Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов"

Конспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов"

Скачать материал

Конспект урока биологии в  5 классе

27 февраля 2016 года

Учитель: Дрогунова Татьяна Федоровна

Урок проведен в рамках методического дня школы

 

Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.

 

Цели урока:

Обучающая: сформировать у учащихся понятие о воде, как необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов, растворителе веществ; об испарении воды листьями как способе охлаждаться.

Развивающая: научить анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением организмов и способами добывать и сохранять воду.

Воспитывающая: объяснять необходимость охранять воду и экономно использовать в быту.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

-доказывать важность воды для жизни организмов;

-анализировать результаты проведенных демонстрационных опытов, делать выводы;

-планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований;

-участвовать в оценке отчетов одноклассников о проведенных опытах;

-объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке.

 

УУД, формируемые на уроке:

предметные: уметь давать определения понятиям. Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы.

личностные: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

регулятивные:

планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных наблюдений. Оценивать отчеты одноклассников о проведенном опыте

коммуникативные:

уметь слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, учиться выступать перед аудиторией.

Основные термины и понятия, используемые на уроке: вода, растворение веществ, опыт, испарение воды, охлаждение тела, охрана воды.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала

 

Опорная схема урока

Вода - необходимое условие жизни

Входит в состав живых организмов Растворяет необходимые для жизни и вредные для организма вещества Охлаждает живые организмы пи испарении
Приспособленность организмов к добыванию и сохранению воды ,Охрана воды,Экономия воды ,Вода – источник жизни на Земле
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

 

Оборудование: семена пшеницы, клубень картофеля, пробирка, спиртовка, держатель, нож, бумажная салфетка, 3 вида кактусов, презентация «сообщество пустыни»

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

       I.            Организаци-онный момент.

Мотивация.

 

Учитель: Ребята, сегодня для урока нам необходимы как всегда - учебник, тетрадь,  письменные принадлежности.

У меня на столе лабораторное оборудование

Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. Это вещество самое распространенное на Земле. Каждое живое существо нуждается в нем, а человек  без него проживет несколько суток. О каком веществе идет речь?

 

  

Приготавливают все необходимое к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют, что это вещество – вода.

 

    II.            Постановка учебной задачи

Ребята, предлагаю рассмотреть в учебнике рисунок 59, страница 70 и ответить на вопрос:

-Можно ли жить без воды?

Выберите из него 3 картинки, которые кажутся вам интересными, и придумайте к каждой из них такое название, чтобы в нем было слово вода.

Ребята, мы должны сегодня найти ответы на вопросы:

-Какое значение имеет вода в жизнедеятельности живых организмов?

-Как приспособились живые организмы добывать и сохранять воду?

-Как люди должны относиться к воде, понимая, что она источник жизни?

 

Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что нам поможет получить ответы на поставленные вопросы?

 

 

 

Учащиеся осмысливают картинки и делают выводы:

-Вода - среда обитания для живых организмов;

-животные на водопое;

-пустыня без воды лишена жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока.

Высказывают свои предположения (опыты)

 III.            Демонстрационный опыт: «Вода - составная часть всех живых организмов»

Учитель демонстрирует Опыт 1.

Нагревает сухие семена в пробирке над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются капли воды.

Вопросы: 1)Откуда взялась вода на стенках пробирки?

2)Для чего нужна вода семенам?

Опят2. Кусочек клубня картофеля кладется между листами бумажной салфетки и слегка прижимается.

Вопросы:

1)Почему салфетка стала мокрой?

2)Для чего нужна клубню вода?

Опыт 3.

Ребята, а сейчас проведем наблюдение за своим организмом.

Сядьте спокойно, не разговаривайте и проверьте, будет ли под языком набираться слюна?

Вопрос:

Для чего в ротовой полости человека вырабатывается жидкая слюна?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самонаблюдение за своим организмом.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Делают выводы.

IV.            Беседа «Вода раствори-тель веществ, необходи-мых для организма и вредных для него»

Учитель предлагает выполнить задание, предлагаемые в тексте параграфа.

1)    Сок винограда на вкус…

2)    Растения всасывают из почвы растворенные в ней…

3)    Слезы и пот на вкус…

Учитель: Каким свойством воды можно объяснить эти жизненные процессы у живых организмов?

Работа с учебником страница 71, привлекают свой жизненный опыт.

 

(сладкий, кисло-сладкий)

 

(минеральные соли)

 

 

(соленые)

Учащиеся высказывают предположения.

   V.            Обобщение материала.Выводы

 Учитель: Ребята, что же вы узнали при помощи опытов и самонаблюдения о роли воды в жизни живых организмов?

Предлагается самостоятельно в паре сформулировать вывод на поставленный вопрос и записать в тетрадь.

Учитель: Сравните свой вывод с выводом  параграфе и корректируйте,  если есть необходимость.

Учитель: Вода входит в состав живых организмов на Земле. В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества.

 

Работа в парах. Учащиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь.

 

 

 

Учащиеся зачитывают сформулированные выводы.

Учащиеся изучают вывод в параграфе на странице 71,сравнивают, корректируют.

VI.            Физкультур-ная минутка              

 

 

 

 Учитель: Ребята, вы хорошо работали и немного устали Предлагаю восстановить работоспособность.

Все встали, приняли удобное положение и вместе со мной выполняем комплекс упражнений.

1)»Черепаха»- наклоны головы вперед- назад.

2)»Маятник»- наклоны головы влево-вправо.

3)»Весы»- левое плечо вверх  правое вниз. Поменяли положение рук.

4)»Тянемся потянемся»- руки вверх, вытягиваем позвоночник.

5)»С носка на пятку»- попеременно становимся на носки, на пятки.

Молодцы! Садитесь. Продолжим урок.

 

Учащиеся выполняют комплекс упражнений вместе с учителем.

(6-8 повторов)

VII.            Мотивация учащихся на проведение домашнего опыта «Испарение воды листьями растения».

Учитель: А еще одно значение воды вы узнаете, когда проведете опыт в домашних условиях.

Учитель проводит инструктаж по проведению опыта: « Испарение воды листьями».

 

Учащиеся рассматривают рисунок 62 на странице 72, изучают календарь наблюдений, задают вопросы учителю.

 

 

 

VIII.            Беседа «Приспо-

бления живых организмов к добыванию и сохране-нию воды.

Учитель обращает внимание учащихся на стоящие на столе кактусы. Ребята, на примере этих причудливых растений давайте выясним :

1)Как кактусы добывают воду?

2)Как в засушливое время они ее сохраняют?

На экране демонстрируется кадр презентации «Сообщество пустыни. Кактусы».

Учитель привлекает внимание учащихся к следующему кадру загадкой: »Какое животное называют кораблем в пустыне?»

Демонстрируется кадр с изображением верблюда.

Вопрос:

1)Как верблюд добывает и  сохраняет влагу?

Учитель делает обобщение беседы: всем организмам для жизни нужна вода. Растения поглощают воду из почвы, животные и человек получают воду с пищей и питьем.

 

Учащиеся рассматривают живые растения и кактусы на кадре, выдвигают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения.

IX.            Беседа «Охрана воды- условие сохранения жизни».

Учитель: скажите, ребята, а достаточно ли на Земле чистой воды пригодной для питья?

 

 

Учитель: чем загрязняется природная вода?

В результате обсуждения , учитель подводит учащихся к пониманию охраны и экономии воды. Мотивирует учащихся на аналитическую работу дом.

Учитель: понаблюдайте, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?

Учащиеся высказывают предположения о загрязнение природной воды в результате деятельности человека.

 

Предположения учащихся.

   X.            Рефлексия

Учитель предлагает учащимся  еще раз прочитать вывод в тетрадях по теме урока и подтвердить полученные знания о роли воды в жизни живых организмов примерами.  опираясь на свой жизненный опыт.

Учитель объявляет оценки, комментирует их.

Учащиеся читают вывод в тетрадях и приводят примеры.

Предположительно: сок у растений, кровь, слезы, пот у животных.

XI.            Задание на дом.

Учитель записывает на доске домашнее задание: параграф 23, опыт « Испарение воды листьями растения» на странице71-72, наблюдение за расходом воды в семье на странице 72 письменно

Учащиеся делают записи в дневнике.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:Обучающая: сформировать у учащихся понятие о воде, как необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов, растворителе веществ; об испарении воды листьями как способе охлаждаться.Развивающая: научить анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением организмов и способами добывать и сохранять воду.Воспитывающая: объяснять необходимость охранять воду и экономно использовать в быту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 181 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.07.2020 1153
    • DOCX 51.6 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саитгалина Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саитгалина Наталья Валерьевна
    Саитгалина Наталья Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 106610
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе