Инфоурок Математика КонспектыКонспект урока математики в 1 классе по теме: "Решение задач на нахождение части и целого"

Конспект урока математики в 1 классе по теме: "Решение задач на нахождение части и целого"

Скачать материал

 

 

Учитель: Филоненко Светлана Александровна

Предмет: Математика
Тема урока: Решение задач на нахождение части и целого

Класс: 1 класс

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
                  (УМК «РИТМ»).

Цели: деятелъностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной

                                        нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация     

                                        проекта выхода из затруднения и т.д.);

 содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

 

Задачи: формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
              закрепление вычислительных навыков в пределах 10;

              развитие умения составлять и решать текстовые задачи;
              развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

 

Метапредметные:

 - умение работать в паре, умения слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

 - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, оформлять свои мысли в устной форме (познавательные УУД);

 -  умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, последовательность действий на уроке (регулятивные

    УУД);

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формирование мотивации к обучению и целенаправленной

   познавательной деятельности (личностные УУД).

 

Предметные –  учить соотносить схему и текст задачи; умение решать текстовые задачи на основе технологии продуктивного чтения.

 

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Математика», 1 кл./ Э.И.Александрова

 

Необходимое оборудование и материалы для урока: карточки ( план решения задачи;  схемы к изученным видам задач; схема к задаче для работы в паре);  компьютер, мультимедийный проектор.

 

 

 

 

 

 

Сценирование  урока.

 

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной  деятельности.

Цели:

– выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Работа со схемами

Слайд №2

 

Слайд№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

 

- Чему будет посвящен сегодняшний урок?

 

- Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, есть ли среди них новые?

 

- Можно ли утверждать, что мы умеем решать все задачи, знаем, как правильно «одеть» схему?

 

- Значит на уроке будут новые открытия. Как вы узнаете новое?

 

- Какое задание вы обязательно будете выполнять сначала?

 

- Я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Продолжайте работать также активно и дальше.

С чего начнете работать?

- Схемы к задачам.

 

 

- Решению задач.

 

 

- Все схемы нам знакомы.

 

 

- Нет, нельзя.

 

 

 

 

- Надо понять, что мы не знаем и самим открыть новое знание.

 

- Пробное задание.

 

 

 

 

 

 

 

- С повторения необходимых знаний.

Знать схемы к изученным видам задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

(коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Воспитание трудолюбия, способности к познанию

(личностные УУД)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цели:
-подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

 

Устный счет. Математический диктант с самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

Работа с текстами. Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение алгоритма решения задачи. Слайд № 6

 

Работа с учебником. Задача №3 с.59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Запишите число, предыдущее для 7.

– Запишите число, предыдущее для 10.

– Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4. Найдите сумму.

– Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала?

– Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9?

– Сколько надо вычесть из 8, чтобы получить 4?

– На сколько 5 больше 4?

– На сколько 3 меньше 10?

– На сколько 9 больше 7?

- Проверьте свои ответы.

– Назовите ответы в порядке возрастания.   Какое число пропущено?  

-Назовите  пары чисел,  сумма которых равна 9.

- Прочитайте два текста и скажите, какой из них вы бы выбрали для сегодняшнего урока? Почему?

- Что неизвестно в задаче?

- Каким правилом воспользуетесь, чтобы решить задачу?

- Решите задачу и назовите ответ.

- Что вы еще использовали при решении задачи?

- Прочитайте задачу.

 

- Подберите схему к задаче.

- Что показало пробное действие?

- У кого есть ответ? Кто может доказать, что ваш выбор правильный?

- Что показал результат выполнения пробного действия?

 Дети записывают ответы в тетрадях.


6

9

10


5


3

4
1
7
2

 

 

Ответы детей.

 

 

 

- Первый, потому что это – задача (есть условие и вопрос).

 

 

- Целое.

- Чтобы найти целое, нужно сложить части.

 

4+1=5 ромашек.

 

- План решения задачи.

 

Читают про себя, один ученик вслух.

Выполняют пробное действие.

-Не смогли подобрать схему к задаче.

 

 

 

-Мы не можем доказать, что наш выбор правильный.

Закрепить знание состава чисел первого десятка.

 

Закрепить знание терминов, связанных с понятием «задача».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую. (познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

(коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)

 

III. Выявление причины затруднения.
Цель:

- осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Анализ задачи.

 

-Что нужно делать?

-Какое задание выполняли?

-Что нужно найти в задаче?

-Чем отличается эта задача от других задач на нахождение целого?

-Почему возникло затруднение?

-Подумать.

-Подбирали схему к задаче.

-Целое.

 

-Третья часть составная.

 

-Не знаем как «одеть» схему.

Закрепить знание правила нахождения целого и части.

Формировать умение строить речевое высказывание (коммуникативные УУД)

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового). Реализация построенного проекта.

Цели:

- постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

Анализ работы детей

Слайд№ 7

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности?

 

- Как это можно узнать?

- Что вам может помочь?

- Какую схему возьмете  за основу?

- Я предлагаю вам поработать в парах и попробовать «одеть» схему.

- На сколько частей разбили отрезок? Почему?

 

- Что записали в первой части? Во второй?

- А что сказано про третью часть?

-Как это записать на схеме?

-Как найти целое?

-Запишите решение и ответ.

-Удалось ли вам справиться с затруднением?

-Узнать, как правильно «одеть» схему.

 

Предположения детей.

 

-Схему к задаче на нахождение целого.

Каждая пара получает карточку, на которой изображена схема, и работают в паре.

- На три, потому что монеты по 1, 2 и 5 рублей.

 

Ответы детей.

- Три монеты по 1 рублю.

- 1+1+1

 

- Нужно сложить части

 

 

 

-Да.

Учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться записывать решение и ответ задачи.

 

 

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 (регулятивные УУД)

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе имеющихся знаний

(регулятивные УУД)

Формировать умение работать в паре (коммуникативные УУД)

Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности (личностные УУД)

V. Обобщение затруднений с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

 

 

- Организуется обсуждение типовых затруднений;

Проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

 Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

 

 

 

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

(коммуникативные УУД)

VI. Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения и создание (по возможности) ситуации успеха.

Слайд № 8

 

Самопроверка (на слайде)

 

Составление задач
(устно)

Слайд № 9

- Замените буквы соответствующими числами из данных числовых равенств.

 

-Составьте задачи по рисунку, используя выражения.

Работа детей в тетрадях

 

 

 

 

ТООУ

Знать правила нахождения части и целого и уметь применять их на практике.

Уметь составлять текстовые задачи на основе рисунка и числовых выражений

Формировать умение извлекать информацию из схем, рисунков (познавательные УУД)

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Формировать умение оценивать свои действия (регулятивные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

 

Фиксирование нового содержания урока.

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

Творческая работа (домашнее задание)

–В чем упражнялись на уроке?

- Чему научились?
 - Кто с работой справлялся легко?
- Кому пока было трудно? 
- Какие задания были наиболее интересными?

– Какие умения формировали?

- Я вам предлагаю дома нарисовать картинку, по которой можно составить задачу на нахождение целого или части..

-В решении задач.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

ТОУУ

 

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока математики в 1 классе по теме: "Решение задач на нахождение части и целого""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект данного урока разработан с учетом требований ФГОС для учителей начальной школы, методистов и заинтересованных родителей, помогающих детям отрабатывать навыки решения текстовых задач. А также:- формировать умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;- закреплять вычислительные навыки в пределах 10;- развивать умения составлять и решать текстовые задачи;- развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.03.2020 595
    • DOCX 28.3 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саблина Лидия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саблина Лидия Сергеевна
    Саблина Лидия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79632
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 328 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек