Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Кушьинская средняя общеобразовательная
школа
КОНСПЕКТ
УРОКА
по
русскому языку на тему «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в
речи»
для
7 класса
Автор:
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
Кушьинской СОШ
Юлия
Александровна Максимова
Кушья,
2018
План-конспект урока по русскому языку на тему
«Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи» для 7 класса создан
в рамках Программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н.М. Шанского.
На изучение данной темы отводится 1 час.
Предыдущий урок был уроком развития устной речи на
тему «Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь». Цели ставились следующие
(ключевые): закрепить знания об описании и повествовании; формировать умения
создавать рассказ по картине с включением описания действия; развивать
воображение, творческие способности, связную речь. Домашним заданием для детей
было написание сочинения по картине «Вратарь» по составленному совместно
алгоритму описания картины и плану к сочинению.
Тема: Употребление деепричастий и
деепричастных оборотов в речи.
Класс: 7
Цели:
закрепить у учащихся навыки правописания деепричастий и деепричастных оборотов,
знаков препинания при них; углублять понимание свойства деепричастий обозначать
добавочное действие; развивать логическое и абстрактное мышление; развитие
навыки понимания текста; обучение связности текста; совершенствование работы
над повествованием и описанием.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный
материал, футбольный мяч, проектор.
Тип урока: урок применения полученных
знаний, совершенствования умений и навыков с элементами практикума (работа над
развитием речи).
I.
Организационный
этап.
Игра
«Да/нет».
Учитель бросает футбольный мяч учащемуся.
Ученик должен его поймать, если утверждение верно, если нет, то не ловить и
исправить утверждение на верное. Примерные утверждения для игры:
1. Деепричастие
– это служебная часть речи (нет).
2. Деепричастие
бывает совершенного и несовершенного вида (да).
3. Одиночное
причастие в письменной речи выделяется запятыми (да).
4. Деепричастие
совмещает в себе признаки глагола и прилагательного (нет).
5. Деепричастие
обозначает добавочное действие (да).
II.
Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Проблемно-мотивационная
беседа.
- Однажды спортивный комментатор сказал: «Смотря в
другую сторону поля, игрок №7 забил гол». Болельщики были в недоумении.
Помогите комментатору понять его ошибку, объясните, в
чём она заключается.
- Видите, насколько коварны деепричастия и
деепричастный оборот? Нужно хорошо знать их свойства дорисовывать действия,
чтобы правильно употреблять в речи. А ещё важно обращать внимание на вид
деепричастия и правильно согласовывать его с глаголом сказуемым. Над чем мы
будем работать на сегодняшнем уроке? (учащиеся делают вывод совместно с
учителем, что будут работать над правильным употреблением и оформлением в
устной и письменной речи деепричастий и деепричастных оборотов).
III.
Лингвистически-речевой
практикум по теме урока.
Работа с
раздаточным материалом (у каждого на парте).
Задание: прочитайте
текст, восстановите пропуски, выделите основную информацию.
______________________, что деепричастия,
обозначая добавочное действие, примыкают к _____________________, они
оказываются в полной зависимости от _______________. ____________________,
деепричастие может быть употреблено лишь в том случае, если выражаемое им
действие относится к тому же лицу или предмету, к _______________относится действие
сказуемого. ____________норма языка. _________________ А.П. Чехов в одном из
юмористических рассказов, иронизируя над малограмотностью пассажира, приводил
следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на
природу в окно, у меня слетала шляпа». Юмор здесь_________________, что
действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к шляпе, а действия,
выраженные деепричастиями, - к_________________________.
______________создаётся впечатление, что шляпа сама подъезжала к станции, _____
же глядела в окно и слетела с головы.
Употребление независимого деепричастного
оборота (то есть не относящегося к подлежащему) в современном русском языке
считается нарушением литературной нормы.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха)
Задание: прочитайте
текст, найдите предложение с деепричастием или деепричастным оборотом, выделите
основное действие (глагол-сказуемое) и добавочное (деепричастие). Определите,
чем отличается текст про футбол Ю.Я. Яковлева от представленного ниже текста? (Учащиеся
должны сделать вывод о том, что текст Ю.Я. Яковлева – это рассказ с включением
описания внешности и действий, а представленный текст – это рассказ с описанием
преимущественно действий). Переделайте выделенный фрагмент, используя
деепричастия и деепричастные обороты.
Петров больше всего на свете любил футбол.
Даже походка у Петрова стала футбольная. Ходил он подпрыгивая, или даже
приплясывая.
А если мяча рядом с Петровым не было,
например, в школе, то он футболил все, что попадалось ему на глаза. Отведет
ногу назад, замахнется — и бац! Левой удар с носка, правой — подъемом, потом
опять левой, потом опять правой.
На перемене ребята, завидев Петрова,
хватали портфели и держали крепко-крепко, а некоторые даже поднимали их над
головой, как спортсмены чемпионский кубок. Но были и те, кто не успевал
схватить с пола рюкзак или мешок с физкультурной формой. Тогда — по мешку удар
«шведкой», по рюкзаку — «щечкой». А вот по скомканной бумажке или по яблоку
обязательно «ножницами» — скрещенными в воздухе ногами. Объекты, получившие порцию
потенциальной энергии, летели, приземлялись, а потом снова получали от Петрова
эту самую энергию.
А сегодня на пути футболиста оказалась
корзина с мусором. Удар профессионала — и корзина подпрыгнула, выстрелив
фейерверком бумажек, мандариновой кожуры и яблочных огрызков. От дежурных
Петров убежал. Бегал он, как всякий футболист, быстро.
После уроков Петров отправился домой. Путь
его лежал через сквер — тихое место, где обычно прогуливались мамы с колясками,
а на скамейках беседовали бабушки и читали газеты дедушки.
Сегодня там было все как обычно — чирикали
воробьи и дремали на солнце коты, а на скамейках сидели все те же бабушки и
дедушки. У поребрика Петров увидел жестяную банку.
Футболист вмазал по банке, та подлетела и,
звонко грохоча, заскакала по асфальту. Футболист расцвел от удовольствия, как
«зенитовец», отобравший мяч у «спартаковца». Петров пнул банку еще раз, а потом
еще. Банка загремела по дороге, а вслед за ней ринулся довольный футболист.
Крученый удар правой — и го-о-ол!
Банка врезалась в колесо автомобиля.
Воробьи брызнули в стороны, а вороны возмущенно раскаркались. Машина прокричала
пять призывных мелодий и, не дождавшись хозяина, успокоилась.
Петров стремительно несся вперед. Удар по
восходящей отправил банку прямо к тетеньке с коляской. Та сделала обманный
маневр — продолжая качать коляску, резко ушла в сторону. Футболист ловко
подкинул банку носком, навес — и дремавший кот с ревом взвился в воздух, как
пущенная над фанатским сектором ракета. Ощетинясь, «ракета» зацепилась за
дерево и зашипела на банку, а вместе с ней и на футболиста.
Пушистая болонка, наоборот, рванула к
Петрову, как нападающий из команды противника. Но Петрову было не до кота и не
до болонки. Полностью захваченный футболом, он мчал мимо подпрыгивающих на
скамейках бабушек и дедушек с газетами. Бабушки охали, а дедушки возмущенно
смотрели из-под очков и качали головами.
Счастливый футболист вместе со своей
блестящей банкой пробежал почти весь сквер и остановился только на перекрестке.
Через дорогу был его дом. Последний удар — и банка отскочила от поребрика,
перевернулась в воздухе и… ударила футболисту прямо в лоб.
Петров замер как вкопанный. В глазах у
него потемнело, и замелькали серые звездочки — блестящие, как банка.
— Доигрался? — вдруг раздалось откуда-то.
— Кто это? — футболист удивленно
огляделся.
Вокруг никого не было.
— А кто бы ты думал? — снова раздалось
рядом. — Я — джинн.
— Джинн? — не поверил Петров. — Какие в
волшебных лампах живут?
— Он самый, джинны не только в лампах
живут. В банках тоже встречаются.
Петров уставился на банку. Голос слышался
именно оттуда. На золотистой банке действительно крупно было написано: «GIN».
— Вот это да-а-а, — протянул Петров. —
Значит, я из банки джинна выпустил. Своим крученым.
Он почесал в затылке, а потом сказал:
— Эй ты, джинн! Ударь я послабее — сидеть
тебе в банке еще тысячу лет! Так что теперь ты должен исполнять мои желания.
Как это обычно бывает. Я в книжках читал.
— А я, вообще-то, никуда из своей банки не
собираюсь. Я уже сто лет как на заслуженном отдыхе, на пенсии. У нас, джиннов,
между прочим, пенсии тоже имеются, — ответил голос. — Мне и в банке неплохо —
тихо и спокойно было, пока ты меня не разбудил. У меня режим. Сейчас у меня по
расписанию послеобеденный сон. Так что ни на какие желания не рассчитывай.
— Ну, тогда я пошел, — сказал футболист. —
Мне домой пора. Там по телику футбол начинается.
— Э-э, нет, — ехидно ответил джинн. —
Никуда ты так просто не уйдешь. Я хоть и на пенсии, однако на общественных
началах за порядком слежу. А за тобой, Петров, я давно наблюдаю. Ты зачем у
первоклассника портфель с лестницы скинул?
— Финт отрабатывал, обманное движение. А
тут портфель ничейный на пути. Ну я и ударил, — покраснел футболист.
— А зачем апельсин из столовой прямо
завучу в кабинет закатил? — не отставал джинн.
— Так то был удар по восходящей, он только
в сторону ворот бывает. Попал… — гордо сказал футболист.
— Ты мне зубы не заговаривай. Апельсин у
второклассника со стола упал, пока тот кашу доедал. Так что пойдем домой
вместе. К родителям.
Петров посмотрел на банку. Та и впрямь
раскачивалась, словно брала разгон, чтобы покатиться к родителям.
Дома ни в коем случае не должны были знать
ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про банку. Вчера
Петрову было объявлено последнее предупреждение.
А дело было так. Тетя Тамара стояла на
кухне и борщ варила. Жарко, окно открыто. Борщ себе спокойно большой ложкой
мешала и радио слушала. А тут — плюх! — и весь борщ по сторонам. Капуста прямо
с люстры свисает, как лианы в джунглях, лук морковку по стене догоняет — просто
не заправка, а «Формула-1» какая-то! А еще у тети Тамары на стене календарь
висел, а на нем «Девочка с персиками». Только после такого салюта не девочка с
фруктами, а пират с овощами получился. Вместо глаза — луковица вареная, вместо
персиков — помидоры со свеклой. А картофелина прямо в радио шмякнула. Диктор аж
поперхнулся от неожиданности, закашлялся, а потом прощения попросил. За
«технические неполадки».
Тетя Тамара — та только отскочить успела.
Смотрит, а вместо борща мяч в кастрюле варится. Удар крученый был — мастерский,
профессиональный, только мяч почему-то направление перепутал. Не в ворота
полетел, а к тете Тамаре на кухню. Вот она к Петровым и пришла… прямо с
кастрюлей.
«И чем мне прикажете сегодня мужа
кормить?» — спрашивает тетя Тамара. А папа Петров: «Вы уж извините, в последний
раз это, обещаю». И сыну-футболисту желтую карточку показал. Сказал, мол, еще
одна такая карточка — и на месяц удалит с поля. Ни мячика, ни телевизора.
Петров с опаской посмотрел на банку:
— А может, не надо к родителям? Я больше
не буду банки пинать… Честное слово.
— Ну хорошо, — согласился джинн. И
замолчал.
«Уснул, наверное», — подумал Петров.
Он обошел банку стороной.
— Пронесло… — выдохнул Петров и торопливо
перешел дорогу.
На другой стороне, прямо у поребрика, он
увидел пустую пластиковую бутылку. Разбежался, замахнулся правой ногой и замер.
С этикетки — руки в боки — прямо на него выжидающе смотрел Добрыня Никитич.
Редактирование и конструирование предложений с деепричастными
оборотами (работа в группах). У каждой группы
раздаточный материал.
Задание.
Перед вами фрагмент из сочинения по картине «Вратарь». Найдите и исправьте
ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов (1 и 2 абзацы).
На заднем плане картины
видны очертания города, расположившись на фоне светло-голубого осеннего неба. Приметы
ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Передав
положительный настрой картины, художник использует яркие краски: оттенки
желтого, зеленого, красного, синего.
Погрузившись в
атмосферу жизни после войны, мастерство знаменитого художника позволяет
зрителям лучше понять картину. Радуясь и ощущая полноту жизни, сложное время
переживалось не так тяжело.
Картина
"Вратарь" позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей,
когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту
художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого
века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует
вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно
брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в
непривычную для нас школьную и спортивную форму.
IV.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Микрофон»
1)
Я понял(а), что если неправильно употреблять деепричастия в своей
речи, то окружающие будут считать тебя…
2)
Я запомнил(а), что при употреблении деепричастий в речи нужно быть
особенно…
V.
Домашнее задание.
1)
Повторить теоретические сведения о деепричастии;
2)
Выберите верные утверждения (работа с текстом, который разбирали
на уроке):
А) Походка у Петрова стала футбольная, потому что он больше всего
на свете любил футбол.
Б) На перемене ребята хватали портфели и держали крепко-крепко,
потому что боялись, что Петров выбросит их в окно.
В) Петров убежал от дежурных, потому что они заставили его убирать
за собой мусор.
Г) Петров считает, что Джин должен исполнять его желания, потому
что он так в книжках читал.
3) Ответьте на вопрос: «Почему дома ни в коем случае не должны
были знать ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про банку».
Ответ запишите 2-3 предложениями, используя деепричастия и деепричастные
обороты.
Список литературы:
1. Иванова
В.А. и др. Занимательно о русском языке : пособ. для учит. / В.А. Иванова, З.А.
Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л. : Просвещение, 1990.
2. Маркова Ю.
Футболист. Электронный ресурс. URL: http://www.kostyor.ru/archives/8-14/nouvel1.html
3. Русский
язык. 7 класс: I
полугодие: планы-конспекты уроков / И.М. Халабаджах. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015. – С. 123-124.
4. Шапиро
Н.А. Практикум для развития письменной речи учащихся 5-9 классов. Электронный
ресурс. URL: https://xn--j1amdg6b.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ED-13-012
Задание: прочитайте
текст, восстановите пропуски, выделите основную информацию.
______________________, что деепричастия,
обозначая добавочное действие, примыкают к _____________________, они
оказываются в полной зависимости от _______________. ____________________,
деепричастие может быть употреблено лишь в том случае, если выражаемое им
действие относится к тому же лицу или предмету, к _______________относится
действие сказуемого. ____________норма языка. _________________ А.П. Чехов в
одном из юмористических рассказов, иронизируя над малограмотностью пассажира,
приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и
глядя на природу в окно, у меня слетала шляпа». Юмор здесь_________________,
что действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к шляпе, а действия,
выраженные деепричастиями, - к_________________________.
______________создаётся впечатление, что шляпа сама подъезжала к станции, _____
же глядела в окно и слетела с головы.
Употребление независимого деепричастного
оборота (то есть не относящегося к подлежащему) в современном русском языке
считается нарушением литературной нормы.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха)
Задание: прочитайте
текст, восстановите пропуски, выделите основную информацию.
______________________, что деепричастия,
обозначая добавочное действие, примыкают к _____________________, они
оказываются в полной зависимости от _______________. ____________________,
деепричастие может быть употреблено лишь в том случае, если выражаемое им
действие относится к тому же лицу или предмету, к _______________относится
действие сказуемого. ____________норма языка. _________________ А.П. Чехов в
одном из юмористических рассказов, иронизируя над малограмотностью пассажира,
приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и
глядя на природу в окно, у меня слетала шляпа». Юмор здесь_________________,
что действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к шляпе, а действия,
выраженные деепричастиями, - к_________________________.
______________создаётся впечатление, что шляпа сама подъезжала к станции, _____
же глядела в окно и слетела с головы.
Употребление независимого деепричастного
оборота (то есть не относящегося к подлежащему) в современном русском языке
считается нарушением литературной нормы.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха)
Задание: прочитайте
текст, восстановите пропуски, выделите основную информацию.
______________________, что деепричастия,
обозначая добавочное действие, примыкают к _____________________, они
оказываются в полной зависимости от _______________. ____________________,
деепричастие может быть употреблено лишь в том случае, если выражаемое им
действие относится к тому же лицу или предмету, к _______________относится
действие сказуемого. ____________норма языка. _________________ А.П. Чехов в
одном из юмористических рассказов, иронизируя над малограмотностью пассажира,
приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и
глядя на природу в окно, у меня слетала шляпа». Юмор здесь_________________,
что действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к шляпе, а действия,
выраженные деепричастиями, - к_________________________.
______________создаётся впечатление, что шляпа сама подъезжала к станции, _____
же глядела в окно и слетела с головы.
Употребление независимого деепричастного
оборота (то есть не относящегося к подлежащему) в современном русском языке
считается нарушением литературной нормы.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха)
Задание: прочитайте
текст, найдите предложение с деепричастием или деепричастным оборотом, выделите
основное действие (глагол-сказуемое) и добавочное (деепричастие). Определите,
чем отличается текст про футбол Ю.Я. Яковлева от представленного ниже текста?
Переделайте выделенный фрагмент, используя деепричастия и деепричастные
обороты.
Петров больше всего на свете любил футбол.
Даже походка у Петрова стала футбольная. Ходил он подпрыгивая, или даже
приплясывая.
А если мяча рядом с Петровым не было,
например, в школе, то он футболил все, что попадалось ему на глаза. Отведет
ногу назад, замахнется — и бац! Левой удар с носка, правой — подъемом, потом
опять левой, потом опять правой.
На перемене ребята, завидев Петрова,
хватали портфели и держали крепко-крепко, а некоторые даже поднимали их над
головой, как спортсмены чемпионский кубок. Но были и те, кто не успевал схватить
с пола рюкзак или мешок с физкультурной формой. Тогда — по мешку удар
«шведкой», по рюкзаку — «щечкой». А вот по скомканной бумажке или по яблоку
обязательно «ножницами» — скрещенными в воздухе ногами. Объекты, получившие
порцию потенциальной энергии, летели, приземлялись, а потом снова получали от
Петрова эту самую энергию.
А сегодня на пути футболиста оказалась
корзина с мусором. Удар профессионала — и корзина подпрыгнула, выстрелив
фейерверком бумажек, мандариновой кожуры и яблочных огрызков. От дежурных
Петров убежал. Бегал он, как всякий футболист, быстро.
После уроков Петров отправился домой. Путь
его лежал через сквер — тихое место, где обычно прогуливались мамы с колясками,
а на скамейках беседовали бабушки и читали газеты дедушки.
Сегодня там было все как обычно — чирикали
воробьи и дремали на солнце коты, а на скамейках сидели все те же бабушки и
дедушки. У поребрика Петров увидел жестяную банку.
Футболист вмазал по банке, та подлетела и,
звонко грохоча, заскакала по асфальту. Футболист расцвел от удовольствия, как
«зенитовец», отобравший мяч у «спартаковца». Петров пнул банку еще раз, а потом
еще. Банка загремела по дороге, а вслед за ней ринулся довольный футболист.
Крученый удар правой — и го-о-ол!
Банка врезалась в колесо автомобиля. Воробьи
брызнули в стороны, а вороны возмущенно раскаркались. Машина прокричала пять
призывных мелодий и, не дождавшись хозяина, успокоилась.
Петров стремительно несся вперед. Удар по
восходящей отправил банку прямо к тетеньке с коляской. Та сделала обманный маневр
— продолжая качать коляску, резко ушла в сторону. Футболист ловко подкинул
банку носком, навес — и дремавший кот с ревом взвился в воздух, как пущенная
над фанатским сектором ракета. Ощетинясь, «ракета» зацепилась за дерево и
зашипела на банку, а вместе с ней и на футболиста.
Пушистая болонка, наоборот, рванула к
Петрову, как нападающий из команды противника. Но Петрову было не до кота и не
до болонки. Полностью захваченный футболом, он мчал мимо подпрыгивающих на
скамейках бабушек и дедушек с газетами. Бабушки охали, а дедушки возмущенно
смотрели из-под очков и качали головами.
Счастливый футболист вместе со своей
блестящей банкой пробежал почти весь сквер и остановился только на перекрестке.
Через дорогу был его дом. Последний удар — и банка отскочила от поребрика,
перевернулась в воздухе и… ударила футболисту прямо в лоб.
Петров замер как вкопанный. В глазах у
него потемнело, и замелькали серые звездочки — блестящие, как банка.
— Доигрался? — вдруг раздалось откуда-то.
— Кто это? — футболист удивленно
огляделся.
Вокруг никого не было.
— А кто бы ты думал? — снова раздалось
рядом. — Я — джинн.
— Джинн? — не поверил Петров. — Какие в
волшебных лампах живут?
— Он самый, джинны не только в лампах
живут. В банках тоже встречаются.
Петров уставился на банку. Голос слышался
именно оттуда. На золотистой банке действительно крупно было написано: «GIN».
— Вот это да-а-а, — протянул Петров. —
Значит, я из банки джинна выпустил. Своим крученым.
Он почесал в затылке, а потом сказал:
— Эй ты, джинн! Ударь я послабее — сидеть
тебе в банке еще тысячу лет! Так что теперь ты должен исполнять мои желания.
Как это обычно бывает. Я в книжках читал.
— А я, вообще-то, никуда из своей банки не
собираюсь. Я уже сто лет как на заслуженном отдыхе, на пенсии. У нас, джиннов,
между прочим, пенсии тоже имеются, — ответил голос. — Мне и в банке неплохо —
тихо и спокойно было, пока ты меня не разбудил. У меня режим. Сейчас у меня по
расписанию послеобеденный сон. Так что ни на какие желания не рассчитывай.
— Ну, тогда я пошел, — сказал футболист. —
Мне домой пора. Там по телику футбол начинается.
— Э-э, нет, — ехидно ответил джинн. —
Никуда ты так просто не уйдешь. Я хоть и на пенсии, однако на общественных
началах за порядком слежу. А за тобой, Петров, я давно наблюдаю. Ты зачем у
первоклассника портфель с лестницы скинул?
— Финт отрабатывал, обманное движение. А
тут портфель ничейный на пути. Ну я и ударил, — покраснел футболист.
— А зачем апельсин из столовой прямо
завучу в кабинет закатил? — не отставал джинн.
— Так то был удар по восходящей, он только
в сторону ворот бывает. Попал… — гордо сказал футболист.
— Ты мне зубы не заговаривай. Апельсин у
второклассника со стола упал, пока тот кашу доедал. Так что пойдем домой
вместе. К родителям.
Петров посмотрел на банку. Та и впрямь
раскачивалась, словно брала разгон, чтобы покатиться к родителям.
Дома ни в коем случае не должны были знать
ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про банку. Вчера
Петрову было объявлено последнее предупреждение.
А дело было так. Тетя Тамара стояла на
кухне и борщ варила. Жарко, окно открыто. Борщ себе спокойно большой ложкой
мешала и радио слушала. А тут — плюх! — и весь борщ по сторонам. Капуста прямо
с люстры свисает, как лианы в джунглях, лук морковку по стене догоняет — просто
не заправка, а «Формула-1» какая-то! А еще у тети Тамары на стене календарь
висел, а на нем «Девочка с персиками». Только после такого салюта не девочка с
фруктами, а пират с овощами получился. Вместо глаза — луковица вареная, вместо
персиков — помидоры со свеклой. А картофелина прямо в радио шмякнула. Диктор аж
поперхнулся от неожиданности, закашлялся, а потом прощения попросил. За
«технические неполадки».
Тетя Тамара — та только отскочить успела.
Смотрит, а вместо борща мяч в кастрюле варится. Удар крученый был — мастерский,
профессиональный, только мяч почему-то направление перепутал. Не в ворота
полетел, а к тете Тамаре на кухню. Вот она к Петровым и пришла… прямо с
кастрюлей.
«И чем мне прикажете сегодня мужа
кормить?» — спрашивает тетя Тамара. А папа Петров: «Вы уж извините, в последний
раз это, обещаю». И сыну-футболисту желтую карточку показал. Сказал, мол, еще
одна такая карточка — и на месяц удалит с поля. Ни мячика, ни телевизора.
Петров с опаской посмотрел на банку:
— А может, не надо к родителям? Я больше
не буду банки пинать… Честное слово.
— Ну хорошо, — согласился джинн. И
замолчал.
«Уснул, наверное», — подумал Петров.
Он обошел банку стороной.
— Пронесло… — выдохнул Петров и торопливо
перешел дорогу.
На другой стороне, прямо у поребрика, он
увидел пустую пластиковую бутылку. Разбежался, замахнулся правой ногой и замер.
С этикетки — руки в боки — прямо на него выжидающе смотрел Добрыня Никитич.
Задание.
Перед вами фрагмент из сочинения по картине «Вратарь». Найдите и исправьте
ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов (1 и 2 абзацы).
На заднем плане картины
видны очертания города, расположившись на фоне светло-голубого осеннего неба. Приметы
ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Передав
положительный настрой картины, художник использует яркие краски: оттенки
желтого, зеленого, красного, синего.
Погрузившись в
атмосферу жизни после войны, мастерство знаменитого художника позволяет
зрителям лучше понять картину. Радуясь и ощущая полноту жизни, сложное время
переживалось не так тяжело.
Картина
"Вратарь" позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей,
когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту
художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого
века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует
вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно
брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в
непривычную для нас школьную и спортивную форму.
Задание.
Перед вами фрагмент из сочинения по картине «Вратарь». Найдите и исправьте
ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов (1 и 2 абзацы).
На заднем плане картины
видны очертания города, расположившись на фоне светло-голубого осеннего неба.
Приметы ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Передав
положительный настрой картины, художник использует яркие краски: оттенки
желтого, зеленого, красного, синего.
Погрузившись в
атмосферу жизни после войны, мастерство знаменитого художника позволяет
зрителям лучше понять картину. Радуясь и ощущая полноту жизни, сложное время
переживалось не так тяжело.
Картина
"Вратарь" позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей,
когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту
художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого
века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует
вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно
брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в
непривычную для нас школьную и спортивную форму.
Задание.
Перед вами фрагмент из сочинения по картине «Вратарь». Найдите и исправьте
ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов (1 и 2 абзацы).
На заднем плане картины
видны очертания города, расположившись на фоне светло-голубого осеннего неба.
Приметы ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Передав
положительный настрой картины, художник использует яркие краски: оттенки
желтого, зеленого, красного, синего.
Погрузившись в
атмосферу жизни после войны, мастерство знаменитого художника позволяет
зрителям лучше понять картину. Радуясь и ощущая полноту жизни, сложное время
переживалось не так тяжело.
Картина
"Вратарь" позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей,
когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту
художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого
века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует
вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно
брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в
непривычную для нас школьную и спортивную форму.
Домашнее задание.
1)
Повторить теоретические сведения о деепричастии;
2)
Выберите верные утверждения (работа с текстом, который разбирали
на уроке):
А) Походка у Петрова стала
футбольная, потому что он больше всего на свете любил футбол.
Б) На перемене ребята хватали
портфели и держали крепко-крепко, потому что боялись, что Петров выбросит их в
окно.
В) Петров убежал от дежурных,
потому что они заставили его убирать за собой мусор.
Г) Петров считает, что Джин
должен исполнять его желания, потому что он так в книжках читал.
3) Ответьте на вопрос: «Почему дома ни в коем случае не должны
были знать ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про
банку». Ответ запишите 2-3 предложениями, используя деепричастия и
деепричастные обороты.
Домашнее задание.
1)
Повторить теоретические сведения о деепричастии;
2)
Выберите верные утверждения (работа с текстом, который разбирали
на уроке):
А) Походка у Петрова стала
футбольная, потому что он больше всего на свете любил футбол.
Б) На перемене ребята хватали
портфели и держали крепко-крепко, потому что боялись, что Петров выбросит их в
окно.
В) Петров убежал от дежурных,
потому что они заставили его убирать за собой мусор.
Г) Петров считает, что Джин
должен исполнять его желания, потому что он так в книжках читал.
3) Ответьте на вопрос: «Почему дома ни в коем случае не должны
были знать ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про
банку». Ответ запишите 2-3 предложениями, используя деепричастия и
деепричастные обороты.
Домашнее задание.
1)
Повторить теоретические сведения о деепричастии;
2)
Выберите верные утверждения (работа с текстом, который разбирали
на уроке):
А) Походка у Петрова стала футбольная,
потому что он больше всего на свете любил футбол.
Б) На перемене ребята хватали
портфели и держали крепко-крепко, потому что боялись, что Петров выбросит их в
окно.
В) Петров убежал от дежурных,
потому что они заставили его убирать за собой мусор.
Г) Петров считает, что Джин
должен исполнять его желания, потому что он так в книжках читал.
3) Ответьте на вопрос: «Почему дома ни в коем случае не должны
были знать ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про
банку». Ответ запишите 2-3 предложениями, используя деепричастия и
деепричастные обороты.
Домашнее задание.
1)
Повторить теоретические сведения о деепричастии;
2)
Выберите верные утверждения (работа с текстом, который разбирали
на уроке):
А) Походка у Петрова стала футбольная,
потому что он больше всего на свете любил футбол.
Б) На перемене ребята хватали
портфели и держали крепко-крепко, потому что боялись, что Петров выбросит их в
окно.
В) Петров убежал от дежурных,
потому что они заставили его убирать за собой мусор.
Г) Петров считает, что Джин
должен исполнять его желания, потому что он так в книжках читал.
3) Ответьте на вопрос: «Почему дома ни в коем случае не должны
были знать ни про портфели, ни про мешки, ни про апельсины с яблоками, ни про
банку». Ответ запишите 2-3 предложениями, используя деепричастия и
деепричастные обороты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.