Урок физики 7 класс
Тема урока:Архимедова сила. Закон Архимеда.
Учебно-воспитательные задачи:
1.
Образовательные:Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу,
выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объёма, на
основе закона Паскаля. Продолжить формирование умений и находить
равнодействующую двух сил, прменять закон Паскаля для объяснеия действия
жидкости на погруженное тело, применять формулу для расчёта давления внутри
жидкости, сравнивать давления жидкостей и газов на тела, находящиеся в них.
В целях формирования
научного мировозрения учащихся показать роль физического эксперимента в
физике. Раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: подвижность
частиц жидкости – передача давления жидкостью – давления на верхнюю и нижнюю
грани бруска – архимедова сила.
2.
Развивающие:Применять полученные знания и умело применять формулу для определения
давления, умело выполнять вычислительные навыки; развивать логическое мышление
и исследовать правильность полученного результата;
3. Воспитательные:В воспитательных целях
познакомить учащихся с практическим применением закона в технике и для
повышения интереса к изучаемому материалу, осветить роль Архимеда в физике.
Тип урока: Урок
изучения нового материала.
Методы преподавания: Диалог- беседа. Демонстрация опыта. Фронтальный эксперимент. Чтение
стихов. Зарисовки и записи на доске и в тетрадях. Наблюдение опытов.
Выдвижение и рассуждение гипотезы и её экспериментальная проверка.
Оборудования, наглядные пособия: Аквариум, сосуд с водой, ведерко Архимеда, весы, магнитная доска с
магнитами, портрет Архимеда, книга Е.Ефимовского «След колесницы», таблицы,
динамометры, гири , бумажные стрелки, учебное пособие, сборник задач; ЭУ-7.
Ход
урока:
І-организационный момент:
а) приветствие;
б) проверка
посещаемости учащихся (дежурство по классу);
в)
подготовка учащихся к восприятию новых знаний, ознакомить учащихся с
целью
и задачами урока;
ІІ. Содержание темы:
1.
Изучение нового материала.
а) Обнаружение действия
выталкивающей силы.
б) Использование закона
Паскаля для объяснения действия архимедовой силы.
в) Историческая справка об
Архимеде в стихах.
г) Зависимость
архимедовой силы от плотности жидкости и объёма тела.
д) Вывод формулы
архимедовой силы.
е) Объяснение опыта,
подтверждающего равенство архимедовой силы весу вытесненной
жидкости.
2.
Примеры использования закона Архимеда.
Оформление доски
Тема
урока: Архимедова сила. Закон Архимеда.
Стихи
об Архимеде:
СИРАКУЗЫ.
ІІІ век до нашей эры.
Жил в Сиракузах мудре
Архимед. не обут и не одет......
Был другом царя
Гиерона. А народ кричал
вослед:
Какой для царя самый важный
предмет? - Что случилось, Архимед?
Вы догадались –
корона! Может быть,
землетрясенье?
Захотелось
Гиерону Или
в городе пожар? -
Сделать новую
корону
Всполошилсят весь базар!
Золота отмерил
строго. Закрывали
лавки даже!
Взял не мало и не много
- Шум, и крики, и
смятенье!
Сколько нужно - в самый раз. Он
помчался мимо стражи.
Ювелиру дал
заказ. – ЭВРИКА!
Нашел решенье!
Через месяц
Гиерону Во дворец
примчался он: -
Ювелир прнес
корону. я придумал
Гиерон!
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает....
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь,
(если совесть не иметь)....
И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он А рхимеда .....
Началась у них беседа.
Гиерон: Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед: Чистым золотом сверкает.
Гиерон: Но ты знаешь, всё
бывает!
И добавить серебро
можно к золоту хитро.
И того и хуже медь,
Сомневаться стал я что – то:
честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить ....
И задумался ученый.
Что известно? ВЕС короны.
Ну а как найти ОБЪЁМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды в ванне моясь,
погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода -
догадался он тогда,
как найти ОБЪЁМ короны,
и помчался к Гиерону
Ждал римлян настоящий ад
На море и на суше.
Машины топят, бьют, крушат!
Стреляют, валят, рушат!
Идут пентеры- римский флот,
Но Архимед пускает в ход
Железный клюв и крючья –
Пентеру в воздухе несет
С размаху бьет о кручи!
Мелькают бревна – рячаги,
Как великанов руки.
-
Здесь Архимед! – кричат враги.
Архимед погиб от
рук врага в 212 г. до н.э.
Ученый думал о
своем ....
Искал в то время
Архимед
Закон движения
планет.
Решение задачи:
p1 = g ρж һ1p2 = g
ρж һ2
FA = F2 – F1
F1 = ρ1
S F2 = ρ2 S FA
= g ρж һ2S-
gρж һ1S=
g ρж S(h2 – h1),
F1 = g ρж һ1SF2 = g ρж һ2Sh2 – h1
= Н
FA = g ρж SH
Поскольку SH = Vт, то FA = g ρжVт
ρж Vт = mж, FA = g mж
g mж = Рж FA = Pж
F2F1; F2 –
F1 = FA – архимедова сила
Һ1
Һ2
III. Подведение итогов урока: Выставление учащимся соответствующих оценок.
IV. Задание на дом: §44; просмотреть прорешённые задачи из упр. 25 (1-3);
ответить на вопросы в конце §42.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.