Тема урока « У нас нет запасной Родины. Только Россия»
/
Урок внеклассного чтения по миниатюрам В.П.Астафьева /
Планируемый
сценарий урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний: привлечение учеников
к свободному совместному целеполаганию и планирование результатов урока.
3.
Блок учебной информации. Презентация на
тему «Слово о В.П.Астафьеве».
4.
Аналитическая работа по миниатюрам
В.П.Астафьева:
·
Составление «Двойного дневника»;
·
Создание скрайбинга по миниатюре
«Сережки»;
·
«Лаборатория» детали.
5.
Стадия «Рефлексия». Составление синквейна
по мотивам урока.
Тип
урока:
урок
открытия нового знания, где учащиеся самостоятельно, ознакомившись с
содержанием произведений В.Астафьева, формулируют их тему, идею, определяют
нравственный пафос произведения; формулируют собственное отношение к
прочитанному; определяют нравственную ценность рассказов писателя в
современном мире.
Технологии:
информационно-коммуникационная, технология критического мышления.
Методы
обучения:
·
метод ассоциативного мышления;
·
частично-поисковый;
·
проблемный.
Форма организации деятельности:
·
диалоговая;
·
парная;
·
групповая.
Оснащение
урока:
·
оборудование: доска, проектор;
·
презентация «Слово о В.П.Астафьеве»;
·
«Двойной дневник» (распечатка материала);
·
тематические слайды;
·
гитара.
Планируемые
результаты:
Личностные
УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формировать осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику, его мнению,
мировоззрению и достигать взаимопонимания; воспитывать гражданскую идентичность
– патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.
Метапредметные
УУД
Коммуникативные:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей; организовать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные:
планировать пути достижения целей, выбирая эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Познавательные:
использовать разнообразные творческие задания как способ активизации
познавательной деятельности .
Предметные:
научиться раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения посредством
элементов сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств; осознать
авторскую позицию и выразить свое отношение к ней.
Тема
урока: «У нас нет запасной родины. Только Россия»
Цели урока:
социально-эмоциональное, нравственное
развитие учащихся; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и речевой
деятельности учащихся; обучение поисковой аналитической работе.
Задачи урока:
·
Углубить знания о жизни и творческой деятельности
В.Астафьева;
·
формировать умение анализировать
художественное произведение с точки зрения идейного и художественного
своеобразия;
·
показать способы создания и значение
образа России в произведениях В.Астафьева;
·
развивать творческую активность,
самостоятельность, формировать УУД: умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение.
Эпиграф
к уроку: « Земля наша справедлива ко всем, хоть
маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую
тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!»
В.П.Астафьев.
«Падение листа»
1.Организационный момент.
2. Слово учителя.
(Нетрадиционное начало урока)
Запали мне в душу два произведения: молитва
североамериканских индейцев ( Внимание на экран!).
… И миниатюра
В.П.Астафьева «Тоска». Всего три абзаца. Двенадцать предложений. Но каких!
(Слайд 1 с
изображением птичьего перышка) Осталось на стекле приклеившееся птичье
перышко. Смятое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала клювом по
стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил.
И перышко это как укор белеет на стекле.
Потом
обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть,
не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу–то и неловко,
печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.
Вот так и к
моему учительскому сердцу «прилипли» «Затеси» известного русского писателя
В.П.Астафьева. Мне думается, они не оставят равнодушными и вас, дорогие мои
читатели.
( Слайд 2 с
высказыванием В. Крупина) Перед вами высказывание нашего современника
В.Крупина. Как вы думаете, какие проблемы мы сегодня будем обсуждать на уроке?
(Размышления учеников)
С
творчеством В.Астафьева мы с вами уже знакомы. Астафьев – писатель, которого
одолевала вечная дума о смысле человеческой жизни, об отношении человека к
своим истокам. Итак, какие произведения писателя мы уже читали? Какие факты
из жизни и творчества классика нам знакомы? Со словом о писателе выступит
Каменская К.
3. Презентация.
Рассказ о писателе.
4.1.
Аналитическая работа по миниатюре «Льняное поле в цвету»
1) В.П.Астафьев с
болью пишет о России, сибирской деревне, о природе родного края, о людях
русских. Вместе с читателем обдумывает философские проблемы, старые, как мир. И
вечно не стареющие вопросы о жизни, о корнях человека. Прошу вас, ребята,
обратиться к первой миниатюре «Льняное поле в цвету». ( Слайд с изображением
льняного поля)
2) Как строится
сюжетная линия произведения?
( Это
ретроспектива, взгляд в прошлое.)
3) Чем необычно
начало миниатюры?
( Писатель
использует прием анафоры, чтобы подчеркнуть, что возможна в природе гармония:
небо и земля слились воедино в голубом просторе и от красоты неописуемой не
оторвать глаз.)
4) Какие мысли
рождаются в душе писателя при виде «обнадеживающей» красоты? Как льняное поле
влияет на всех «сущих» и «зрящих»? Составьте, пожалуйста, «Двойной
дневник». Отметьте, какие мысли и ассоциации у вас возникли после
прочтения миниатюры.
ГРУППОВАЯ
РАБОТА (4 минуты)
Цитаты
из текста
|
Комментарий:
какие мысли вызвала цитата? Какие вопросы у вас возникли
|
Уймись
и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. Слушай! Внимай! Любуйся!
В мире царствует благодать. Поверь в незыблемость и вечность его. И не говори
никаких слов, не плачь, не стенай – сон и покой кругом.
|
|
И
поле-то невелико, но с трудом, без радости вытеребили ребята на нем лен. Едва
волоча ноги, с выключенными транзисторами, серьезные от усталости, плелись
они в село, на автобусную остановку… Уезжая на автобусе, даже не обернулись
ребята на убранное ими поле. Надоело оно им. Обрыдло.
|
|
Но
пока жив человек, живы в нем воспоминания. Закрою глаза – и вот оно, льняное
поле, голубое под голубым нетленным небом, тихая зелень, тихий сон, скромный
северный плат…
|
|
5) Выводы.
4.2.
Аналитическая работа по миниатюре «Сережки»
1) Всегда болело
сердце В.П.Астафьева о деревне. Не может выжить Россия без села. Никогда не
забывал писатель и о вологодской деревне, в которой он долго жил и работал.
Вспоминал многое, даже ольховые сережки. Миниатюра так и называется «Сережки».
Попробуем, ребята, используя прием «Скрайбинга», угадать, какая
глубокая мысль заложена в миниатюру…
Итак, исход
января… Сваленная ольха. Рядом пока еще живой пенек с оставшимися ветками
ольхи. Букет из ольховых веток…
Срубленная
ольха Живой
пенек
Затвердели
Ожили
Засохли
Зацвели
2) Не кажется ли
вам, что писатель проводит параллель между ольховыми ветками и человеком?
( «Познают ли
радость цветения, без которого сама жизнь уже не жизнь, а только производство
скота, жратвы, назьма?..)
4.3.
Аналитическая работа по миниатюре «Падение листа»
1)
Еще одна замечательная миниатюра, которая, я уверена, не оставила вас
равнодушными, - «Падение листа». (Слайд с изображением листопада) Мне
кажется, проблемы, поставленные в этой миниатюре, актуальны как никогда.
Назовите, пожалуйста, художественный прием, на основе которого строится это
произведение.
( Художественный
параллелизм.)
2) Чем поразило
писателя, на первый взгляд, обыкновенное природное явление – падение листа?
( «Сколько сил
потратила береза, чтобы этот листок выпростался из немой, плотно заклеенной
почки и зашумел веселым шумом вместе со всеми листьями, стал частицей того
мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается все доброе, нужное.)
3) За что
благодарен В.Астафьев земле? ( Эпиграф к уроку)
4) Какие люди
вызывают авторское неприятие? За что он их осуждает?
( «Ублюдки,
психопаты, чванливые самозванцы, «благодетели», живущие по принципу: « Дави
слабого, подчиняй и грабь ближнего».)
5) Писатель
довольно категоричен, рисуя современную жизнь. Чтобы подчеркнуть суету,
мелочность человеческого существования он использует прием градации. Найдите,
пожалуйста, в тексте этот отрывок.
6) Таковы мы. А
таков падающий лист. (Демонстрация листка) Что он напоминает?
( Слабое
человеческое сердце.)
7) Так мы похожи… Какая
«простая и будничная мысль» поразила писателя?
(Слайды с
картинами войны на Украине)
8) Войны… Кровь…
Насилие… Смерть… А жизнь так коротка. Что же должен сделать человек, чтобы
«объятую пламенем» землю сделать снова «живодышащей»?
5.
Рефлексия. Составление синквейна.
-
Прошу вас, ребята, составить синквейн по поводу сказанного на уроке. И
ключевое слово я вынесу следующее – ЗЕМЛЯ.
1.Земля.
2.
Родная, заботящаяся.
3.
Кормит, прощает, надеется.
4.
Земля справедлива ко всем.
5.
Родина.
Слово учителя.
После прочтения
миниатюр В.Астафьева возникает теплая расположенность к людям, к природе
родного края, к родине, чувство, которое можно назвать струением души, музыкой
души. Поэтому хочется завершить урок песней под гитару…
/ Слова Л.Андреева
«Отчего так в России березы шумят»/
1.
На дом:
написать сочинение-рассуждение на тему «Обездолен человек, отрекшийся от
родины».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.