Измерение углов. Транспортир.
Цели урока:
Обучающая: ввести
понятие величины угла. Познакомить с инструментами измерения углов.
Развивающая: формирование
навыков и умений выполнять измерение углов, работать с чертежными
инструментами, умений обобщать; развитие качеств мышления: гибкость,
целенаправленность, критичность.
Воспитывающая: развитие
познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой
деятельности; Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию
геометрическими понятиями и образами, привитие интереса к геометрии.
Ход урока
1.
Устные упражнения (разминка)
0,14+0,06
3,18-1,08 0,42
2-0,7
2,06+1,04 0,32
100*0,012
5,4*0,1 0,052
0,42:7
4,08:4 0,13
2.
Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока.
Скажите,
как можно сравнить отрезки ? А углы? (Наложением)
Углы,
так же как и отрезки можно сравнивать не только наложением, но и с помощью
измерения.
Для
построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется,
вы узнаете, отгадав кроссворд.(Работа в парах)
1.
Результат деления.
2. Лучи образующие угол.
3. Точка, из которой выходят лучи образующие угол.
4. Угол, который образуют два дополнительных друг другу луча.
5. Результат сложения.
6. Угол, который составляет половину развернутого угла.
7. Инструмент, который используют для построения прямого угла.
8. Угол, меньше прямого.
9. Угол, больше прямого, но меньше развернутого.
10. Результат умножения.
11. Результат вычитания.
Учитель
демонстрирует учащимся транспортир.
Для
измерения углов применяют транспортир.
Сформулируйте
тему и цель урока.
3. Изучение
нового.
Положите
перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто
общее, о чем мы сейчас будем говорить.
Слайд.
Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа
налево.
Слайд .
Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также
разделена на две полуокружности.
Центр
этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на
своем транспортире центр и покажите его.
Штрихи
шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи,
проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов,
каждый из которых равен доле
развернутого угла. Такие углы называют градусами.
Слайд
. Итак, градусом называют долю
развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы
транспортира равно 1°.
Слайд
8.
Историческая справка(выступление
обучающегося с проектной работой) Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у
кошки.
Слово «градус» –
латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось
более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались
шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними
греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть
раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту –
на 60 секунд:
Объяснение
учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно
измерить угол.
Слайд
9.
– Как
измеряют углы с помощью транспортира?
1)
Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через
какую отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого
угла.
Если у
транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль
которой проходит одна из сторон угла.
4.
Закрепление
По
рис. определите градусные меры углов.
Задание
в парах: начертите в тетради два угла любой величины. Предложите
соседу по парте его измерить. Оцените работу соседа.
Практическая
работа (в группах) Я- исследователь.
Каждой
группе выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.
Задания
·
Выберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой,
развернутый.
·
Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.
·
Сделайте вывод о градусной мере:
а)
развернутого угла;
б) прямого угла;
в) острого угла;
г) тупого угла.
Вывод:
Слайд
10.
– развернутый угол равен 180°;
– прямой угол равен 90° (половина развернутого угла);
– острый угол меньше 90°;
– тупой угол больше 90°, но меньше 180°.
Физкультурная
пауза
·
Начертите рукой в воздухе угол 90°, 180°.
·
Начертите рукой в воздухе острый угол, тупой угол.
·
Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.
·
Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.
Упражнение
для сохранения зрения
Крепко зажмурить
глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 4-5
раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
Повторять несколько раз
Слайд.
Задание: Выполняется
устно с использованием модели часов.
Какой
угол образуют часовая и минутная стрелки часов:
а)
в 3 ч;
в) в 10
ч;
д) в 2 ч 30 мин;
б) в 5
ч;
г) в 6
ч;
е) в 5 ч 30 мин?
Слайд
12. Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное
время. Запишите градусные меры углов, которые они образуют.
Задача
№1652
Луч
ОС лежит внутри угла АОВ, причем АОС =
37°, ВОС =
19°?.
Чему
равен угол АОВ°
Игра: Внимание!
Если я читаю верное утверждение, то Вы хлопаете в ладошки; если неверное, то
поднимаете вверх руки.
Единицы
измерения углов: миллиметры, сантиметры?
Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
Единицы измерения углов: градусы, минуты?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
5)
Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
6)
Развёрнутый угол равен 180°?
7)
Прямой угол равен 160°?
8)
Прямой угол равен 90°?
9)
Острый угол больше прямого?
10
)Острый угол равен прямому?
11)
Острый угол меньше прямого?
12)
Тупой угол меньше прямого?
13)
Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
14)
Угол, меньше 90° называется острым?
15)
Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?
Итог
урока
Какую
цель достиг каждый из вас? (высказывают свое мнение )
Оцените
свою работу на уроке:
1. если
все было понятно и выполняли задание без ошибок – 5;
2. если
все поняли, но допускали ошибки – 4;
3. если
многое было непонятно – то поработаем на следующем уроке.
Нарисуйте
свое настроение на доске.
IX.
Задание на дом
п.
42, №1671, №1683, №1684..
Измерьте
углы, изображенные на рисунке и запишите их градусные меры.
Фамилия и имя ________________________________________________________________
Лист
самооценки
№ п/п
|
Задание
|
Количество
ошибок
|
Количество
правильных ответов
|
Моя
оценка
|
Оценка
учителя
|
1
|
Устные
упражнения
|
|
|
|
|
2
|
Работа в
паре
|
|
|
|
|
3
|
Задания
с использованием модели часов
|
|
|
|
|
4
|
Измерение
углов
|
|
|
|
|
5
|
Я-исследователь
|
|
|
|
|
6
|
Практическая
работа в группе
|
|
|
|
|
7
|
Итог
урока (дополнительный балл за каждый правильный ответ)
|
|
|
|
|
8
|
Общая
оценка за урок
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.