Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему: " Дуэль. Онегин...убийца?"

Конспект урока литературы по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему: " Дуэль. Онегин...убийца?"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная ) общеобразовательная

школа № 138 для детей с ОВЗ

Республики Башкортостан



















Конспект урока по литературе

в 9 классе на тему:

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Шестая глава. Дуэль. Онегин…убийца?...»

















Составила и провела

учитель I категории : Выдрина Л.Р.



2016-2017 учебный год



Цели:

Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа.

Дать исторический комментарий происходящим событиям. Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли; развитие навыка работы с текстом; образного мышления;

Задачи:

Коррекционные:

продолжить работу над развитием слухового восприятия на материале фраз и предложений  по теме;

распознавать, правильно интонировать и употреблять простые и сложные предложения;

развивать у воспитанников потребность речевого общения.

Развивающие:

Формировать умения:

  • соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;

  • анализировать текст;

  • составлять устные монологические высказывания;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Воспитывающие:

  • воспитание чувства порядочности, чести

  • развивать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;

Оборудование: презентация « А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин Шестая глава. Дуэль. Онегин…убийца?...».

 Книги с текстом «Евгения Онегина»



Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

-- Какой сейчас урок? -- Сейчас урок литературы.

-- Какое произведение мы изучаем? -- Мы изучаем «Евгения Онегина»

-- Кто автор « Евгения Онегина»? -- Автор « Евгения Онегина»

Александр Сергеевич Пушкин

-- Определите жанр « Евгения Онегина» -- Это роман в стихах

-- Назовите главных героев романа -- Онегин, Ленский, Татьяна,Ольга

2. Работа над словарем

Работа над произношением и значением слов.

Отомстить- мстить

Секундант- свидетель

Развлечение- веселье, забава

Дуэ́ль (фр. Duel  — «поединок», «борьба двух») — поединок между двумя людьми за нанесенное одному из них или его чести оскорбление. 


-- Какое задание было к уроку? -- Нужно было прочитать шестую

главу

-- О чем говорится в шестой главе? -- В шестой главе говорится о

дуэли Ленского и Онегина.

3. Определение темы урока.

-- Прочитайте эпиграф к уроку.

Эпиграф:

Жажда мести не делает чести.

-- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? -- Я думаю мы будем говорить о

дуэли Ленского и Онегина.

-- На уроке мы должны ответить на следующие

вопросы.

Слайд № 1

Вопросы:

Почему дуэль Онегина и Ленского закончилась трагически?

Можно ли было обойтись без неё?
С чего начался конфликт Онегина и Ленского? 

Можно ли назвать Онегина убийцей? 

4. Беседа о Ленском и Онегине.


--  Давай вспомним,  с чего начался конфликт. – Вначале все было хорошо, они

Какие отношения были вначале у Онегина стали приятелями.

и Ленского?


-- Расскажите об их дружбе. --  Онегин и Ленский были

друзьями. Они стали друзьями

от скуки.

-- Онегину не нравилось бывать у

соседей. Ему было скучно,

поэтому он обрадовался

общению с Ленским.


-- Из-за чего произошла ссора? -- Ленский пригласил Онегина

на именины Татьяны. Онегин

не хотел ехать. Он не хотел

никого видеть, слушать глупые

разговоры. Ленский успокоил

его, сказал, что будут только

свои.

-- Когда Онегин появился в доме

Лариных, он понял, что

Ленский его обманул. Было

очень много гостей. И Онегина

посадили напротив Татьяны.

-- Какие чувства испытал Онегин? -- Онегин испытал обиду,досаду,

раздражение, злость.

-- Что решил сделать Онегин? -- Онегин решил отомстить

Ленскому.

-- Как он отомстил? -- Онегин приглашает на танец

невесту Ленского- Ольгу.

Весь вечер танцует только

с ней, развлекает ее.

-- Как отреагировал на это Ленский? -- Ленский стал ревновать, уехал

домой и вызвал Онегина на

дуэль.

-- Как ведут себя герои? -- Онегин мстит, для него это

развлечение.

-- Ленский решил, что его

оскорбили: так друзья не

поступают.

5. Разговор о дуэли

-- Какой  новый  герой появляется? -- Появляется Зарецкий.

-- Кто это?( найдите в тексте и прочитайте). – В пяти верстах от

Красногорья – деревни

Ленского, живет

И здравствует еще доныне

В философической пустыне

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес,трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг,помещик

На столах у вас лежат листы с дуэльным кодексом 19 века. Внимательно их изучите. Это очень важно.

мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

-- Кем станет этот человек? -- Этот человек станет секундантом

-- Итак, между героями должна состояться дуэль.

Какое оружие использовалось для дуэли?

Слайд № 2


ОРУЖИЕ ДУЭЛИ


Основным видом оружия изначально было холодное, и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие., 

Пистолеты. 
Шпага 
Нож 
Сабля 
меч 
кинжал 


Перед вами дуэльный кодекс 19 века. Внимательно прочитайте. Это очень важно.

Слайд № 3



-- Почему возникала дуэль? -- На дуэли защищали свою честь.

--  Кто из поэтов погиб на дуэли? -- На дуэли погибли Пушкин и

Лермонтов.

6. Раскрытие темы урока

-- Итак, вы знаете, что такое дуэль.

На дуэли могут убить.

Вот тема нашего урока «Дуэль….

-- По каким правилам происходит дуэль? -- Дуэль проходит по дуэльному

кодексу.

-- Нарушаются ли эти правила? -- Правила нарушаются много раз.

Вспомните текст.

Сравните, что написано в дуэльном кодексе.

-- Кто их нарушает: Ленский? Онегин? -- Правила нарушают Онегин и

Зарецкий? Зарецкий.

-- Что нарушил Зарецкий? -- Зарецкий знает как вести дуэль,

Но он не предложил Ленскому

и Онегину помириться.

-- Онегин опоздал на час.

Дуэли могло не быть, но

Зарецкий не обратил на это

внимания.

-- Давайте сделаем вывод о поведении Зарецкого. – Зарецкий хотел, чтобы дуэль

состоялась и ,чтобы Онегин

убил Ленского. Он сам очень

советовал Онегину согласиться

на дуэль.

-- Кто еще  нарушил правила? -- Еще правила нарушил Онегин.

-- Какие правила он нарушил? -- Он опоздал на час-это

нарушение.

-- Выбрал секундантом слугу.

-- Начал разговаривать перед

Дуэлью с Ленским.

Правильно, давайте посмотрим еще один слайд

Слайд № 4

Зарецкий

Обязан был предложить примирение - не сделал этого перед началом поединка.Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением - не сделал этого. Дуэль вел неправильно, сознательно допустил кровавый итог поединка.Онегин выбирает в качестве секунданта слугу. Этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, так как секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь «закусывает губу» и ничего не говорит.Мог объявить Онегина не явившимся. По происшествии 15 минут «явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, который свидетельствует о неприбытии противника» 

-- Сделайте вывод. -- Зарецкий ведет себя не как

сторонник строгих правил

дуэли. Он заинтересован

в максимально скандальном

и шумном (то есть кровавом)

исходе дуэли.

Посмотрим следующий слайд.

Слайд № 5

Онегин 
1.Секундант - слуга Гильо.2. Опаздывает на час.3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено (чувствует несерьёзность происходящих событий, свою вину, сознательно идет на нарушения) 

-- Сделайте вывод. – Онегин не хочет дуэли.




-- Чем закончилась дуэль? -- Онегин выстрелил первым и

Убил Ленского.

-- Найдите в тексте и прочитайте. – «… Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его…напрасно:

его уж нет…

Убит! Сим страшным

восклицаньем сражен,

Онегин с содроганьем отходит

и людей зовет.»

-- Хотел ли он убить Ленского? -- Нет, он считал Ленского своим

другом.

-- Почему же он согласился на дуэль? -- Боялся, если не согласится,

скажут, что он трус.

-- Для него мнение общества

стало важнее дружбы.

-- Давайте сделаем вывод -- Онегин не может отказаться

от дуэли из-за общественного

мнения. Он соглашается на

дуэль против своего желания.

-- Он принимает нормы

поведения, которые ему

навязывает Зарецкий.

-- Боится быть смешным и

сделаться предметом сплетен.

-- Становится убийцей не по

своей воле.

-- Итак, произошло убийство. – Да, он убил человека.

Можно назвать Онегина убийцей?

-- В чем виноват Онегин? -- Он убил друга.

-- Онегин не умел дружить.

-- Что было после дуэли? -- Ленский погиб, Онегина за

Кого- нибудь наказали? это не наказали.

-- Могло ли все быть по-другому? -- Могло, если бы Ленский и

Онегин помирились.

-- Почему они не помирились? -- Чтение гл.6 строфы 37-41,11

7. Итог урока.

- О чем говорили на уроке? -- Мы говорили о дуэли Ленского

и Онегина.

-- Давайте подведем итог нашему разговору. – В этой главе мы видим борьбу

Онегина со светскими

правилами поведения, и он эту

борьбу проигрывает. Он

оказался слишком зависим от

тех правил, которые сам так

презирал.

8 . Выставление оценок.

-- Молодцы. Сегодня вы очень хорошо работали.






































  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока литературы в 9 классе по роману "Евгений Онегин" на тему: "Дуэль. Онегин...убийца?" по шестой главе романа.Конспект урока составлен для для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальной коррекционной школе. Урок проводился в классе для детей с нарушением слуха.

Автор Выдрина Лариса Раисовна
Дата добавления 06.09.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 956
Номер материала MA-071652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы