Инфоурок Литература Другие методич. материалыКонспект урок по рксскому языку на тему Типы норм литературного языка. Норма и культура речи»

Конспект урок по рксскому языку на тему Типы норм литературного языка. Норма и культура речи»

Скачать материал

Типы норм литературного языка. Норма и культура речи»

Цели: 

1.     Подробно остановиться на нормах литературного языка.

2.     Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение норм языка).

Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы (Приложение, слайд №1) лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На уроке мы остановимся на синтаксических нормах.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). (Приложение слайд №2).

В каждой группе по 6 карточек одного варианта. Один из учеников читает задания (они одинаковые, только предложения у каждой группы разные).

Учащиеся коллективно выполняют задания.

Цель задания: выяснить, воспринимают ли учащиеся визуально и на слух грамматические ошибки.

1.     Самопроверка после выполнения заданий (на доске 4 варианта правильных ответов). (Приложение слайд №3).

2.     Слово учителя. Сделать вывод, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы называют только те, которые могут объяснить, так как это будет домашнее задание: определить тип синтаксической ошибки).

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием опорного конспекта. 

Опорный конспект даётся каждому учащемуся. Ученики знакомятся с конспектом, обсуждают его, затем по очереди по одному человеку из группы поясняют каждый из 8 пунктов. (Смотри “Опорный конспект”).

Вывод. Когда в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм? Вывод делают учащиеся.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;
  • именах собственных в предложении;
  • в предложениях с причастным оборотом;
  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;
  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
  • при других формах согласования главных членов предложения;
  • при употреблении деепричастного оборота;
  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

5). Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку). Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.

2. Упражнение. Выполнение в группах. (Приложение слайд №4).

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Обвести в кружок.

После выполнения ученики сверяют свои варианты с доской, где записаны правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. Оценивается работа каждой из 4 групп по формуле: количество правильных ответов умножается на 5 и делится на общее количество правильных ответов.

VI. Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. (Приложение слайд №5).

Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

VIII. Домашнее задание. 

1.     Определить тип синтаксических ошибок в карточках (вариант №1-4)

2.     Подобрать самостоятельно задания с нарушениями синтаксических норм (12-15 заданий) (для использования на компьютере) или выполнить тестовые задания ЕГЭ 2008 г. (Вариант 1 - 10 части I задания А6). Пособие Пучковой Л.И. Русский язык 2008 г.

3.     Запомнить теоретический материал “Синтаксические нормы русского языка”. (Опорный конспект).

IX. Выводы по уроку. 

1.     Перечислить основные синтаксические нормы русского языка.

2.     Привести примеры предложений с нарушениями синтаксических норм.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урок по рксскому языку на тему Типы норм литературного языка. Норма и культура речи»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок расширяет сведения о культуре речи, стилях и жанрах письма, основах публичной речи и построении устного и письменного высказывания.Призван уверенно и грамотно аргументировать свою речТипы норм литературного языка. Норма и культура речи»Цели: 1.Подробно остановиться на нормах литературного языка.2.Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение норм языка).Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект.Ход урокаI. Организационный момент.II. Слово учителя по теме урока.Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы (Приложение, слайд №1) лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На уроке мы остановимся на синтаксических нормах.ь в различных ситуациях повседнего общения

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья ,,Проектная деятельность на уроке литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся 5-11 классов.""
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: О романе «Евгений Онегин»
  • 03.01.2021
  • 190
  • 4
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
Литературная гостиная "Поэты серебряного века"
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века (Л. А. Смирнова)
  • 03.01.2021
  • 460
  • 6
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.07.2020 159
    • DOCX 17.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорян Наира Арамовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорян Наира Арамовна
    Григорян Наира Арамовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97020
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе