Урок математики в
1 классе по программе «Школа России» в соответствии с ФГОС
Тема: "Случаи
сложения □ + 8, □ + 9".
Цели:
- рассмотреть случаи сложения 8+8; 8+9; 9+9;
- провести работу, направленную на запоминание
таблицы сложения в пределах 20;
- развивать умение решать составные задачи;
- развитие интереса к предмету через дидактические
игры.
Оборудование:
Учебник, тетрадь на печатной
основе, геометрические фигуры, рисунки, таблицы.
Ход урока.
Ι.Орг.
момент.
-Доброе
утро, ребята!
С
добрым утром! Начат день.
Первым
делом гоним лень.
На
уроке не зевать,
А
работать и считать.
II.
Логические упражнения.
1)
Слайд 2.
-
Что напоминает изображение на рисунке? (Туфельку.)
-
Из какой сказки она может быть? («Золушка»)
-
Какие цифры спрятались в рисунке? (0, 1, 2, 3, 4, 8)
-
Запишите эти цифры в порядке возрастания.
-
Какая цифра обозначает самое маленькое число?
-
А самое большое?
2) Слайд 3.
-
Какое лицо лишнее? (3, т.е. с улыбкой)
(Это
Золушка.)
-
А вы не догадались, чьи остальные лица? (Мачехи и ее дочерей.)
ΙΙ.
Актуализация знаний. Повторение.
-
Ребята, сегодня на уроке у нас Золушка. (Иллюстрация на доске).
На Золушке платье от сажи черно
Сидит она, смотрит печально в окно.
На бал так хотелось поехать и ей….
Во
дворце короля бал, а Золушка не может туда попасть, потому что злая мачеха дала
ей много работы и велела выполнить всё до её возвращения.
1)
Мачеха заставила Золушку отделить фасоль от гороха.
-
Заполним клетки таблицы №5, с. 71. Покажите ответы с помощью веера. (Слайды
4-10).
Слагаемое
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Слагаемое
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Сумма
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
-
Как изменялось каждое слагаемое? (Первое слагаемое
увеличивалось на 1, второе слагаемое не изменялось.)
-
Как изменялась сумма? (Сумма увеличивалась на 1.)
2)
№1 (1-3 столбики.) 3 ученика решают у доски – по 1 столбику.
-
Решите примеры в тетради.
-
Как быстро решить эти примеры, воспользовавшись результатом предыдущего
примера?
(В каждом следующем примере одно из слагаемых увеличивается
на 1, следовательно, и сумма увеличивается на 1.)
-
С этими заданиями мы справились. И у Золушки появляется красивое платье.
ΙΙΙ.
Работа по теме урока.
-
Нужно помочь доброй Золушке правильно и быстро выполнить и другие задания, и
тогда наша гостья успеет поехать на прекрасный бал у короля.
-
Мы должны учиться быстро и правильно считать.
-
Сегодня мы будем учиться к числу прибавлять 8 и 9 (по частям).
(На
доске и в тетради, 1 ученик отвечает у доски.)
8
+ 8 = 16
8
+ 2 + 6 = 16
-
Как решить этот пример? (Дополнить сначала до10,
т.е. прибавить 2, а потом ещё 6, т.к. 8 – это 2
и 6.)
(Возможно
использование таблицы.)
-
Объясните, как мы решим пример 9+8. (К 9
сначала прибавим 1, потом ещё 7.)
-
Как к 9+9? (К 9 сначала прибавим 1, потом ещё8.)
Результаты
этих примеров надо запомнить. 8+8=16, 8+9=17,
9+9=18 (Проговорить .)
IV. Физкультминутка.
Все на бал мы собирались,
Очень долго наряжались.
Мальчики бинокли взяли.
Бант на шею повязали.
Девочки надели блузки.
Оказались юбки узки.
Так на праздник мы спешили.
Что народ весь рассмешили!
V. Решение задачи.
Мы
помогли Золушке выполнить задания, которые ей дала мачеха. Но оказалось, что ей
не на чем ехать на бал.
На бал так хотелось поехать и ей,
Но нет ни кареты, ни резвых коней.
Тут добрая Фея к ней в гости пришла
Волшебную палочку в руки взяла!
Добрая
Фея попросила Золушку принести с огорода тыкву, которую превратила в карету, А чтобы
появилась карета, надо решить задачу №3.
1)№3,
с.71.
-
Читаем задачу (1 ученик читает вслух, остальные «про себя»).
-
Что известно?
-
Что надо найти?
(На
доске записывается условие задачи:
Было – 6 кг
Взяли – 2 кг и 1 кг
Осталось - ?
-
Как можно решить задачу? (Из 6 сначала вычтем 2, а
потом 1.)
Запишем
решение в тетради.
6-2-1 = 3 (кг)
Ответ: 3 кг осталось.
-
Как можно по-другому решить задачу? (Сначала
узнать, сколько всего килограммов тыквы взяли.)
-
Как? ( К 2 прибавить 1.)
-
А потом? (Узнаем, сколько килограммов тыквы
осталось: из 6 вычтем 3.)
6 –(2+1)
VI.
Работа с геометрическим материалом.
-
Карета есть (появляется карета.), но нет лошадей. Чтобы они появились, надо
выполнить следующее задание №6, с.71. (На доске прикрепить заранее аналогичные
геометрические фигуры).
Разбейте
фигуры на 2 группы разными способами. (К доске вызвать ученика помочь
разделить фигуры.) Первый способ – по форме.
Многоугольники:
I группа – четырехугольники;
II группа – треугольники.
Фигуры, не имеющие углов:
I группа – круги;
II группа – овалы.
–
Подумайте и скажите: возможно ли изображенные фигуры разделить на 2 группы
по-другому? (Да.) (Вызвать другого ученика.)
–
По какому признаку? Назовите эти группы. (По
цвету.)
I группа – фигуры голубого цвета;
II группа – фигуры розового цвета.
–
Разделите фигуры внутри каждой группы еще на 2 группы.
Фигуры голубого цвета:
I группа – многоугольники;
II группа – фигуры, не имеющие углов.
Фигуры розового цвета:
I группа – прямоугольник;
II группа – круги.
(Появляются
лошади.)
- У Золушки есть теперь и карета, и
лошади, и платье. Как вы думаете, чего ещё не хватает Золушке для бала?
VII.
Самостоятельная работа.
-
Да, она не может ехать босиком. Ей нужны туфли. Чтобы они появились, выполним
задание в тетради на печатной основе, с 37, во второй половине страницы.
Взаимопроверка.
(Появляются
туфли.)
VIII.
Рефлексия.
Вмиг Золушку кучер на праздник домчал
До зала, где праздник огнями сверкал.
-
Рано или поздно сказка кончается. Принц нашел свою Золушку.
-
Заканчивается и наш урок.
-
Что нового вы сегодня узнали, помогая Золушке?
-
Справились мы с поставленными задачами?
Приложение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.