Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Конспект учебного занятия

Конспект учебного занятия

Скачать материал

Буквы Ё, ё

Цель: познакомить детей с буквой ё; научить читать её в словах и слогах; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей; прививать интерес к книгам; развитие устной речи; создавать условия для развития логического мышления, смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.

Оборудование: букварь, касса букв, изображение ёжика; образ буквы Ё; книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли.

Но позвал вас всех звонок,

Начинать пора урок.

2. Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка

Упражнение «Подуем на чай»

- Сделайте глубокий вдох и на выдохе «подуйте на горячий чай».

Упражнение «Вкусное варенье»

- Слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

Упражнение «Вдох-выдох»

- Руки вперед – вдох, руки опустить вниз – выдох

- Руки в стороны – вдох, руки опустить вниз – выдох

- Руки вверх – вдох, руки опустить вниз - выдох

3. Работа по развитию речи.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. - Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

- А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.

Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

- На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой темой.

- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).

- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?

(гласный)

- Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

- Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

- Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”).

А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра «Поймайте звук»: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.

- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС - НЁС ГРЁ

ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ

НЁ РОВ - РЁВ СВЁ

СЁ МОД - МЁД ПЛЁ

РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ

ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ

6. Работа по учебнику (с.118-119)

Слого-звуковой анализ слов ёжик, ёж

Чтение слов:

Хоровое чтение

Чтение слов «цепочкой»

Индивидуальное чтение: по строчкам, по столбцам

Выборочное чтение

Работа с текстом «Ошибка»:

Чтение учителем

Чтение учащимися

Выборочное чтение

Работа над выразительностью чтения


7. Физкультминутка.

С физкультурой я дружу,

Свою спинку разогну,

Руки кверху подниму,

А потом их опущу.

А потом попрыгаю:

Раз-два-три.

Ручками похлопаю,

Ножками потопаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно.


8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?

- А попробуйте изобразить эту позу.

- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

- Вот почему люди так говорят.

- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?

- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение?

- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку.

Мы справились с вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.

(текст напечатан на доске. Читаем хором)


Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)


ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. Запомните: буква Ё всегда ударная.


9. Итог.

- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какая это буква, гласная или согласная?

- Сколько звуков может обозначать? Назовите эти звуки.

- Что еще интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

- Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)


Конспект учебного занятия
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Учебное занятие по обучению грамоте (чтение). Тема «Буквы Ё, ё». Цель данного занятия:познакомить детей сбуквойё; формировать умения читатьслова с буквой ё в случаях, когда она обозначает слог-слияние;совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей;прививать интерес к книгам; развитие устной речи;создавать условия для развития логического мышления,смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Таркайло Елена Александровна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 329
Номер материала MA-065802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓