу.

 

Закрепление нового материала:

Учитель: Мы с Капелькой подготовили вам подарок, ответив правильно на вопросы теста, вы получите маленький сюрприз.

Выполнение теста:

Задание: Ребята, выбрав правильный вариант ответа, вы отсчитываете количество клеток, соответствующее цифре ответа. Затем, соединив все точки, получаете изображение – ваш подарок. Успехов Вам!

 

Тест.

Двигаясь от точки в заданном направлении на расстояние, соответствующее цифре ответа, вы получите изображение.

Задание 1.

От точки вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Мировой океан занимает

1.     1/2 земной поверхности

2.     2/5 земной поверхности

3.     3/4 земной поверхности

4.     1/3 земной поверхности

Задание 2.

Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Пресная вода составляет в гидросфере земли примерно

1.     22%

2.     48%

3.     3%

4.     78%

Задание 3.

Далее влево проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Основная часть пресных вод гидросферы содержится в

1.     Реках

2.     Озерах

3.     Ледниках

4.     Болотах

Задание 4.

Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Водная оболочка Земли это –

1.     Литосфера

2.     Атмосфера

3.     Гидросфера

4.     Биосфера

Задание 5.

Далее вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Самое глубокое озеро на Земле:

1.     Виктория

2.     Ладожское

3.     Байкал

4.     Онежское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог оценка 5. Вы правильно выполнили задания ОГЭ по географии. Молодцы!

 

Изобразите на своем листочке в другом уголке смайлик.

Слайд 20.

Итог урока: справились ли мы с целями, поставленными на урок?

Где вам может пригодиться изученный материал?

Слайд 21.

Домашнее задание.

Всем п. 21учебника

Дополнительно:

1) составить рассказ о путешествии капельки в вашей местности.

2) составить кроссворд на тему «Вода на Земле», указав в нем все ключевые слова параграфа.

Слайд 22.

Учитель. Звучит музыка. Закончить урок мне хотелось бы словами известного писателя:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое  богатство на свете.

                                      Франц.писатель Антуан де Сент – Экзюпери

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Гидросфера. Мировой круговорот воды""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводится в 6 классе, при изучении раздела гидросфера. В конспекте отражены цели, задачи урока, метапредметные УУД, использованы элементы следующих технологий: технологияразвития критического мышления (приемы: «Закончи фразу», «Кластер»), эдоровье сберегающая технология , технология разноуровнего обучения; технология оценивания учебных успехов; информационные технологии (сопровождение урока презентацией, видео).


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 912 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2019 1822
    • DOCX 227.4 кбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сахарова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сахарова Елена Николаевна
    Сахарова Елена Николаевна
    • На сайте: 7 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7119
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 767 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе