Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: С.А.Есенин «Черемуха».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: С.А.Есенин «Черемуха».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: С.А.Есенин «Черемуха».

Цель: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С.А. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;

  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

  • совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;

  • определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

  • связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

  • прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

  • Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

  • Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

  • Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

  • Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;

  • выражать свое собственное мнение;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

  • умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

  • формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

  • допускать существование различных точек зрения.

Характеристика деятельности учащихся:

  • Читать стихотворение, отражая настроение;

  • Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

  • Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

  • Определять авторское отношение к литературному произведению;

  • Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

Для учителя:

  • Наличие конспекта;

  • Презентация;

  • Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой

  • Романс «Отговорила роща золотая»;

  • Сигнальные карточки

  • Раздаточный материал (карточки для работы по группам)











































Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята прозвенел звонок на урок, садитесь. Проверьте, свою осанку.

1 слайд.

- Наш урок мне хотелось бы начать со следующих строк:


- Наша речь полна величья,

гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

сила красоты.

Потому поэта слушай,

будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью,

хорошо владеть!


-У кого сегодня на уроке мы будем учиться хорошо владеть русской речью? ( У поэта)


  1. Речевая разминка.

2 слайд.

Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

Как вы ее понимаете? ( Природа в своем многообразии настолько красива и прекрасна, что ни одно искусство не может с ней соперничать)

Прочитайте медленно.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной.

Прочитайте выразительно.

  1. Подготовка к восприятию.


- Мы с вами уже говорили, что сегодня речь пойдет о поэте, а о каком догадайтесь по моей подсказке.

3 слайд.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...


Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? (Сергей Есенин.)


Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.


Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. Познакомимся с его стихотворением, под названием «Черёмуха».


- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (С.А. Есенин «Черёмуха)


- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (ознакомиться с биографией поэта, научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение)

- Молодцы, мы с вами постараемся достигнуть поставленных целей.


  1. Изучение новой темы (работа с сигнальными карточками).

4 слайд.

- Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете о нём сказать? Какой он человек? (добрый, красивый, спокойный и т. д.)


- Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина? (Доброту, ласку, нежность, доверчивость и т. д.)

- Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина?

5 слайд.

Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. (рассказывает Снежко Милана)

6 слайд.


- Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.(рассказывает Пыхтин Михаил)


- В каком селе жил Есенин?


- На берегу какой реки?


- Кем мечтал быть поэт?


-Кто подтолкнул поэта к написанию стихотворений?


- Что больше всего поэт любил в детстве?


  1. Знакомство со стихотворением.

- А теперь, постарайтесь вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.

- И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

- Давайте, рассмотрим картинку черемухи. 7,8 слайд.

Что вам известно о черёмухе?

- Поднимите руки, кто из вас видел черемуху.



Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. (рассказывает Воеводина Софья)


- А сейчас, откройте книги (стр.55). Хором прочитаем название стихотворения.


- Мне очень правится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Я прочитаю стихотворение "Черемуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении (чтение учителем)


- Какой вам представилась черемуха? ( Белой, цветущей, душистой, красивой и т. д.)


9 слайд.


- Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор. (Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.)


  1. Работа над стихотворением.

  • Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

10 слайд.


чтобы передать радость общения с природой;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

- «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Самостоятельная работа.

11 слайд.

- Вспомните и назовите правила чтения стихотворения (работа с сигнальными карточками).

  • читайте медленно, помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

  • четко, выразительно;

  • постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

Словарная работа (работа с сигнальными карточками).

Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

  1. Физкультминутка.


  1. Продолжение работы над стихотворением (работа по группам)


- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?


- А теперь мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. Сколько четверостиший получится? ( пять четверостиший)

- А перед тем как вы начнете, работать. Кто помнит из вас, что такое эпитет? (Эпитет –определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.)


Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.


- Сейчас, мы с вами разделимся на пять групп. Каждая группа будет работать со своим четверостишием. А сделаем мы это для того, чтобы сделать анализ стихотворения.


Первая группа.


  1. Прочитайте выразительно свое четверостишие.

  2. Найдите эпитеты (черемуха душистая, ветки золотистые)

  3. Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? (пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.)


Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.


Вторая группа.


  1. Прочитайте выразительно свое четверостишие.

  2. Найдите эпитеты (черемуха душистая, ветки золотистые)

  3. О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? ( конечно, о девушке.

Черёмуха олицетворяет образ девушки.


Третья группа.


  1. Прочитайте выразительно свое четверостишие.

  2. Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? (маленький, серебряный;со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

  3. Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)


Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.


Четвертая группа.


  1. Прочитайте выразительно свое четверостишие.

  2. Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)

  3. Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)


Пятая группа.


  1. Прочитайте выразительно свое четверостишие.

  2. Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали

вешние воды).

  1. На что стал похож он, если у него появилась волна?

Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.


- Молодцы, мы с вами сделали анализ стихотворения. А теперь давайте. Потренируемся в выразительном чтение этого стихотворения (3 ученика).


- Ребята, вы любите цветущую черемуху? (Да.)

- А вот, еще одно стихотворение о черемухе.

-Давайте послушаем его и попробуем оценить поступки людей.

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.


-С какой целью люди так поступают? (Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем. Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь )

- Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.


Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.


IX. Итог урока. Рефлексия.

С каким произведением вы познакомились на уроке?


Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?


С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)


Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.


- Ребята, вы хорошо работали на уроке. А теперь попробуйте, оценить свою работу. Я на доску повесила картинку с черемухой. Давайте, посмотрим, в какую погоду стоит наша черемуха. Если у вас на уроке все получалось хорошо, приклейте, голубое облачко. Если у вас что-то получалось, а что-то нет, то серое. А если не поняли и у вас ничего не получалось, то черное.

- Смотрим, какая картина получилась. Делаем вывод.



Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”, давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

Аудиозапись.

X. Домашнее задание.


с. 55 учить наизусть.



  • Начальные классы
Описание:

Цель: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С.А. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

•познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;

•учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

•совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;

•определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

•связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

•развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

•прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

•Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

•Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

•Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

•Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

•Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

•сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

•отстаивать при необходимости свою точку зрения;

•выражать свое собственное мнение;

•адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

•планировать свои действия;

•принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

•эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

•самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

•умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

•осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

•высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

•устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

•учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

•задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

•формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

•допускать существование различных точек зрения.

Характеристика деятельности учащихся:

•Читать стихотворение, отражая настроение;

•Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

•Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

•Определять авторское отношение к литературному произведению;

•Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

Для учителя:

•Наличие конспекта;

•Презентация;

•Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой

•Романс «Отговорила роща золотая»;

•Сигнальные карточки

•Раздаточный материал (карточки для работы по группам)

Автор Гущина Юлия Алексеевна
Дата добавления 25.05.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 753
Номер материала MA-071334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: