Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока "Бессоюзное сложное предложение"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»













Конспект

урока русского языка по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

с аспектным анализом




















Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района

Панькина Галина Борисовна







Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: образовательные:

-дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать

смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

-формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;

-употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

-формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

-активизирование познавательной деятельности учащихся;

-обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», раздаточный материал с текстом « Летний вечер»


Ход урока

1 Организационный момент

Эпиграф.

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; так, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. М.Ломоносов

2. Актуализация знаний -Сегодняшний урок мы с вами , ребята, посвящаем повторению материала о бессоюзном сложном предложении. Вспомним…

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Чем отличаются бессоюзное сложное предложение от сложносочиненного и сложноподчиненного?

- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и т.д.

- Где используется это свойство бессоюзных сложных предложений?

3. Изучение нового материала

Анализ фрагментов из отдельных глав романа « Евгений Онегин»

Обратимся к 5 главе романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин», в частности к эпизоду « Сон Татьяны».

« И снится чудный сон Татьяне…»

Чтение данного эпизода ( читает подготовленный ученик)

- Какова роль сна Татьяны в структуре произведения?

Сон Татьяны реалистичен и символичен одновременно. Приоткрывая для нас внутреннюю психологическую характеристику героини, он выполняет и композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с теми трагическими событиями, которые разыграются в 6 главе.

То, что мы узнаем о будущей драме чуть раньше, характеризует Татьяну как умного, чуткого человека. Она стоит значительно выше своей среды. То зверье, увиденное во сне, напоминает соседей Лариных, только внешне похожих на людей. Увиденное во сне говорит о том, что она могла верно оценить окружающих её людей.

Анализ 11 строфы:

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

- Какой знак БСП здесь используется? ( точка с запятой)

- Почему автор использует именно этот знак?

Анализ 12 строфы.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из – под него явился?

- Почему и здесь Пушкин использует точку с запятой?

Анализ 14 строфы.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

- Почему точка с запятой ставятся между столь короткими предложениями?

- Как называется такой прием намеренного пропуска члена предложения?

Анализ 16 строфы.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут на капли толку,

Глядит она тихонько в щелку;

И что же видит? … за столом

Сидят чудовища кругом.

Один в рогах, с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

- Почему в этой строфе поэт ставит двоеточие?

- Какой еще знак стоит в бессоюзном сложном предложении?

Сравните два эпизода: «Сон Татьяны» и « Именины Татьяны»

- Кого напоминают вам гости на именинах в доме Лариных?

Чтение фрагмента письма Татьяны « Другой, …нет, никому на свете не отдала бы сердца я..»

- Как называется такой прием сравнения образов?

- Чем еще интересен данный отрывок?

- Что достигается этим?

Анализ 18 строфы.

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

- Почему в данном фрагменте в БСП стоят тире?

Выводы.

- Почему А.С.Пушкин так много использует бессоюзных сложных предложений в данных фрагментах.

Их использование позволяет автору показать широту и многообразие русской жизни в романе.

Литературовед Б.В.Томашевский писал, что « у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

4. Первичное закрепление

Мы рассмотрели случаи употребления бессоюзных сложных предложений в поэтической речи. А сейчас обратим внимание на употребление БСП в прозе. Многие русские писатели поднимали вопрос о роли прозы и поэзии в жизни человека. И. А.Бунин часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался по тому вопросу на редкость убежденно: «…не признаю …деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме». Сам художник весьма быстро достиг такого мастерства, осуществив свое же пожелание: Анализ предложения:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелеста утра, до первых росинок зари.

- Какие знаки бессоюзного сложного предложения поставлены в данном предложении?

- Что особенного в данном предложении?

Сравнение ночи с мягким пологом, именно мягким, а не тяжелым,

который, конечно, давил бы, а не лежал на заснувших полях.

Лексический повтор:

Ещё долго было еще много времени до первого лепета, до первых

шорохов, до первых росинок.

5. Самостоятельная работа учащихся с коллективной проверкой:

Задание: расставить недостающие знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, объяснить условия их постановки на индивидуальных листах.

Летний день.

В летние туманные дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из- под ног, тотчас же исчезнет в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Вы видите длинную черную полосу и принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже.

Вот ветер мягко шевельнётся, и клочок бледно – голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар;

Золотисто – желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, и опять все заволоклось. Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет торжествует, а последние волны разогретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. И.С.Тургенев

6. Подведение итогов урока.

    1. Какова роль тире в предложении

Высоко над нами прошумел ветер - предвестник бури.

А) разделяет подлежащее и сказуемое

Б) обозначает пропуск члена предложения

В) разделяет части бессоюзного сложного предложения

Г) отделяет приложение

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого

Б) предложения рисуют быструю смену событий

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие

из того, о чем говорится в первом предложении


3.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном

предложении Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом

Б) второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения

Домашнее задание: выписать из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» примеры на все случаи постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.










  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: образовательные:

-дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать

смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

-формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;

-употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные:

-формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

-активизирование познавательной деятельности учащихся;

-обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Автор Панькина
Дата добавления 05.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 518
Номер материала MA-070552
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы