Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект учебного занятия

Конспект учебного занятия

Скачать материал

Буквы Ё, ё

Цель:  познакомить детей с  буквой  ё;  научить читать её в словах и слогах;  совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей;  прививать интерес к книгам; развитие устной речи;  создавать условия для развития логического мышления,  смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.

 

 Оборудование: букварь, касса букв,   изображение ёжика; образ буквы Ё;  книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

     Вы, ребята, отдыхали,

     Веселились и играли.

     Но позвал вас всех звонок,

     Начинать пора урок.

 2. Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка

     Упражнение «Подуем на чай»

   - Сделайте глубокий вдох и на выдохе «подуйте на горячий чай».

     Упражнение «Вкусное варенье»

    - Слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

      Упражнение «Вдох-выдох»

   - Руки вперед – вдох, руки опустить вниз – выдох

   - Руки в стороны – вдох, руки опустить вниз – выдох

   - Руки вверх – вдох, руки опустить вниз - выдох

 3. Работа по развитию речи.

 Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной;

 Иголок много – много

 А ниток - ни одной.

 - Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. - Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

 - А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.

 Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

 - На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

 - А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

 А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

 4. Знакомство с новой темой.

 - Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).

 - Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?

 (гласный)

 - Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

 - Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

 - Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”).

 А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

 -Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

 - А вторым подарком нашему буквёнку будет игра «Поймайте звук»: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

 Приготовились! Начали:

 ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.

 - Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

 5. Разминка

 Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

 ТЁ НОС - НЁС ГРЁ

 ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ

 НЁ РОВ - РЁВ СВЁ

 СЁ МОД - МЁД ПЛЁ

 РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ

 ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ

 6. Работа по учебнику (с.118-119)

Слого-звуковой анализ слов ёжик, ёж

Чтение слов:

•        Хоровое чтение

•        Чтение слов «цепочкой»

•        Индивидуальное чтение: по строчкам, по столбцам

•        Выборочное чтение

Работа с текстом «Ошибка»:

•        Чтение учителем

•        Чтение учащимися

•        Выборочное чтение

•        Работа над выразительностью чтения

 

7. Физкультминутка.

С физкультурой я дружу,

Свою спинку разогну,

Руки кверху подниму,

А потом их опущу.

А потом попрыгаю:

Раз-два-три.

Ручками похлопаю,

Ножками потопаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно.

 

 8. Работа по развитию речи.

 Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

 И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

 - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?

- А попробуйте изобразить эту позу.

 - Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

 - Вот почему люди так говорят.

 - Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?

 - Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение?

- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку.

 Мы справились с вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.

 (текст напечатан на доске. Читаем хором)

 

 Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

 - Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

 - А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

 (слова напечатаны на доске)

 

 ЁЛКА   ТВОЁ   ЁЖИК   ПЕНЁК   ЗВЕРЁК   КОТЁНОК   ВЕСЁЛЫЙ

 А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. Запомните: буква Ё всегда ударная.

 

 9. Итог.

 - Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились?

-  Какая это буква, гласная или согласная?

- Сколько звуков может обозначать? Назовите эти звуки.

 - Что еще интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

 - А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

 - Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

 - Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

 Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект учебного занятия"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебное занятие по обучению грамоте (чтение). Тема «Буквы Ё, ё». Цель данного занятия:познакомить детей сбуквойё; формировать умения читатьслова с буквой ё в случаях, когда она обозначает слог-слияние;совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей;прививать интерес к книгам; развитие устной речи;создавать условия для развития логического мышления,смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.02.2020 118
    • DOCX 20.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акимова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акимова Светлана Владимировна
    Акимова Светлана Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72025
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2690 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 490 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе