Биология 7 класс
Тема: Фотосинтез
Цель: Раскрыть
сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Для
реализации цели были определены следующие задачи:
Образовательная: углублять и
расширять представления о питании растений; познакомить с историей открытия
фотосинтеза, с условиями необходимыми для этого процесса; показать роль света
как необходимого условия протекания фотосинтеза;
Развивающие: прививать
практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на
основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода
листьями на свету;
Воспитательные: воспитывать
бережное отношение к растениям, подчеркивая значение фотосинтеза в природе и жизни
человека.
Тип урока: изучение
нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные
(вступительные слова учителя), исследовательские (лабораторный опыт).
Оборудование:
кинофрагмент “Фотосинтез”, презентация «Фотосинтез», тестовый раздаточный
материал.
Ход урока
1.
Организационный
момент.
Природа любит
загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?
400 лет
учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Что такое корень,
каково его значение понятно. А какова роль листа?
Листья
называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора».
Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение
погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Уже в
Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они
видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую
пищу поглощает растение и как оно это делает?
2.
Определение
темы урока, постановка цели
- Отгадайте
ребус, определите тему урока
- Какие цели
вы перед собой поставите?
3.
Постановка
проблемных вопросов
Как растения получают органическое вещество для
питания?
Какие органы растения участвуют в этом процессе?
Каково значение фотосинтеза в природе и жизни
человека?
4.
Изучение нового материала.
Просмотр
видеоролика (История изучения фотосинтеза, понятие и значение фотосинтеза)
5.
Лабораторная работа (карточки с заданими)
«Исследование факторов, влияющих на
процесс фотосинтеза».
Используя виртуальную
лабораторию: http://www.kscience.co.uk/animations/photolab.swf
6.
Определение значения фотосинтеза для живых
организмов
- Давайте выясним. Вспомним опыт
английского химика Джозефа Пристли и с помощью Интернет-ресурса проведем его
сами:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/da127169-310a-0510-a274-7930bfc0f98c/00135958560612765.htm
7.
Закрепление
1)
Ученые называют лист – лабораторией
растения.
Представим
себя в лаборатории растения.
На
ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать
карточки с нужными словами и выложить их на одну часть схемы условия
фотосинтеза, а на другую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может
быть она лишняя?
А может еще какое- то вещество образуется
при фотосинтезе? (кислород)
2) Составим словесное уравнение фотосинтеза
В качестве итога учитель предлагает обобщить полученные результаты
в виде “уравнения”:
Углекислый газ + вода
|
Солнечный свет
|
Органическое вещество
(сахар - крахмал) + кислород
|
—>
|
Хлорофилл
|
Этот процесс был назван
ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.
По схеме ученики дают
определение понятия “фотосинтез”:
Фотосинтез – процесс
образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических
за счет энергии света.
3)
Т
тестирование
Тест
1. Какие вещества образуются в процессе
фотосинтеза?
а) кислород б) вода в) углекислый
газ г) сахар
2. В каких клеточных органоидах протекает
фотосинтез?
а) в ядре б) в хлоропластах в) в
вакуолях г) в лейкопластах
3. Как доказать, что органические вещества
в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?
а) поставить растение на свет, а затем с
помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала
б) одно растение надо поставить на свет, а
другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в
растениях
в) поставить растение в темное место и
проверить содержание в нем крахмала йодной пробой
г) срезать лист у любого растения в
природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала
4. Какой ученый первым обнаружил
способность растений выделять на свету кислород?
а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в)
Жан Сенебье г) ван Гельмонт
5. Что произойдет с растением картофеля,
листья которого объел колорадский жук:
а) погибнет б) не образует клубни в)
начнет лучше куститься г) ничего не произойдет
8 . Подведение итогов урока.
Комментирование работы учащихся на уроке
VI. Домашнее задание.
- составьте рисунок - схему «Фотосинтез»
- в
тетради письменно ответить на биологические задачи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.