Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока "Куликовская битва"

Конспект урока "Куликовская битва"

Скачать материал

Куликовская битва.

Учитель Игошина И.В., г.Ульяновск

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии

Цели урока:   раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.                                       

 

Задачи урока:

1.Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы, и на этой основе анализ фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

2.Развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, применять школьные умения.

3. Воспитание чувства любви к Родине, осознание моральных качеств, необходимых ее защитникам.

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметных:

·         Выявление круга обстоятельств, влияющих на исход вооружённой борьбы. На этой основе анализ фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и её значения.

Метапредметных:

·         Обучение умению самостоятельно определять цели и задачи обучения, решение их в процессе учебной деятельности

·         Воспитание чувства уважения к истории России, гордости её историей

·         Формирование высокоморальных качеств, необходимых защитникам Родины.

·         Развитие навыков работы с историческими источниками.

·         Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, умение ясно и интересно излагать информацию.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Метод обучения: проблемный, приёмы технологии развития критического мышления.

Оборудование урока:

·         Учебник истории - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С древнейших времён до конца 16 века».М.: Просвещение, 2014г.;

·         Тетрадь.

·         Презентация PowerPoint

 

 

 

 

 

Ход  урока

1.Орг. момент. На доске слова: предпосылки, причины, политическая система, сильные княжества, удельные княжества, Тверское княжество, Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван Данилович, причины возвышения Москвы.

Дети отвечают по плану. Таким образом повторяется домашнее задание.

2. Постановка задач. Видеофрагмент фильма о Куликовской битве: степь, на ветру колышется ковыль, за кадром – голос сказителя.

Учитель: Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Фронтальная беседа с классом:

-с каким врагом пришлось столкнуться русским княжествам в 13 веке?

- чем закончилась борьба с монголо-татарами?

-а почему русские княжества попали в зависимость от монголо-татар? чего им не хватало?

Для того чтобы узнать правы мы или нет, давайте выполним небольшое задание – решим кроссворд. Возьмите лист с заданием 1.

Задание 1 необходимо решить тест, выбрав в каждом вопросе букву правильного ответа, а затем из правильных букв составить ключевое слово.

1.какой князь получил право собирать дань с русских земель в пользу Орды?

Александр Невский – Л; Даниил Галицкий – К; Иван Калита – Е;      Юрий Всеволодович – А

2. Какой город становится центром объединения русский земель?

Киев – И; Москва – Д; Тверь – В; Новгород – Г

3. Иго – это:

дань с русских земель – О; зависимость Руси от монголо-татар – И;     раздробленность Руси – Б ; сборщик дани – Е

4. Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища?

Иван Калита – Ж; Ярослав Мудрый – З; Александр Невский – Н;      Олег Рязанский – П

5. Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям –

ярлык – С; баскак – Р; иго – У; барщина – Ш

6. Какой город татары назвали «злым городом»?

Торжок – А; Рязань – Р; Козельск-Т; Владимир – У

7. Что не являлось причиной возвышения Москвы?

- выгодное географическое положение – Г       - дальновидная политика московских князей – Е

- Москва – религиозный центр Руси – О               - Слабая власть московских князей –В

8. Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

воевода Пётр Ослядюкович – Ф ; князь Юрий Всеволодович – С;   Евпатий Коловрат – О; воевода Филипп Нянька –П

- Итак, какое слово получилось? (заслушиваются ответы групп)

Слайд 3.   ЕДИНСТВО

Учитель: В единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно избавиться от ненавистного владычества. Как вы представляете единство.

Словарная работа:

Учитель: Попробуйте его показать (ребята могут взяться за руки, обнять друг друга за плечи).

Учитель: И сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам. Я предлагаю вам самим определить тему нашего урока. А поможет вам в этом фоторяд.

Слайд 4. Фоторяд сражений

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учащихся)

-О битве (сражении)

Слайд 5. Итак, тема урока « ….битва…»

Учитель: Обратите внимание: она сформулирована не полностью. В конце урока вы должны будете самостоятельно продолжить её в соответствии со своими эмоциями и впечатлениями.

Учитель: Что необходимо нам выяснить, исходя из темы урока? По какому плану мы будем изучать сражение?

Учитель: Для этого выполним задание 2. Вам предлагаются различные варианты изучения битвы. Выберите правильный вариант и озвучьте его.

Обобщая ответы учеников, делаю вывод:

Слайд 6.

1.Обстановка в стране накануне битвы

2.Ход сражения

3.Личность полководца, его роль в подготовке и ходе сражения

4.Итоги битвы

5.Значение битвы

Физминутка(2 мин.)

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек»

То же самое - в левую сторону;

Поворот вправо, руку прав, назад отвести,

Поворот влево, левой рукой - пальцем указать

Прыжок на месте из глубокого приседа,  присесть, обхватив крест накрест голову;  руки вперед, ладонями наверх.

Наклон вперед - руки в стороны;

- Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.);

 Соединить руки за спиной «замком»;

Руки расцепить, сгорбиться;

Изобразить крестное знамение;

Поклон до земли;

Руки-крылья - вверх-вниз;

 Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево.

 

3. Основная часть

Учитель: Итак, представим себе Русь 14 века и окунёмся в те далёкие времена. В 1359 г. после смерти Ивана II московский престол переходит к его сыну Дмитрию.

Слайд 7. портрет князя Дмитрия Ивановича

Учитель: Что вы знаете об этом князе?

Приём «Я знаю…»

Ребята встают и сообщают факты из жизни князя, начиная со слов «Я знаю…»

Учитель: Главной целью своей политики Дмитрий Иванович видел в объединении Руси для борьбы с Золотой Ордой.

Задание: что из себя представляли Орда и Русь накануне сражения. Задание 3.(подчеркните основные моменты).1 вариант текст 1, а второй- 2.

Проверяем задание.

Слайд 8,9.  

Слабость власти ханов Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды. Князь становился защитником русских земель. Он увеличил дружину. Заключил военные соглашения с другими князьями. В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп. В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.

Учитель: Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Какие цели ставили Мамай и Дмитрий Иванович?

Слайд 10.

Стремился повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. Отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия

Учитель: Итак, темник Мамай, захватив власть в Орде, желая укрепить своё положение и восстановить былое величие Золотой Орды, объявил новый поход на Русь. Поводом послужил отказ Москвы платить непомерную дань. По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войска. Звонили колокола по всей земле Русской. Обе стороны начинают готовиться к решающему сражению

Звучит фрагмент кантаты Прокофьева «Вставайте, люди русские…»

Учитель: Сейчас нам предстоит выяснить, как готовились к предстоящему сражению Мамай и Дмитрий Иванович.

Слайд 11.  В короткое время Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только ордынские рати, но и полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками Мамая стали Литовское и Рязанское княжество, которые обязались прислать ему свои отряды. По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек.

Слайд  12. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение их главных сил, возможные пути похода на Русь.

Русское войско, по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Ядро русского войска составляли москвичи.

Слайд 13. На слайде: репродукция картины А. Кившенко «Посещение Великим князем Дмитрием преподобного Сергия Радонежского"

 По преданию, накануне решающей битвы Дмитрий Иванович посетил Троице- Сергиев монастырь. Его основатель – Сергий Радонежский - благословил князя на борьбу с захватчиками. И отправил вместе с князем Дмитрием монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать. Что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Учитель: Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле. Название этого поля…

Слайд 14. фотография Куликова поля

1.От названия птиц куликов

2.От «кулижков» - некоем весьма удалённом месте ( у чёрта на куличках) Д.Лихачёв

3.«кулиги» - ровное место, чистое и безлесое( по Далю)

4. Участок земли на берегу реки ( в излучине, по плёсу), используемый как сенокосное угодье ( по Словарю русского языка 11 – 17 веков)

По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской.

Слайд 15. Расположение русских войск на Куликовом поле.

( интерактивная карта показывает местоположение частей русского войска на Куликовом поле)

Слайд  16. Работа с картой.

-Почему именно это место было сражения. В чём его преимущество?

1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва

2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв

3)Татары не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха.

Итак, всё было готово к бою.

А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения

Звучит фрагмент «Реквием» Моцарта (звучит тревожная музыка, постепенно усиливаясь. Это создаёт эмоциональный настрой перед рассказом о сражении)

Слайд  17. репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Учитель: «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие»

Слайд 18. репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

  В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Открываем глаза. Рассеивается туман. Наступало утро 8 сентября 1380г.

     Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой туман.
 Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

    По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», - утверждал Плутарх.

А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения.

Слайд 19. Видеофрагмент битвы (на доске воспроизводится реконструкция Куликовской битвы.)

Слайд 20. Учитель: Русский народ заплатил большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов.  Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар – 150 тыс. человек. За победу над ордынцами князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Слайд 21. Видеофрагмент потерь (на фоне горящих свечей автор называет имена погибших участников сражения – очень сильный эмоциональный момент)

4. Закрепление материала.

-В чём причины победы русских войск над монголо- татарами? (ответы учащихся).  Слайд  22.

- Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве?

Вероятнее всего, вы считаете, что победа в этой битве означала окончательный разгром ига. Но, как оказалось, эта битва не положила конец нападкам Орды, так как уже через 2 года татары вернулись на Русь. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

-Каково значение Куликовской битвы? Что изменилось в сознании русских людей после победы над Мамаем? (ответы учащихся). Слайд 23.

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва -  поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества… Слайд 25

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Звучит «Сольвейг» (спокойная мелодия, чтобы дети могли настроиться на творческое задание)

Выполните задания 4.

.Дайте название сегодняшнему уроку.

Куликовская битва - ….. ( поле русской славы , день воинской славы, сила русского духа, торжество победы)

2. В результате урока мне открылись (я узнал):

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Слайд 26. Д/з: пар.18 + дифференцированное задание: подобрать материал «Куликовская битва в искусстве» (сообщение, презентация), составить кроссворд

Учитель: Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Выставление отметок

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.      www.youtube.com. – фильм Куликовская битва.wmv. Производство : студия Михаила Канаева.

2.      Kaplyasveta.ru/illyustrirovannya –istoriya-rossii/-epizod-12-kulikovskaya-bitva.html

3.      www.encyclopaedia-russia.ru/aticle.php?id=239

4.      Images.yandex.ru

5.      Plus-music.org/Григ – песня Сольвейг

6.      Vmusike.net/С.Прокофьев кантата «Александр Невский» - Вставайте, люди русские.

7.      7.www.zaycev.net/В.Моцарт. Дни Гнева (Реквием)

8.      История России  с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /автор – составитель Н.Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2005;

9.      CD «Отечественная история с древнейших времен до XIX века»

10.  Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс. – М.: ВАКО,2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Куликовская битва""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 114 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2020 468
    • DOCX 34.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корчагина Вера Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Корчагина Вера Петровна
    Корчагина Вера Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78602
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 180 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе