Буквы
Ё, ё
Цель: познакомить
детей с буквой ё; научить читать её в словах и слогах; совершенствовать
навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с
изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей;
прививать интерес к книгам; развитие устной речи; создавать условия для
развития логического мышления, смысловой догадки, обогащения словарного
запаса, формирования творческих способностей учащихся.
Оборудование:
букварь, касса букв, изображение ёжика; образ буквы Ё; книга И.И. Акимушкина
«Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я».
Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.
Ход
урока:
1.
Организационный момент.
Вы, ребята,
отдыхали,
Веселились и
играли.
Но позвал вас
всех звонок,
Начинать пора
урок.
2. Речевая,
артикуляционная и дыхательная разминка
Упражнение
«Подуем на чай»
- Сделайте
глубокий вдох и на выдохе «подуйте на горячий чай».
Упражнение
«Вкусное варенье»
- Слегка
приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая
движения языком сверху вниз.
Упражнение
«Вдох-выдох»
- Руки вперед –
вдох, руки опустить вниз – выдох
- Руки в
стороны – вдох, руки опустить вниз – выдох
- Руки вверх –
вдох, руки опустить вниз - выдох
3. Работа по
развитию речи.
Сердитый
недотрога
Живёт в глуши
лесной;
Иголок много –
много
А ниток - ни
одной.
- Кто же это?
(Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. - Давайте подберем к слову ёж
родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)
- А мне вот
кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.
Ведь тоже с
иголками… (Ответы детей)
- На самом деле,
дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова,
а общая только одна буква.
- А вам нравится
этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Будем стараться
составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание
детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).
А посмотрите,
какие у ёжика ножки… (Описание детей).
4. Знакомство с
новой темой.
- Молодцы,
ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках
нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).
- Давайте
произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?
(гласный)
- Из скольких
звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).
- Вот, посмотрите
на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он
с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать
предшествующую согласную мягкой!
- Теперь нам надо
поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким
буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”).
А под какой
буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )
-Хорошо! А теперь
давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка,
ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
- А вторым
подарком нашему буквёнку будет игра «Поймайте звук»: я буду называть слова, а
вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Приготовились!
Начали:
ёлка, ежевика,
юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.
- Ну что же, я
думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся
читать слоги и слова с этим буквёнком.
5. Разминка
Читаем столбики,
написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко
проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз –
быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем –
вверх. Потом переходим к следующему столбику
ТЁ НОС - НЁС ГРЁ
ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ
НЁ РОВ - РЁВ СВЁ
СЁ МОД - МЁД ПЛЁ
РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ
ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ
6. Работа по
учебнику (с.118-119)
Слого-звуковой
анализ слов ёжик, ёж
Чтение слов:
• Хоровое
чтение
• Чтение
слов «цепочкой»
• Индивидуальное
чтение: по строчкам, по столбцам
• Выборочное
чтение
Работа с текстом
«Ошибка»:
• Чтение
учителем
• Чтение
учащимися
• Выборочное
чтение
• Работа
над выразительностью чтения
7. Физкультминутка.
С физкультурой я
дружу,
Свою спинку
разогну,
Руки кверху
подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю:
Раз-два-три.
Ручками похлопаю,
Ножками потопаю.
Сяду я за парту
стройно,
Чтоб вести себя
достойно.
8. Работа по
развитию речи.
Отдохнули немного,
теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание.
Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы,
люди, так говорим?
И первое его
слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
- Давайте
порассуждаем, когда мы съёживаемся?
- А попробуйте
изобразить эту позу.
- Никого она вам
не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди
так говорят.
- Ну, что же, с
первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы
называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?
- Молодцы! И
второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто
говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли
вы, дети, такое выражение?
- Ну что ж,
придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы
послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы
употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку.
Мы справились с
вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё,
сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у
буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.
(текст напечатан
на доске. Читаем хором)
Однажды буква Е
убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она
спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от
которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую -
букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
- Понравилась вам
сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк,
добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда
ударная).
- А давайте
проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны
на доске)
ЁЛКА ТВОЁ
ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем
читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. Запомните: буква Ё
всегда ударная.
9. Итог.
- Вот и подходит
к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какая это
буква, гласная или согласная?
- Сколько звуков
может обозначать? Назовите эти звуки.
- Что еще
интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда
ударная).
- А кто нам помог
в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
- Ребята, если
вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю
вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и
энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и
рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная
информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
- Ах, да, чуть не
забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается
ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.