Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Скачать материал

Класс: 6

Тема: Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Задачи урока:

1.     знать значения безличных глаголов;

2.     знать формы безличных глаголов;

3.     уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;

4.     уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

 

Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные:

ЛУУД: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

ПУУД: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

РУУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

КУУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ.

Приёмы: необычное начало, своя опора, немой опрос, опрос-итог, творческое задание.

 

Предполагаемый результат

Знать

1. Особенности безличных глаголов.

2. Лексическое значение безличных глаголов.

3. Формы безличных глаголов.

Уметь

1. Уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме.

2. Уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

3. Уметь находить безличные глаголы в тексте.

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве

 

 

 

 

 

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много знаем о глаголе: морфологические признаки, синтаксическую роль. Но! «Богатство русского языка неизмеримо», - сказал К.Г. Паустовский. – Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания (проверка теории)

Задание №1.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?  … (глагол)

2. Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.

3. Как называется начальная форма глагола?  ... (инфинитив).

4. Какого вида бывают глаголы?  … (несовершенного и совершенного)

5. Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.

6. Какие три наклонения есть в русском языке?  … (условное, повелительное, изъявительное).

7. Суффикс –л-  - показатель …прошедшего  времени.

8. Глаголы изменяются по …лицам и числам.

9. Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением

Задание №2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, склонение, спряжение, разряд по значению.              

 Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.

Самопроверка

 

ΙΙΙ. Орфографическая минутка

Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.

Стро…ли, рассвета…т, пиш..т, темне…т, смерка…тся.

 

ΙV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (тема урока, цели урока)

Стадия осмысления

Выразительно прочитайте стихотворение:

Смеркается. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под ногой.

                                            (Иван Никитин)

-Какова тема текста?

Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.

Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?

Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются.

Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Учитель:  Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица?

Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Назовите тему урока.

 

V. Целеполагание. 

-Какие цели вы поставите перед собой?

(Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.)

 

VI. Решение поставленных задач (слайд 8)

Обучающимся предлагаются предложения:

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

 Ребѐнок не спит. Ему не спится.

 

Немой опрос. (Личный – встать, безличный – сесть)

1. Приближался рассвет. 2. Вечерело. 3. Весь день идёт дождь. 4. Как быстро рассвело! 5. Сегодня все хорошо работали! 6. Мне долго не спалось.

 

Заполнение таблицы

Задания: сравните предложения (найдите главные члены предложения); определите форму данных глаголов;

Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов.

 Анализируется текст .

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою

 Засветилось на том берегу. (А.Фет)

Задания: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения; найдите главные члены предложения; какие глаголы использует А.Фет?

(А.Фет использует безличные глаголы).

Почему?

Сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).

 

Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.

Задания:

·        определите время, лицо, число, род безличных глаголов;

·        попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

 

VII Индивидуальное исследование.

·        Обучающимся предлагается самостоятельно поработать с текстами

 Нивы сжаты, рощи голы,

 От воды туман и сырость.

 Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

 Ей сегодня примечталось...

 (С. Есенин)

Инструкция для выполнения работы.

1.     Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2.     Подчеркните главные члены предложения.

3.     Найдите личные глаголы.

4.     Найдите безличные глаголы.

5.     Укажите форму употребления глагола.

 

Самостоятельная работа упр.305

·        Составить 3-4 предложения с безличными глаголами.

 

VIII. Домашнее задание.

П.95; упр.304

ü *Найти 3 предложения с безличными глаголами в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», определить их форму и синтаксическую роль;

ü **Написать мини-сочинение на тему «Волшебница-зима» с использованием безличных глаголов

 

IX. Рефлексия

 Чему научились?

 Что показалось самым трудным?

Х.Подведение итогов работы.

 

-Убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 6 классе "Безличные глаголы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 274 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.05.2020 1613
    • DOCX 26.4 кбайт
    • 171 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чеботарев Сергей Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чеботарев Сергей Андреевич
    Чеботарев Сергей Андреевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94356
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции