Инфоурок Литература Другие методич. материалыКонспект урока и презентация "Имя прилагательное"

Конспект урока и презентация "Имя прилагательное"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ имя прилагательное.ppt

Скачать материал "Конспект урока и презентация "Имя прилагательное""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Имя прилагательное как часть речи

    1 слайд

    Имя прилагательное как часть речи

  • Происхождение словаМногие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не явл...

    2 слайд

    Происхождение слова
    Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – «эпитет». Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное».

  • Определяю я предметы,Они со мной всегда приметны.Я украшаю Вашу речь,Меня...

    3 слайд

    Определяю я предметы,
    Они со мной всегда приметны.
    Я украшаю Вашу речь,
    Меня Вам нужно знать, беречь!

  • Грамматическое значение имени прилагательногоВставьте на месте пропусков имен...

    4 слайд

    Грамматическое значение имени прилагательного
    Вставьте на месте пропусков имена прилагательные. Назовите автора и произведение.
    Улыбнулись …… берёзки,
    Растрепали …… косы,
    Шелестят …… серёжки,
    И горят ………… росы.

    Какую роль играют прилагательные в произведении?
    сонные
    шёлковые
    зелёные
    серебряные
    Являются эпитетами

  • Просклоняйте словосочетания1. Роса жемчужная.2. Озеро серебряное.

    5 слайд


    Просклоняйте словосочетания

    1. Роса жемчужная.

    2. Озеро серебряное.


  • ПРОВЕРЬ СЕБЯИ.п. роса жемчужная, озеро серебряное.
Р.п. росы жемчужной, озера...

    6 слайд

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ
    И.п. роса жемчужная, озеро серебряное.
    Р.п. росы жемчужной, озера серебряного.
    Д.п. росе жемчужной, озеру серебряному.
    В.п. росу жемчужную, озеро серебряное.
    Т.п. росой жемчужной, озером серебряным.
    П.п о росе жемчужной, об озере серебряном.

  • Морфологические признаки имени прилагательногоЗапишите текст, раскрывая скобк...

    7 слайд

    Морфологические признаки имени прилагательного
    Запишите текст, раскрывая скобки.
    1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.
    Как изменяются имена прилагательные?
    Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?Имя прилагательное пом...

    8 слайд

    Имя прилагательное отвечает на вопросы
    КАКОЙ? ЧЕЙ?


    Имя прилагательное
    помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.

    Обозначает признак предмета

  • По свойствам и качествам предмета мы можем понять, о ком или о чём идёт речьО...

    9 слайд

    По свойствам и качествам предмета мы можем понять, о ком или о чём идёт речь
    Огромный, тёмно - серый, толстокожий, толстоногий.

  • А кругом   р…са  ж…мчужнаяОтливала блёстки алые,И над оз…ром серебрянымКам...

    10 слайд

    А кругом р…са ж…мчужная
    Отливала блёстки алые,
    И над оз…ром серебряным
    Камыши, склонясь, ш…пталися.

  • А кругом   роса  жемчужнаяОтливала блёстки алые,И над озером серебрянымКа...

    11 слайд

    А кругом роса жемчужная
    Отливала блёстки алые,
    И над озером серебряным
    Камыши, склонясь, шепталися.

  • Эпитет – образное определение.роса  жемчужнаяблёстки алые, озером серебр...

    12 слайд

    Эпитет – образное определение.


    роса жемчужная
    блёстки алые,
    озером серебряным



  • Из истории слов.В древнерусском языке слово красный означало только красивый:...

    13 слайд

    Из истории слов.
    В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко.
    Вспомним пословицу: «Весна красна цветами, а осень - плодами».
    Красную краску называли словом БАГР.
    Багровым называют густой красный цвет, а багряным- яркий, чистый красный цвет.
    Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».
    А вот у Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.»

  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

    14 слайд

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИПрилагательные изменяются 
ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМ
и в еди...

    15 слайд

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
    Прилагательные изменяются
    ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМ
    и в единственном числе по РОДАМ

  • Синтаксическая роль Мы ж…вём на красивой планете Земля. Красота нашей Зем...

    16 слайд

    Синтаксическая роль
    Мы ж…вём на красивой планете Земля.


     Красота нашей Земли хру…кая и уязвимая.

  • Мы живём  на красивой планете Земля.Красота нашей Земли хрупкая  и уязвимая.

    17 слайд

    Мы живём на красивой планете Земля.
    Красота нашей Земли хрупкая и уязвимая.

  • Синтаксическая рольИмя прилагательное 
в предложении является определением ил...

    18 слайд

    Синтаксическая роль
    Имя прилагательное
    в предложении является определением или сказуемым

  • Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов». Задание - различить данные прила...

    19 слайд

    Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов». Задание - различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.
    Праздный подарок
    Праздничный стакан
    Понятный мальчик
    Понятливый завод
    Стекольный костюм
    Стеклянный щенок
    Памятный вопрос
    Памятливый зевака

  • 1. На какие вопросы отвечает прилагательное?А) Что делать? Что сделать?Б) К...

    20 слайд

    1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
    А) Что делать? Что сделать?
    Б) Какой? Чей?
    В) Когда? Где?
    2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное?
    А) С наречием
    Б) С местоимением
    В) С имением существительным
    3. Что обозначает прилагательное?
    A) Предмет
    Б) Признак предмета
    B) Действие предмета
    4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное?
    А) Подлежащим
    Б) Определением
    В) Сказуемым

  • Домашнее задание:Упр. 100,102.

    21 слайд

    Домашнее задание:
    Упр. 100,102.

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ имя прилагательное повтор.doc

План-конспект

урока русского языка в 5 классе.

Имя прилагательное. Повторение.

 

Цель: привить учащимся интерес к изучению русского языка; сформировать у них желание

          самостоятельно заниматься языком; развивать орфографическую зоркость, образную речь,

          воспитывать культуру речи.

  Знать: понятие имя прилага­тельное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь: распознавать прилага­тельные среди других частей речи; определять значение и мор­фологические признаки прилага­тельных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания сущест­вительного и прилагательного

                                                                                                                           

                                                                                  Ход урока:

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я  украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

1.Вступительное слово:-

 Сегодня на уроке мы будем повторять  полюбившуюся вам часть речи – им. прилага-

тельное. Уже в самом названии этой части речи содержится намек на то, что это слово

должно к чему-то « прилагаться»,присоединяться.

Нас всюду сопровождают вопросы, ведь нам хочется побольше узнать о предметах. Что же это за вопросы?(какой? какая? какие?чей?)Отвечая на эти вопросы мы называем   имена прилагательные.

Дать определение им.прилаг.

Имя прилагательное отвечает на вопросы  КАКОЙ? ЧЕЙ?
Имя прилагательное  помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.
Обозначает признак предмета

 

2.Работа с текстом.

Просклоняйте словосочетания

1. Роса жемчужная.
2. Озеро серебряное.

 

2.1. Запишите текст, раскрывая скобки.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок.  3. В (тенистый)  аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

 

                2.2. Запишите текст

                                А кругом р_са  ж_емчужная           

                                Отл_вала блестки алые(,)                                                           

                                И над оз_ром серебряным              

                                К_мыши, склонясь, ш_пталися.

                                                                          С.Есенин.

Как мы видим, писатели и поэты часто используют в своих произведениях им.прилагательные.

С их помощью авторы более точно, более красочно, более ярко описывают предметы и явления.

А теперь подумаем, по каким признакам можно давать характеристику предметам?

(по величине,цвету,форме,весу,месту,материалу,времени,вкусу,цене,возрасту,внешнему виду, внутренним качествам…)

 

    а)Художественные средства.(Эпитет-это художественное отпределение предмета или

явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему):

роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.

Найдите эпитеты в тексте  Упр.98.

     б)Придумать синонимы к слову алый.

Вспомните, что наз.синонимами?

(Слова  одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Алый, красный, багряный, багровый, пунцовый, кумачовый.

     в)Из истории слов. В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна  девица, красно солнышко.

Вспомним пословицу: «Весна красна цветами, а осень - плодами».

 

Красную краску называли словом БАГР.

Багровым называют густой красный цвет, а багряным- яркий, чистый красный цвет.

Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».

А вот у Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.»

     г)Вспомним орфограмму «Правописание безуд. гл. в корне слова».Вставим пропущенные буквы, объясним их написание. Упр. 101

3.Словарная диктовка с комментированием (Правописание гласных в падежных окончаниях прилагат.). Определить число, род и падеж прилаг., объяснить гласные в падежных окончаниях прилаг. :

Упр. 107

4. Синтаксическая роль
Мы ж…вём на красивой планете Земля.
 Красота нашей Земли хру…кая и уязвимая.

 

             5.Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов». Задание - различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.

                                Праздный                    подарок

                                Праздничный              стакан

                                Понятный                    мальчик

                                Понятливый                завод

                                Стекольный                 костюм

                                Стеклянный                 щенок

                                Памятный                    вопрос

                                Памятливый                зевака

               6.Тренировочные упражнения.

             Маленькое дело лучше большого безделья.

                                      Что это за предложение?(пословица)

                                       Как вы понимаете смысл пословицы?

                                       Морфологический разбор прил.маленькое

1.      Маленькое - прилаг.Дело(какое?)маленькое

2.      Н.Ф.-маленький, в ед.ч.,ср.р.,им.п.

3.      Дело(какое?)маленькое –опред.

Упр.103

 

  7.ИТОГ:    1.Какую часть речи мы сегодня повторили?

                    2.С чем и как она согласуется?

                    3.Как изменяется им.прилагательное?(полное и краткое)

                    4.Как определить окончание прилагательного?

                    5.Какими членами предложения бывают прилагательные?

  8.Задание на дом: Упр. 100,102.

УСТНО  упр. 106)                               

 

        

.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока и презентация "Имя прилагательное""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: привить учащимся интерес к изучению русского языка; сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком; развивать орфографическую зоркость, образную речь, воспитывать культуру речи.Знать: понятие имя прилага тельное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных. Уметь: распознавать прилага тельные среди других частей речи; определять значение и мор фологические признаки прилага тельных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания сущест вительного и прилагательного

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.02.2020 465
    • RAR 343.6 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новгородская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75495
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе