Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект урока музыки 7 класс Тема: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Конспект урока музыки 7 класс Тема: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


7 класс ( 4четверть) Дата _________________

Тема урока: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Тип урока: изучение новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок – путешествие.

Музыкальный материал: музыкальные произведения: «Лезгинка», видеофрагмент из балета «Гаянэ», концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром А.Хачатуряна, песня « На безымянной высоте»

Основные понятия: концерт, «инструментальный концерт». Методы: - по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический; - по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: изучение новых знаний и способов деятельности по теме «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством композитора А. Хачатуряна;

- закрепить изученный материал;

- раскрыть смысл понятия, «концерт», «инструментальный концерт»;

Развивающие:

- развитие музыкального мышления и эмоциональной отзывчивости;

- развитие умений анализировать и сравнивать;

- развивать умение детей прогнозировать тему урока и участвовать в целеполагании;

- выявление стилевых особенностей творчества А. Хачатуряна (народность тематизма); - научить определять содержание, образный строй, национальный колорит произведения, определять функции солиста и оркестра, особенности развития музыкальных образов.

- формирование слушательской музыкальной культуры.

Воспитывающие:

- воспитание музыкального вкуса, потребности общения с высокохудожественной музыкой; - воспитание потребности в понимании значения музыки для человека.





Ход урока

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Беседа по теме.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова. (Сл.1) Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Жан Поль (1763-1825 гг.) - немецкий писатель, сентименталист, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист. Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение мировая скорбь.



Сегодня, ребята, мы c вами отправимся в филармонию. ….

А почему вы не спрашиваете , что такое филармония? Может вы знаете?

Ответы учащихся: это учреждение, где играют на инструментах, обучаются игре на инструментах, учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Учитель: молодцы! Вы все верно сказали, но также это и концертный зал, в котором проходят концерты. (сл. 2)

И, как на любой концерт нам с вами нужно приобрести билеты и программки (раздать). Что необычного вы видите в программке.

Уч – ся: неоконченные предложения, названия.

Учитель: Верно. И в течении всего времени посещения филармонии, нам нужно будет их заполнить.

Сегодня мы послушаем концерт одного из знаменитейших композиторов 20 века. А какого именно, вы сейчас догадаетесь сами, прослушав следующее произведение.

- Звучит «Лезгинка»

Учитель: ребята, как вы думаете, что это за произведение?

Уч – ся: Лезгинка (Сл.3)

Учитель: вспомните фамилии композиторов, которые могли бы написать такое произведение.

Уч – ся: Хачатурян.

Учитель: правильно. (сл. 4 фото Хачатуряна)

Учитель: итак, как вы считаете, будет звучать тема нашего урока?

Уч – ся: Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А. Хачатуряна.

Учитель: хорошо! В своих билетах запишите название произведения.

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».(сл.4)

Учитель: Молодцы! А теперь ответим на вопрос, что такое концерт.

Уч – ся: музыкальный жанр, место где зрители смотрят концерт, творческие номера.

Уч – ся: исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра.

Учитель: сравните ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего?

Уч – ся: общие ключевые слова: музыкальное произведение, выступление, музыкальный жанр.

Учитель: сформулируйте общее определение.

Уч – ся: концертэто крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух и более партий.(Записать в билет) ( сл.5) Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов  и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл). 

Учитель: итак, мы сегодня поговорим о произведении А.Хачатуряна.



Кратко биография(презентация). Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси (6 июня 1903- 1 мая 1978гг.) Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара. ( сл.6)

  • Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н.Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

  • В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске». ( сл.7)

Учитель: В творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три балета - «Гаянэ», «Спартак», (видеосюжет из балета) «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии. (сл.8)

Сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов Хачатуряна.(сл 9)

Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать - есть ли в нем «соревнование»?

- слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть, экспозиция).(сл. 10)

Учитель: итак, есть ли в произведении соревнование?

Уч – ся: : Да. Скрипка соревнуется с оркестром. Отдельно звучит скрипка, потом оркестр.

Учитель: в чем проявляется соревнование и чья партия выходит на первый план?

Уч – ся: Партия скрипки, она самостоятельна, звучит увереннее.

Учитель: Какова по характеру музыка? Обратимся с вами к словарю.

(Словарь терминов для определения характера произведения)

Уч – ся: Разная. И живая, простая, кружащая, лиричная.

Учитель: В концерте 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как ведут себя зрители и исполнители в зале.

Физкульминутка:

1. Руководитель оркестра( кто?) дирижирует

2. Музыканты, закончив выступать, кланяются.

3.Зрители, восхищаясь исполнением, встают и хлопают стоя, а затем тихо садятся.

( Учащиеся выполняют движения.)



Учитель: вернемся к нашему концерту. Сколько же тем вы прослушали?

Уч – ся: Две.

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко национальный характер.(сл.11) Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да будет свет! И да будет радость!» (Б. Асафьев.)



Композитор в своих мелодиях часто опирается на народные напевы. Давайте сравним первую тему концерта с армянской народной песни.

- Прослушать тему мелодии армянской народной песни и главную тему I части Скрипичного концерта.

Учитель: Что в них общего?

Уч – ся: Похож ритм, интонации.

Учитель: Обратите внимание на гармонию. Она тоже носит черты национального звучания. Это является стилистической особенностью музыки Хачатуряна - использование национальных черт.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта.

Пожалуйста, послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки.(СЛ.9)

- слушание фрагмента Концерта для фортепиано с оркестром (II часть)

Уч – ся: Музыка лирическая, широкая и плавная.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, какие чувства передает в музыке Хачатурян? (Воспользоваться словарем эмоций)

Уч – ся: Мечтательность, созерцательность, поэтическое размышление.

Учитель: Молодцы! Какую мелодию использует композитор для передачи настроения?

Уч – ся: Мелодию - плавную, лиричную, свободно распетую.

Учитель: Мелодия звучит и у фортепиано и у оркестра. Услышали ли вы здесь «соревнование»? Если «да», то кто вышел «победителем»?

Уч – ся: Нет, здесь солист и оркестр объединились.

Учитель: Да. Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных.

Итак, назовите мне особенность концертов Хачатуряна

Уч – ся: Трехчастность, принцип «соревнования»

Учитель: Какие черты внес композитор в жанр инструментального концерта?

Уч – ся: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии.

Учитель: Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение.

Музыкальными средствами он пытался выразить любовь к своему родному краю, солнечной Армении. Учитель: В преддверии праздника Победы, мы всегда вспоминаем тех ,кто подарил нам мирное солнечное небо. Исполняем песни военных лет. Давайте исполним песню В. Баснера, М. Матусовского. « На безымянной высоте»



- Вокально-хоровая работа

Учитель: совсем недавно «Вальс» А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова « Маскарад» помог нашим 11-ти классникам занять призовое место в конкурсе « Крымский вальс»

Посмотрим этот видеофрагмент

Итог урока:

1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Что такое филармония, концерт, инструментальный концерт?

3. С творчеством какого композитора познакомились?

4. Какие мотивы характерны для творчества Арама Хачатуряна?

Выставление оценок: Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Рефлексия

Учитель: Ребята, мне бы хотелось узнать, понравился ли вам сегодняшний урок, зарядил ли позитивной энергией? Если да- сердце –красное, если не на все 100%-зелёное.


До свидания! Спасибо за работу!




"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 " ЦВЕТНЫЕ Сердечки"

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.






















Программа


Название произведения 1.__________________________________________________


2._______________________________________________________________________


Автор __________________________________________________________________



Концерт - ______________________________________________________________



________________________________________________________________________



________________________________________________________________________


Особенность концертов Хачатуряна:______________________________________


____________________________________________________________________________________

Анкета ( самооценка)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



1


  • Другое
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1096
Номер материала MA-073716

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы