Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока географии в 5 классе "Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"

Конспект урока географии в 5 классе "Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.doc

 Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

 

Цель урока: продолжить формирование знаний об оболочке «литосфера» и представлений о причинах разнообразия строения Земной коры.

 

Ход урока:

                  I.                        Организационный момент.

Сегодня мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и удивительным миром ее недр

Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?

 

                II.                        Актуализация знаний.

Космонавты говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что вода покрывает 71% её площади.

Фронтальный опрос:

1.                 О чём или о ком идет речь?

2.                 Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

3.                 Какие оболочки Земли вы знаете?

4.                 Оболочки взаимодействуют между собой?

5.                  На прошлых уроках мы изучали внутреннее строение земли и разнообразие горных пород. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест в маршрутном листе.

 

6.                 Из каких слоев состоит Земля?

7.                 Что такое мантия, ядро, земная кора?

8.                 Какие вам известны горные породы?

9.                 Как образуются магматические, осадочные, метаморфические горные породы?

 

Загадки о полезных ископаемых

 

1. Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)

 

2. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

 

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

 

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

 

6. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мелом)

 

7. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (соль)

 

8. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

9. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

 

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…


 

           III.                        Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но ядра не от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность – Ура!

 

Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли.

 

Поэтому тема урока?

«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли».

 

Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.

Что нам предстоит сегодня узнать?

 

 

План.

1)                Дать характеристику каменной оболочки Земли.

2)                Рассмотреть строение земной коры.

3)                Выяснить свойства земной коры.

 

 

Обучающиеся сами формулируют цели урока.

- сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь. 

-  понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах

 

 

Итог этапа:Все молодцы.

 

 

 

IV.            Изучение нового материала

 

Вспомните, с чем мы сравнивали земную кору?  А скажите, что такое земная кора? Из чего она состоит?

 

Я предлагаю вам записать в маршрутный лист понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

 

Как вы думаете, земная кора везде одинакова? Выскажите ваши предположения.

 

Маршрутный лист- задание № 3

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

Земная кора

 

Континентальная

Океаническая

Толщина

от 35 – 40км под равнинами,

 до 75 км в горах

От 0,5  - 12 км под океанами

Состав

3 слоя:

Осадочный

слой гранита

слой базальта

2 слоя:

Осадочный

слой базальта

 

Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте задания друг у друга.

 

Работа с презентацией слайд  9 .

Беседа о различиях в составе океанической и континентальной земной корой.

 

Вывод! Земная кора разная под материками и океанами.

 

Итак, мы выяснили особенности земной коры. Но сегодня мы еще должны узнать что-то новое. О чем пойдет речь , вы узнаете разгадав ребус в маршрутном листе.

 

Что такое литосфера?

Обратимся к основному источнику информации – учебнику.

Организация работы с учебником.

Запишите понятие в маршрутный лист из учебника с. 86

 

12-  слайд состав литосферы

 

Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет?

Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Видео

 

Для вас есть интересное задание в контурной карте. Используя рисунок 69 учебника на с . 87 подписать литосферные плиты  в контурной карте.

 Цель: изучить расположение литосферных плит на поверхности земли

Вывод!

Слайд 13  - спрогнозируйте, пользуясь данной картой, какие плиты будут расходиться в разные стороны, а какие сталкиваться?

 

Первичное закрепление.

 

Выполнить задания 5 и 6 в маршрутном листе

 

Домашнее задание. § 22, с 87 вопросы 3,4

 

Рефлексия.

1.      Что нового на уроке вы узнали?

2.      Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

3.      Что вызвало у вас наибольший интерес?

 

Оценки за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока географии в 5 классе "Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Маршрутный лист.doc

Маршрутный лист

 

Фамилия, имя _______________________________

Тема урока. «______________________________________________________________________».

 

№1

Записать понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

 

Земная кора –  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№2

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

 

Земная кора

 

Материковая

Океаническая

Толщина

 

 

 

 

Состав

_____ слоя:

 

 

 

 

 

____ слоя:

 

 

Описание: Мвршрутный лист к уроку Земная кора - верхняя часть литосферы

№3

Ответ:____________

 

 

 

 

 

 

 

№4

Запишите понятие из учебника с. 86

 

Литосфера – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Литосферные плиты, у которых есть только океаническая земная кора

Литосферные плиты, у которых есть и океаническая земная кора, и континентальная

 

 

 

 

№5

Используя рисунок 69 на странице 87 запишите названия плит в таблицу.

 

 

 

№6

Заполните схему недостающими словами

 

Описание: Мвршрутный лист к уроку Земная кора - верхняя часть литосферы

 

 

 


Тест

 

·                    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока географии в 5 классе "Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.doc

Технологическая карта

урока географии в 5 классе на тему:

 «Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли»

Предмет: география

Класс: 5

Учитель: Кибардина Л.А.

Тема урока: «Земная кора и литосфера –каменные оболочки Земли» (урок № 26 в теме «Земная кора»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2015 г. География.  Землеведение.

Цель: сформировать представление о различиях строения земной коры на материках и под океанами, деление литосферы на литосферные плиты.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с типами земной коры, с движением литосферных плит (движение и расхождения) и выявления процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.  

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой . Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

 Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание строения земной коры, изучение расположения литосферных плит 

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о типах земной коры,   делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

Целеполагание и мотивация

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

 

Высказывают предположения на поставленные вопросы). Формулируют название темы урока, целей

4 мин

3

Изучение нового материала

1. Объясните (учебник стр.84-87):

- О каких типах земной коры вы узнаете?

- Почему литосферные  способны перемещаться?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)

 

Подводит к выводу:

Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

 

 

 

2.Демонстрирует ЭОР (Слайд 2)

 

 

 

 

 

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность(П)

 

 

 

 

Предлагают свои варианты  изменения границ литосферных плит в следствие их движения. (К,Р)

 

 

 

Просматривают крупные литосферные плиты и границы их раздвижения и столкновения (П).

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

1мин

4

Практикум

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

 

Организует работу в группах:

-Используя рисунок 69 и физическую карту полушарий,  назвать литосферные плиты, располагающиеся под океанами)

 

Организует работу с текстом и отбор основных идей.

 

 

Демонстрирует слайды с изображением границ литосферных плит.

 

 

 

 

 

Учащиеся разбиваются на три группы (Атлантический, Тихий, Индийский океаны) (К).

 

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П)

 

Озвучивают результаты, полученные в ходе исследования  (П), поясняя своё отношение к  изменению  к внешнему облику Земли, в результате движения литосферных плит (Л). Обмениваются полученной  информацией (К)

9мин

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах  современной карты  покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький,  и т.д.)

Играют,демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 мин

5

Закрепление

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

- Какие вы знаете типы земной коры?

- В чем их отличия?

- Что такое литосферные плиты?

 

2.Подводит итог:

вставьте пропущенные слова: 

Твердая оболочка земли состоящая из земной _________

и верхней части _____________

называется _________________

 

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей(Р).

 

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

6 мин

6

Итог урока     (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/зп.22, Вопросы с.87  №1-6.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске(Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока географии в 5 классе "Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли""

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 1584
    • RAR 461.2 кбайт
    • 129 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лемишева Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лемишева Тамара Владимировна
    Лемишева Тамара Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72665
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек