Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская специальная (коррекционная ) общеобразовательная
школа № 138 для детей с ОВЗ
Республики Башкортостан
Конспект урока по литературе
в 9 классе на тему:
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
Шестая глава. Дуэль. Онегин…убийца?...»
Составила и провела
учитель I категории : Выдрина Л.Р.
Цели:
Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа.
Дать исторический комментарий происходящим событиям. Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли; развитие навыка работы с текстом; образного мышления;
Задачи:
Коррекционные:
•продолжить работу над развитием слухового восприятия на материале фраз и предложений по теме;
•распознавать, правильно интонировать и употреблять простые и сложные предложения;
•развивать у воспитанников потребность речевого общения.
Развивающие:
Формировать умения:
соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;
анализировать текст;
составлять устные монологические высказывания;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
Воспитывающие:
воспитание чувства порядочности, чести
развивать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;
Оборудование: презентация « А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин Шестая глава. Дуэль. Онегин…убийца?...».
Книги с текстом «Евгения Онегина»
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
-- Какой сейчас урок? -- Сейчас урок литературы.
-- Какое произведение мы изучаем? -- Мы изучаем «Евгения Онегина»
-- Кто автор « Евгения Онегина»? -- Автор « Евгения Онегина»
Александр Сергеевич Пушкин
-- Определите жанр « Евгения Онегина» -- Это роман в стихах
-- Назовите главных героев романа -- Онегин, Ленский, Татьяна,Ольга
2. Работа над словарем
Работа над произношением и значением слов.
Отомстить- мстить
Секундант- свидетель
Развлечение- веселье, забава
Дуэ́ль (фр. Duel — «поединок», «борьба двух») — поединок между двумя людьми за нанесенное одному из них или его чести оскорбление.
-- Какое задание было к уроку? -- Нужно было прочитать шестую
главу
-- О чем говорится в шестой главе? -- В шестой главе говорится о
дуэли Ленского и Онегина.
3. Определение темы урока.
-- Прочитайте эпиграф к уроку.
Эпиграф:
Жажда мести не делает чести.
-- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? -- Я думаю мы будем говорить о
дуэли Ленского и Онегина.
-- На уроке мы должны ответить на следующие
вопросы.
Слайд № 1
Вопросы:
Почему дуэль Онегина и Ленского закончилась трагически?
Можно ли было обойтись без неё?
С чего начался конфликт Онегина и Ленского?
Можно ли назвать Онегина убийцей?
4. Беседа о Ленском и Онегине.
-- Давай вспомним, с чего начался конфликт. – Вначале все было хорошо, они
Какие отношения были вначале у Онегина стали приятелями.
и Ленского?
-- Расскажите об их дружбе. -- Онегин и Ленский были
друзьями. Они стали друзьями
от скуки.
-- Онегину не нравилось бывать у
соседей. Ему было скучно,
поэтому он обрадовался
общению с Ленским.
-- Из-за чего произошла ссора? -- Ленский пригласил Онегина
на именины Татьяны. Онегин
не хотел ехать. Он не хотел
никого видеть, слушать глупые
разговоры. Ленский успокоил
его, сказал, что будут только
свои.
-- Когда Онегин появился в доме
Лариных, он понял, что
Ленский его обманул. Было
очень много гостей. И Онегина
посадили напротив Татьяны.
-- Какие чувства испытал Онегин? -- Онегин испытал обиду,досаду,
раздражение, злость.
-- Что решил сделать Онегин? -- Онегин решил отомстить
Ленскому.
-- Как он отомстил? -- Онегин приглашает на танец
невесту Ленского- Ольгу.
Весь вечер танцует только
с ней, развлекает ее.
-- Как отреагировал на это Ленский? -- Ленский стал ревновать, уехал
домой и вызвал Онегина на
дуэль.
-- Как ведут себя герои? -- Онегин мстит, для него это
развлечение.
-- Ленский решил, что его
оскорбили: так друзья не
поступают.
5. Разговор о дуэли
-- Какой новый герой появляется? -- Появляется Зарецкий.
-- Кто это?( найдите в тексте и прочитайте). – В пяти верстах от
Красногорья – деревни
Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес,трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг,помещик
На столах у вас лежат листы с дуэльным кодексом 19 века. Внимательно их изучите. Это очень важно.
мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
-- Кем станет этот человек? -- Этот человек станет секундантом
-- Итак, между героями должна состояться дуэль.
Какое оружие использовалось для дуэли?
Слайд № 2
ОРУЖИЕ ДУЭЛИ
Основным видом оружия изначально было холодное, и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие.,
Пистолеты.
Шпага
Нож
Сабля
меч
кинжал
Перед вами дуэльный кодекс 19 века. Внимательно прочитайте. Это очень важно.
Слайд № 3
-- Почему возникала дуэль? -- На дуэли защищали свою честь.
-- Кто из поэтов погиб на дуэли? -- На дуэли погибли Пушкин и
Лермонтов.
6. Раскрытие темы урока
-- Итак, вы знаете, что такое дуэль.
На дуэли могут убить.
Вот тема нашего урока «Дуэль….
-- По каким правилам происходит дуэль? -- Дуэль проходит по дуэльному
кодексу.
-- Нарушаются ли эти правила? -- Правила нарушаются много раз.
Вспомните текст.
Сравните, что написано в дуэльном кодексе.
-- Кто их нарушает: Ленский? Онегин? -- Правила нарушают Онегин и
Зарецкий? Зарецкий.
-- Что нарушил Зарецкий? -- Зарецкий знает как вести дуэль,
Но он не предложил Ленскому
и Онегину помириться.
-- Онегин опоздал на час.
Дуэли могло не быть, но
Зарецкий не обратил на это
внимания.
-- Давайте сделаем вывод о поведении Зарецкого. – Зарецкий хотел, чтобы дуэль
состоялась и ,чтобы Онегин
убил Ленского. Он сам очень
советовал Онегину согласиться
на дуэль.
-- Кто еще нарушил правила? -- Еще правила нарушил Онегин.
-- Какие правила он нарушил? -- Он опоздал на час-это
нарушение.
-- Выбрал секундантом слугу.
-- Начал разговаривать перед
Дуэлью с Ленским.
Правильно, давайте посмотрим еще один слайд
Слайд № 4
Зарецкий
Обязан был предложить примирение - не сделал этого перед началом поединка.Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением - не сделал этого. Дуэль вел неправильно, сознательно допустил кровавый итог поединка.Онегин выбирает в качестве секунданта слугу. Этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, так как секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь «закусывает губу» и ничего не говорит.Мог объявить Онегина не явившимся. По происшествии 15 минут «явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, который свидетельствует о неприбытии противника»
-- Сделайте вывод. -- Зарецкий ведет себя не как
сторонник строгих правил
дуэли. Он заинтересован
в максимально скандальном
и шумном (то есть кровавом)
исходе дуэли.
Посмотрим следующий слайд.
Слайд № 5
Онегин
1.Секундант - слуга Гильо.2. Опаздывает на час.3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено (чувствует несерьёзность происходящих событий, свою вину, сознательно идет на нарушения)
-- Сделайте вывод. – Онегин не хочет дуэли.
-- Чем закончилась дуэль? -- Онегин выстрелил первым и
Убил Ленского.
-- Найдите в тексте и прочитайте. – «… Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его…напрасно:
его уж нет…
Убит! Сим страшным
восклицаньем сражен,
Онегин с содроганьем отходит
и людей зовет.»
-- Хотел ли он убить Ленского? -- Нет, он считал Ленского своим
другом.
-- Почему же он согласился на дуэль? -- Боялся, если не согласится,
скажут, что он трус.
-- Для него мнение общества
стало важнее дружбы.
-- Давайте сделаем вывод -- Онегин не может отказаться
от дуэли из-за общественного
мнения. Он соглашается на
дуэль против своего желания.
-- Он принимает нормы
поведения, которые ему
навязывает Зарецкий.
-- Боится быть смешным и
сделаться предметом сплетен.
-- Становится убийцей не по
своей воле.
-- Итак, произошло убийство. – Да, он убил человека.
Можно назвать Онегина убийцей?
-- В чем виноват Онегин? -- Он убил друга.
-- Онегин не умел дружить.
-- Что было после дуэли? -- Ленский погиб, Онегина за
Кого- нибудь наказали? это не наказали.
-- Могло ли все быть по-другому? -- Могло, если бы Ленский и
Онегин помирились.
-- Почему они не помирились? -- Чтение гл.6 строфы 37-41,11
7. Итог урока.
- О чем говорили на уроке? -- Мы говорили о дуэли Ленского
и Онегина.
-- Давайте подведем итог нашему разговору. – В этой главе мы видим борьбу
Онегина со светскими
правилами поведения, и он эту
борьбу проигрывает. Он
оказался слишком зависим от
тех правил, которые сам так
презирал.
8 . Выставление оценок.
-- Молодцы. Сегодня вы очень хорошо работали.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Конспект урока литературы в 9 классе по роману "Евгений Онегин" на тему: "Дуэль. Онегин...убийца?" по шестой главе романа.Конспект урока составлен для для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальной коррекционной школе. Урок проводился в классе для детей с нарушением слуха.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 06.09.2017 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 1219 |
Номер материала | MA-071652 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: