Конспект урока биологии в 5
классе
27 февраля 2016 года
Учитель: Дрогунова Татьяна Федоровна
Урок проведен в рамках методического дня школы
Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.
Цели урока:
Обучающая: сформировать у учащихся понятие о воде, как
необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов, растворителе
веществ; об испарении воды листьями как способе охлаждаться.
Развивающая: научить анализировать результаты
проведенных опытов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
между строением организмов и способами добывать и сохранять воду.
Воспитывающая: объяснять необходимость охранять воду
и экономно использовать в быту.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
-доказывать важность воды для жизни организмов;
-анализировать результаты проведенных демонстрационных
опытов, делать выводы;
-планировать, проводить опыт самостоятельно,
фиксировать результаты собственных исследований;
-участвовать в оценке отчетов одноклассников о
проведенных опытах;
-объяснять необходимость охраны воды, используя
доказательства, полученные на уроке.
УУД, формируемые на уроке:
предметные: уметь давать определения понятиям. Находить нужную
информацию, работая с «немым» рисунком. Анализировать результаты проведенных
опытов, делать выводы.
личностные: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться
к учителю и одноклассникам
регулятивные:
планировать, проводить опыт самостоятельно,
фиксировать результаты собственных наблюдений. Оценивать отчеты одноклассников
о проведенном опыте
коммуникативные:
уметь слушать учителя и одноклассников,
аргументировать свою точку зрения, учиться выступать перед аудиторией.
Основные термины и понятия, используемые на уроке: вода, растворение веществ,
опыт, испарение воды, охлаждение тела, охрана воды.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: изучение нового материала
Опорная схема урока
Вода - необходимое условие
жизни
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Оборудование: семена пшеницы, клубень картофеля,
пробирка, спиртовка, держатель, нож, бумажная салфетка, 3 вида кактусов,
презентация «сообщество пустыни»
Этап урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
I.
Организаци-онный
момент.
Мотивация.
|
Учитель: Ребята, сегодня для урока нам необходимы как всегда -
учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
У меня на столе лабораторное оборудование
Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. Это
вещество самое распространенное на Земле. Каждое живое существо нуждается в
нем, а человек без него проживет несколько суток. О каком веществе идет
речь?
|
Приготавливают все необходимое к уроку.
Учащиеся называют, что это вещество – вода.
|
II.
Постановка
учебной задачи
|
Ребята, предлагаю рассмотреть в учебнике рисунок 59, страница 70 и
ответить на вопрос:
-Можно ли жить без воды?
Выберите из него 3 картинки, которые кажутся вам интересными, и
придумайте к каждой из них такое название, чтобы в нем было слово вода.
Ребята, мы должны сегодня найти ответы на вопросы:
-Какое значение имеет вода в жизнедеятельности живых организмов?
-Как приспособились живые организмы добывать и сохранять воду?
-Как люди должны относиться к воде, понимая, что она источник жизни?
Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нам поможет получить ответы на
поставленные вопросы?
|
Учащиеся осмысливают картинки и делают выводы:
-Вода - среда обитания для живых организмов;
-животные на водопое;
-пустыня без воды лишена жизни.
Учащиеся записывают тему урока.
Высказывают свои предположения (опыты)
|
III.
Демонстрационный опыт: «Вода
- составная часть всех живых организмов»
|
Учитель демонстрирует Опыт 1.
Нагревает сухие семена в пробирке над пламенем спиртовки. На стенках
пробирки появляются капли воды.
Вопросы: 1)Откуда взялась вода на стенках пробирки?
2)Для чего нужна вода семенам?
Опят2.
Кусочек клубня картофеля кладется между листами бумажной салфетки и слегка
прижимается.
Вопросы:
1)Почему салфетка стала мокрой?
2)Для чего нужна клубню вода?
Опыт 3.
Ребята, а сейчас проведем наблюдение за своим организмом.
Сядьте спокойно, не разговаривайте и проверьте, будет ли под языком
набираться слюна?
Вопрос:
Для чего в ротовой полости человека вырабатывается жидкая слюна?
|
Учащиеся высказывают свои предположения.
Самонаблюдение за своим организмом.
Отвечают на вопрос.
Делают выводы.
|
IV.
Беседа «Вода раствори-тель
веществ, необходи-мых для организма и вредных для него»
|
Учитель предлагает выполнить задание, предлагаемые в тексте
параграфа.
1)
Сок винограда на вкус…
2)
Растения всасывают из
почвы растворенные в ней…
3)
Слезы и пот на вкус…
Учитель: Каким свойством воды можно объяснить эти жизненные процессы
у живых организмов?
|
Работа с учебником страница 71, привлекают свой жизненный опыт.
(сладкий, кисло-сладкий)
(минеральные соли)
(соленые)
Учащиеся высказывают предположения.
|
V.
Обобщение
материала.Выводы
|
Учитель: Ребята, что же вы узнали при помощи опытов и самонаблюдения
о роли воды в жизни живых организмов?
Предлагается самостоятельно в паре сформулировать вывод на
поставленный вопрос и записать в тетрадь.
Учитель: Сравните свой вывод с выводом параграфе и корректируйте, если
есть необходимость.
Учитель: Вода входит в состав живых организмов на Земле. В воде
растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма
вещества.
|
Работа в парах. Учащиеся формулируют вывод и
записывают в тетрадь.
Учащиеся зачитывают сформулированные выводы.
Учащиеся изучают вывод в параграфе на
странице 71,сравнивают, корректируют.
|
VI.
Физкультур-ная
минутка
|
Учитель: Ребята, вы хорошо работали и немного устали Предлагаю
восстановить работоспособность.
Все встали, приняли удобное положение и вместе со мной выполняем
комплекс упражнений.
1)»Черепаха»- наклоны головы вперед- назад.
2)»Маятник»- наклоны головы влево-вправо.
3)»Весы»- левое плечо вверх правое вниз. Поменяли положение рук.
4)»Тянемся потянемся»- руки вверх, вытягиваем позвоночник.
5)»С носка на пятку»- попеременно становимся на носки, на пятки.
Молодцы! Садитесь. Продолжим урок.
|
Учащиеся выполняют комплекс упражнений вместе с учителем.
(6-8 повторов)
|
VII.
Мотивация
учащихся на проведение домашнего опыта «Испарение воды листьями растения».
|
Учитель: А еще одно значение воды вы узнаете, когда проведете опыт в
домашних условиях.
Учитель проводит инструктаж по проведению опыта: « Испарение воды
листьями».
|
Учащиеся рассматривают рисунок 62 на странице 72, изучают календарь
наблюдений, задают вопросы учителю.
|
VIII.
Беседа
«Приспо-
бления живых организмов к добыванию
и сохране-нию воды.
|
Учитель обращает внимание учащихся на стоящие на столе кактусы.
Ребята, на примере этих причудливых растений давайте выясним :
1)Как кактусы добывают воду?
2)Как в засушливое время они ее сохраняют?
На экране демонстрируется кадр презентации «Сообщество пустыни.
Кактусы».
Учитель привлекает внимание учащихся к следующему кадру загадкой: »Какое
животное называют кораблем в пустыне?»
Демонстрируется кадр с изображением верблюда.
Вопрос:
1)Как верблюд добывает и сохраняет влагу?
Учитель делает обобщение беседы: всем организмам для жизни нужна
вода. Растения поглощают воду из почвы, животные и человек получают воду с
пищей и питьем.
|
Учащиеся рассматривают живые растения и кактусы на кадре, выдвигают
свои предположения.
Учащиеся высказывают предположения.
|
IX.
Беседа
«Охрана воды- условие сохранения жизни».
|
Учитель: скажите, ребята, а
достаточно ли на Земле чистой воды пригодной для питья?
Учитель: чем загрязняется
природная вода?
В результате обсуждения ,
учитель подводит учащихся к пониманию охраны и экономии воды. Мотивирует
учащихся на аналитическую работу дом.
Учитель: понаблюдайте, много ли
воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?
|
Учащиеся высказывают предположения о загрязнение природной воды в
результате деятельности человека.
Предположения учащихся.
|
X.
Рефлексия
|
Учитель предлагает учащимся еще раз прочитать вывод в тетрадях по
теме урока и подтвердить полученные знания о роли воды в жизни живых
организмов примерами. опираясь на свой жизненный опыт.
Учитель объявляет оценки, комментирует их.
|
Учащиеся читают вывод в тетрадях и приводят примеры.
Предположительно: сок у растений, кровь, слезы, пот у животных.
|
XI.
Задание
на дом.
|
Учитель записывает на доске домашнее задание: параграф 23, опыт «
Испарение воды листьями растения» на странице71-72, наблюдение за расходом
воды в семье на странице 72 письменно
|
Учащиеся делают записи в дневнике.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.